Шрифт
Цвет
Фото

«Восхождение» Ларисы Шепитько на кинофестивале в Оренбурге (16+)

17 августа, 19:31

Кроме конкурсных показов на XIII Международном кинофестивале будет представлена ретроспективная программа, посвящённая 75-летию Великой Победы. В её рамках зрители увидят культовые советские фильмы о войне. 24 августа в 18:00 в летнем кинотеатре «На Беловке» вниманию публики предстанет лента «Восхождение» режиссёра Ларисы Шепитько.

Военная драма по повести Василя Быкова стала последним завершённым фильмом Шепитько, своеобразной исповедью режиссёра. Спустя три года после его выхода на экран, Шепитько погибла в автокатастрофе. Историю создания и воплощения этой киноленты окружает множество мистических подробностей. Сама режиссёр относилась к съёмкам этой картины, как к смыслу жизни.

– Желание поставить «Восхождение» было потребностью почти физической. Если бы я не сняла эту картину, это было бы для меня крахом. Я не могла найти другого материала, в котором сумела бы так передать свои взгляды на жизнь, на смысл жизни.

Действие происходит в оккупированной немцами Белоруссии. Кадровый военный Рыбак сдаётся фашистам и участвует в казни офицера Сотникова. Сцена его предательства – аллюзия библейского сюжета о предательстве Иуды. Режиссёр не скрывала подтекста, и заявляла при поисках кандидата на главную роль держать в уме образ Христа. За что и пострадала картина. Шепитько пришлось добиваться сначала разрешения на съёмки, а затем фильм оказался на грани запрета к показу. Главным пунктом обвинения было то, что Лариса «сделала из партизанской повести религиозную притчу с мистическим оттенком». Для советского атеистического кино это было крамолой. Шепитько отвечала, что история о том, как один предаёт другого, стара как мир, а Иуда и Христос были во все времена.

Картина оказалась судьбоносной не только для Шепитько. Актёры признавались, что работа в этом фильме повлияла на их мировоззрение.

Владимир Гостюхин описал съёмочный процесс, как «смерть в каждом кадре». Сама Шепитько говорила, что мысль о возможной смерти не покидала её, именно это состояние она и хотела выразить на экране.  Гостюхин вспоминал, что настолько перевоплотился в Рыбака, что даже гримировочный синяк не сходил с лица три недели. После съёмок картины актёр пытался прийти в себя, отойти от образа своего персонажа, и отказался сниматься в следующей картине Ларисы Шепитько — «Прощание с Матёрой», несмотря на настойчивые просьбы Шепитько. Впрочем, лента так и не была завершена. Во время съёмок фильма Лариса Шепитько разбилась в автокатастрофе вместе с оператором, который также снимал «Восхождение» – Владимиром Чухновым.

Полностью программу ретроспективы, посвящённой 75-летию Победы смотрите здесь.

Автор: Марина Бошина