Алиса Порет – художник-иллюстратор, «сердцеедка» и звезда ленинградской богемы
27 апреля, 08:04
Автор стихотворения поэт Даниил Хармс был влюблен в художницу Алису Порет и посвящал ей стихи, она – писала его портреты и иллюстрировала книги. Хармс даже сделал ей предложение, но гордая красавица отказалась. Её называли «звездой ленинградской богемы начала 1930-ых». Всю жизнь она вела дневники, в которых сохранились весьма едкие замечания об ухажёрах, коллегах и событиях жизни.
- Удивительных людей во времена моей молодости было немало. Но Даниил Иванович Хармс выделялся и среди них… Я не сразу поняла, что это за человек. Он был совершенно необычайным, не похожим ни на кого, ни разговором, ни поведением, — человеком неповторимым. Казалось, он весь состоял из шуток… Чудачество было ему свойственно и необходимо… Назло неизвестно кому он ходил в гольфах, носил крахмальный, высокий воротник, галстук типа «пластрон» и булавку в виде подковы, усыпанную синими камушками и бриллиантиками. Ботинки он чистил всегда и был очень опрятен – в отличие от А.И. Введенского, его друга, который всегда был в пуху или небрит, или недомыт по техническим причинам, – вспоминала художник. И надо сказать, что она с удовольствием принимала участие в "чудачествах" ленинградской богемы: чего стоит хотя бы "игра в кино" - позёрство перед фотокамерой с тем же Хармсом и многие другие приключения художницы, которые она подробно описывает в дневниках. Алиса Порет была ученицей Петрова-Водкина и Филонова. Её юношеские работы написаны под влиянием этих мастеров. Однако, зрителям она стала известна благодаря иллюстрациям детских книг и знаменитых журналов «Чиж» и «Ёж». Её поздние работы отличаются своеобразием стиля. Алиса Порет писала портреты соотечественников. В том числе – писателя Велимира Хлебникова, художника Павла Филонова, певицы Зары Долухановой и других известных людей. В Оренбургском музее изобразительных искусств (переулок Каширина, 29) можно увидеть подлинник работы Алисы Портер – портрет Бобы Михайлова 1939 года. Кто такой загадочный Боба Михайлов, и что именно значит жёлтая птичка над его правым плечом – однозначного ответа на этот вопрос искусствоведы не дают. Эту картину, а также другие полотна женщин-мастеров и художников, посвящавших свои творения представительницам прекрасной половины человечества можно увидеть до 27 июня. Выставка из собрания Русского музея «Выход из тени. Женщин в истории русского искусства XVIII – XX веков» в Оренбурге продолжается.
Автор: Марина Бошина