Шрифт
Цвет
Фото

«Баня» Зинаиды Серебряковой

13 мая, 10:38

Этюд «Баня» Зинаиды Серебряковой изображает шесть женских фигур. На первом плане купальщица внешне очень напоминает автора работы. Вероятно, позировала для Серебряковой её сестра Екатерина. Они были очень похожи. Именно сестра стала моделью для первой работы художницы в жанре «ню», которая так и называется «Купальщица» (1911). Также для этюда «Баня» позировали крестьянские девушки села Нескучное, где жила Серебрякова. Художница в своих полотнах воспевает красоту женского тела. В воздухе нет пара, тела внешне остаются сухими, для Серебряковой важна не натуралистичность, а плавные линии, гармоничность, мягкость образов. В 1913 появится ещё одна «Баня»: апофеоз красоты и простоты, возвышенного воплощения крестьянской темы. Вопреки модным течениям в духе футуризма, художница осталась верной себе, её неоклассические полотна посвящены утверждению идеалов русской красоты. После революции Серебрякова оказалась без средств к существованию с четырьмя детьми на руках. В 20-е годы она уехала в Париж, чтобы выполнить заказ, но вернуться на родину ей так и не удалось. Интерес к творчеству Зинаиды Серебряковой в СССР возродился в 60-е годы, её работы печатаются миллионными тиражами, их сравнивают с творениями Боттичелли и Ренуара.

Подлинник этюда «Баня» можно увидеть в областном музее изобразительных искусств (переулок Каширина, 29). Выставка «Выход из тени. Женщины в истории русского искусства XVIII – ХХ веков» из собрания Государственного русского музея (Санкт-Петербург) работает до 27 июня.

 

Автор: Марина Бошина