«Молочница» («Крестьянка с подойником») Алексея Венецианова: святая простота
24 апреля, 08:05
На картине изображена одна из крестьянок Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Именно там находилось имение художника, куда он окончательно переехал после 1819 года, оставив службу и решив посвятить себя совершенствованию «крестьянской темы». Моделями чаще всего служили крепостные. Венецианов трепетно относился к крестьянам, организовал собственную художественную школу, в которой обучал их живописи и многим дал вольную, чтобы они могли продолжать обучение в Академии художеств. Самый известный из его учеников – Григорий Сорока – приходил заниматься из другого имения – он был крепостным барина Николая Милюкова. Венецианов ходатайствовал о том, чтобы крепостному живописцу даровали вольную, однако его прошение не было услышано. Не добившись освобождения, Сорока покончил с собой. Его работы стилистически близки работам учителя. У обоих авторов жанровые сцены поэтизируют крестьянский труд. Образы достоверны, но в тоже время идеализированы. Портреты крестьянок Венецианова наполненные светом, простотой и напоминают иконографические лики. К слову, кисти Венецианова принадлежат иконы Смольного собора и других церквей.
Увидеть подлинник картины мастера «Молочница» можно на выставке в Оренбургском областном музее изобразительных искусств (переулок Каширина, 29). Выставка из собрания Государственного русского музея работает до 27 июня.
Автор: Марина Бошина