Бессмертный полк культуры: Лаврентий Павлович Рожнов
05 мая, 19:00
Лаврентий Павлович Рожнов известен бузулукским старожилам и краеведам, как фронтовик и первый директор Бузулукского краеведческого музея.
Родился он в 1903 году в селе Лабазы, которое и поныне находится недалеко от Бузулука. Те, кто родился в начале XX века едва успели увидеть мирную жизнь. Первая мировая война переросла в России в две революции и кровавое гражданское противостояние. Крестьянский юноша Лаврентий Рожнов, осознанно или нет, сделал свой выбор. В 1919 году вступил в комсомол, добровольцем пошел в 25 стрелковую (Чапаевскую) дивизию. Потом на многие годы оказался в Средней Азии (Узбекская и Киргизская ССР). Служил пограничником где-то до 1936 года, сражался с басмачами, участвовал в разгроме формирований Ибрагим-бека (1889-1931). В 1942 году Лаврентий Рожнов добровольцем пошел на фронт, был командиром стрелкового батальона 136 стрелковой дивизии 1-го Украинского фронта. Особо отличился при форсировании Днепра и в боях за Киев15 октября 1943 года. За свои подвиги был представлен к награждению орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Вот, что сообщал в представлении на старшего лейтенанта Рожнова командир полка «…В период атаки тов. Рожнов проявил геройство и мужество, воодушевлявшее бойцов, шел в первых рядах атакующих, в трудные минуты бросился вперед с лозунгом: «За Родину! За Сталина! Вперед!»… Благодаря умению и личному геройству тов. Рожнова, бойцы 2-го батальона обратили противника в паническое бегство и преследовали его на протяжении 7 км. В результате боя 15 октября, 2-й б-он отбил у противника: 2 грузовых автомашины-вездеходы с боеприпасами, штабную повозку с документами. Три орудия, из которых один «Фердинанд», 16 ручных пулеметов с боеприпасами, шесть лошадей в упряжке». Это о боях под Киевом. Ходатайство комполка поддержали командиры дивизии и корпуса, но Военный совет армии решил иначе. В резолюции было указано, что Рожнов достоин награждения орденом Суворова III степени. Военный совет фронта по каким-то неизвестным сейчас причинам, удостоил Рожнова орденом Красного Знамени. Этот орден хранится теперь в Бузулукском краеведческом музее. В наградных документах не указывалось, что стрелковый батальон под его командованием вместе с танковым взводом и артбатарей на трое суток оказались в оперативном окружении немцев под Киевом. Лаврентий Рожнов так организовал боевые действия, что противник не смог разгромить батальон, а потом наши бойцы, как говорят в таких случаях, «на плечах» немцев еще и ворвались в Киев.
Вот, что впоследствии вспоминал сам Лаврентий Егорович: «Лесистая местность помогала нам успешно держать оборону и наносить фашистам ощутимые удары с тыла. Зная из предыдущих боев о том, что гитлеровские вояки боятся в лесу вести бои и чувствуют себя как зайцы, боясь каждого куста, мы делали смелые вылазки и нападали на фашистов с тыла, сеяли среди них панику, разбежавшихся по лесу расстреливали, а часть из них
брали в плен… мы взяли в плен 45 фашистов среди, которых одного офицера с легковой машиной… у этого офицера были забраны очень важные документы». (Сведения из фондов Бузулукского краеведческого музея).
Лаврентий Рожнов вспоминал, как его батальону пришлось сражаться с власовцами, которые, на их участке фронта не бегали от частей Красной Армии, а отчаянно дрались. Вспоминал о том, насколько серьезным и подготовленным врагом были фашисты. Многие из них даже в условиях окружения отказывались сдаваться в плен, предпочитая смерть. Лаврентий Егорович, дослужился до звания майора, был награжден 2-мя орденами Красного Знамени, Орденом Отечественной войны II степени, Орденом Красной Звезды и медалями. В 1946 году демобилизован по состоянию здоровья. Работал инструктором ЦК, заместителем министра соцобеспечения Киргизской ССР, после вернулся в Бузулук.
В 1950-ые годы бузулучане настойчиво добивались открытия краеведческого музея. То, что не получилось до войны, они старались выполнить после нее. Добились поддержки областного партийного и советского начальства области, писали письма председателю Совмина РСФСР. С большим трудом музей был открыт в 1954 году. Первым директором назначили Рожнова. Вместе с исполкомом и научным советом была развернута большая работа по приведению в порядок и ремонту первого здания музея, по подбору музейных предметов, документов и воспоминаний, по организации экспозиций. В музей пришли первые посетители. Это был волшебный момент.
Лаврентий Егорович искал деньги на предприятиях, объездил музеи Оренбурга, Бугуруслана и Куйбышева, архивы в Москве и Ленинграде. Фонды пополнились ценными предметами и документальными материалами. Только сейчас приходит понимание того, насколько методически верно действовали первые сотрудники музея, какими они были подвижниками. Причем штат состоял всего из трех человек: директор, научный сотрудник, техничка. Зарплаты были небольшими, и, Лаврентий Рожнов вспоминал, что в краеведческих музеях, особенно директорами, как правило работали только пенсионеры.
Едва прошла первая эйфория от открытия музея, начались бесконечные проверки и придирки, особенно со стороны горфинотдела: «Зачем вам иметь медведя, когда они у нас не водятся, зачем вам ухваты, кочерги и пряхи, когда они отживают свой век? Почему дорого уплатили за картину, скульптуру и другие вещи – все это относили за счет директора музея». Медведи, кстати, под Бузулуком водились, правда, в начале XIX века их уже истребили. Разве все это объяснишь крючкотворацам… Таким был третий фронт Лаврентий Рожнова. Много сил и нервов было положено на создание музея.
Нам удалось связаться с родственниками Рожнова. В Лабазах проживает Мария Ивановна Овтина, 1940 года рождения, племянница первого директора музея. Она рассказала нам о том, что в семье его называли дядей Лаврушей, как его любили и уважали. В один из дней, в 1950-ые годы, он
приехал в Лабазы к родной сестре и вдруг узнал, что местная власть у нее забрала корову за неуплату налогов. Мало, кто знает, но в те времена личные подворья крестьян обкладывались высоким натуральным налогом. Так вот Рожнов пошел и вернул корову домой. Как он объяснялся с начальством, доподлинно неизвестно, но за такие поступки можно было крепко пострадать. Жил Лаврентий Егорович со своей женой Анной, тоже лабазинской уроженкой. В Бузулуке они проживали в небольших комнатах. Прежние заслуги, несмотря на участие в Гражданской войне, пограничную службу и боевые награды за Великую Отечественную войну, работу на высоких должностях не очень-то, видимо и учитывались в решении квартирного вопроса. Может быть дело было в скромности Лаврентий Егоровича. Умер в 1980-ые годы. Супруги Рожновы похоронены в своих родных Лабазах.
Директор Бузулукского краеведческого музея Сергей Колычев
Автор: Портал культура