Бессмертный полк культуры: Михаил Соломонович Клипиницер
14 июля, 17:06
Поэт, журналист Михаил Клипиницер был первым председателем Оренбургской организации Союза писателей России. В тогдашний Чкалов он приехал в 1934 году из Самары.
– Учился я три года в Самарской частной гимназии. После смерти отца, когда мне было двенадцать лет, начал работать, – напишет Михаил Клипиницер в автобиографии. –Одновременно учился в школе взрослых. Детство было интересным. Три брата и сестра учились. По вечерам за столом, освещенным керосиновой лампой, книги вслух читали, учили стихи. Поэтому, наверное, я лет с двенадцати начал писать стихи.
Подающего надежды молодого автора пригласили в газету «Чкаловская коммуна». Он также заведовал литературной частью драматического театра и руководил книжным издательством. Осенью 1941 года Клипиницер ушел на фронт. Стал он корреспондентом дивизионной газеты «Боевой натиск», сформированной в Чкалове 360-й Невельской стрелковой дивизии, затем заместителем редактора газеты.
– Годы войны, – вспоминал Михаил Клипиницер, – самые памятные и трудные в жизни моей. И потому, что пришлось переучиваться, привыкать к армии, и потому, что это была особая работа – связанная с ежедневным риском и опасностями. Первые мои заметки в дивизионной газете были плодом тяжкого труда. Поиск терминов, обозначение действий, маневра, специфика знания и применения оружия, осведомленность об уставных положениях – все это давалось гражданскому журналисту нелегко. Работа в газете на войне требовала и большой физической выносливости. В этом отношении я был еще в силе – мне шел тридцать пятый год. А выносливость нужна была для участия в маршах и боях. Чтобы правдиво писать о солдате, надо было ни в чем не отставать от него. Мое поведение на фронте целиком должно было отвечать заповеди русского адмирала Макарова: «Пишу о том, что вижу. Чего не вижу – о том не пишу». А «вижу» означало не сидение в землянке, а участие в бою.
По мнению коллег, лучшими публикациями Клипиницера напечатанными в «Боевом натиске», были материалы, появившиеся в результате его личного участия в засаде под городом Велижем зимой 1942 года, в боях за населенные пункты Верхне-Ольгово и Бабуры, при штурме Невеля. Михаил Соломонович в годы Великой Отечественной войны был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», Орденом Красной Звезды. С 1942 года в областной газете «Чкаловская коммуна» печатались статьи Клипиницера, повествующие о положении на фронте.
– Путь бандитской «грабь армии» людоеда Гитлера отмечен пытками, грабежом, издевательствами над мирным населением, – гласила одна из заметок автора. – Вот, что рассказала в селе С., ныне освобождённом Красной Армией, продавщица сельпо Анна Григорьевна Спирина: – Как только фашисты ворвались в наше село, они стали ходить по домам. Первым их вопросом, когда они вошли ко мне, было: «Сало есть, масло есть, хлеб есть?» У меня отобрали все продукты. Не брезговали ничем – тазы, ведра, сковородки, все забрали. Все время угрожали оружием. Моя дочка спала вместе с детьми соседки. Проклятые немцы, размахивая оружием, стащили со спящих детей одеяло. Одеты они легко, и напяливают на себя все, что попадется под руки: платки, кофты, береты. Повяжут голову платком, поверх наденут пилотку, а под шинель – женскую кофту. А что из одежды утащить не могут, то рвут, уничтожают».
В своих публикациях военный корреспондент часто рассказывал о жизни и службе солдат не «героических» профессий – о связных, подносчиках патронов, работниках фронтовой кухни, шоферах, тех, чей труд не заметен, но очень необходим на войне.
– Красноармеец Пастухов три раза в день доставлял на линию огня горячую пищу, – писал корреспондент. – И когда бойцы покушают, он довольный докладывает командиру: «Всех накормил, товарищ командир. Все сыты!» Так было и на этот раз. Пастухов нес ведро с горячим супом. Когда он поднимался из оврага, вдруг заметил впереди какое-то движение. Боец пристально всмотрелся... Немцы! Фашисты тащили пулемет, выбирая место, где бы его поставить. Пастухов поставил ведро с супом и быстро выбрал удобную позицию. Он прицелился, и один за другим загремели выстрелы. Боец стрелял метко – вот уже три немца упали в снег. Вот еще двое, один за другим полегли. Остальные бросились бежать. Пастухов стрелял им вслед, и меткая пуля догнала еще одного немца.
В годы Великой Отечественной войны Михаилу Соломоновичу чаще приходилось писать прозу, но о поэзии он также не забывал. Его стихотворения призывали солдат защищать Родину от немецких захватчиков:
– Пусть каждый выстрел ненавистью дышит,
Ведь родина, как мать, нам дорога.
Прицелься лучше и стреляй, как Гришин,
Чтоб каждой пулей поражать врага.
Когда на мушку ты поймаешь фрица,
Нажмешь курок и крепко стиснешь рот, -
Припомни, как стервятником кружится
Над городом фашистский самолет.
После демобилизации в 1952 году, Михаил Соломонович вернулся в Чкалов. Работал в чкаловских газетах, в том числе заведующим отделом культуры областной газеты «Чкаловская коммуна». С 1959 по 1964 год – редактор областного книжного издательства. Михаил Соломонович редактировал произведения художественную литературу, книги оренбургских писателей, сборники стихов Надежды Кондаковой, Геннадия Хомутова и других авторов. В 1964 году, после закрытия Оренбургского книжного издательства, Клипиницер работал редактором музыкальных передач Оренбургской студии телевидения.
Уйдя на пенсию, в 1967 году Михаил Соломонович занялся исследованием истории боевого пути дивизий, сформированных в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на территории Чкаловской (Оренбургской) области. Клипиницер работал в архиве Министерства обороны в Подольске. Итогом работы журналиста стали буклет, посвященный 360-й Невельской дивизии, а также вышедшая в 1974 году в Южно-Уральском издательстве (Челябинск) книга воспоминаний ветеранов дивизии «В первом эшелоне». Все эти годы в оренбургских газетах публиковались стихи Клипиницера и литературоведческие статьи. Наиболее полная публикация поэзии Михаила Клипиницера состоялась после его смерти в 1992 году. В 1997 году печатный дом «Димур» издал сборник «Стихи сбываются».
Материал создан на основе публикации заведующей сектором обслуживания отдела краеведения Оренбургской областной библиотеки им. Н.К.Крупской Екатерины Косцовой
Автор: Портал культура