Шрифт
Цвет
Фото

«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» картина Владимира Боровиковского в оренбургском музее

17 мая, 09:06

– Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…

Портрет Екатерины II не раз вдохновлял писателей и поэтов. В «Капитанской дочке» Пушкина императрицу, словно «сошедшую с портрета», в Царскосельском парке встречает Маша. В стихотворении «Развалины» Державина Екатерина осматривает памятник своих побед. Образ прогуливающейся императрицы привлекал авторов своей непосредственностью. Она изображена в непринуждённой позе, в обычной одежде, словно застигнутая случайно. Её вид подчёркнуто неофициален: одета во шлафрок с кружевным жабо, чепец, у ног её – любимый питомец – комнатная левретка Земира, которую императрица очень любила. Кстати, мраморное надгробие собачки было установлено позже в том же парке. Такие «непарадные» портреты в начале 1800-ых только входили в моду. В художественной элите культивировался русский сентиментализм, камерные портреты писали на лоне природы, идеализируя интерес к внутренней жизни человека. В одежде императрицы Боровиковскому позировала камер-фрау Мария Перекусихина. Её связывали с Екатериной II самые трогательные отношения. Фрау была, со слов современников, «наипервой фавориткой и любимицей императрицы, которую она удостаивала своею дружбой и доверенностью во всём». Екатерина ценила бесхитростную преданность этой простой, но умной русской женщины, заботилась о ней, как о родной, а та, в свою очередь, находилась при императрице неотлучно. Перекусихина сопровождала государыню во всех поездках, имела влияние при дворе, была единственным человеком, чьи покои всегда располагались рядом с царскими, чтобы она могла явиться при первом звонке. Перекусихина служила государыне до последних минут её жизни, мужественно ухаживаю за умирающей императрицей. При этом, как уверяют очевидцы, она никогда не пользовалась расположением государыни в корыстных целях. Портрет, для которого позировала фрейлина, не был заказан Екатериной и не слишком ей понравился. Боровиковский, вопреки ожиданиям, получил за него звание «назначенного» в академики, а не академика. Посоветовали живописцу обратиться к жанру камерного портрета друзья из круга Николая Львова. Они надеялись, что таким образом он сможет представить лучшие грани своего таланта. Однако, императрица даже не выкупила портрет. Зато по достоинству его оценили искусствоведы. Первый вариант портрета (с Чесменской колонной на фоне) хранится в Третьяковской галерее, второй, написанный Боровиковским чуть позже (с обелиском «Румянцева победами» на фоне) – в коллекции Государственного Русского музея. Подлинник последнего можно увидеть в Оренбургском областном музее изобразительных искусств в рамках выставки «Выход из тени. Женщины в истории русского искусства XVIII – XX веков» до 27 июня. Адрес музея: переулок Каширина, 29.

 

Автор: Марина Бошина