Шрифт
Цвет
Фото

Портрет Беллы Ахмадулиной: обнажённый нерв эпохи

22 мая, 09:18

В Областном музее изобразительных искусств (переулок Каширина, 29) продолжается выставка, посвящённая женским образам в искусстве: «Выход из тени. Женщины в истории русского искусства XVIII-ХХ веков». До 27 июня в залах музея можно увидеть подлинники картин из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). Среди них - картина Александра Ситникова. Портрет Беллы Ахмадулиной был завершён художником в 1981 году. Поэтесса сидит за столом, всё её внимание устремлено вверх. Об этом говорит поворот головы, взгляд, напряжённая поза, с одной стороны закованная в «чёрный квадрат» платья, а с другой – резко стремящаяся куда-то вне. Это импульсивное стремление подчёркивается чрезмерным декольте, его рисунок образует единую фигуру вместе с шеей и головой, будто направленную на то чтобы вырваться из привычных оков тела. На многих портретах она изображена именно так: со взглядом, направленным вверх, что напоминает её манеру исполнять стихи. Максимально откровенную и даже «обнажённую», звучащую на постоянном «нерве».

В ее голосе вибрировал звук донельзя натянутой струны, становилось даже боязно, не оборвется ли, – писал о Белле Ахмадулиной её первый муж поэт Евгений Евтушенко. – Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам.

Начало восьмидесятых для Ахмадулиной было одним из самых сложных периодов. Книги подвергались жесточайшей цензуре, её творчество замалчивали в прессе. Поэтесса, собиравшая стадионы, вдруг исчезла из поля зрения. Причиной тому оказалась непримиримость позиций Ахмадулиной. Первый крупный скандал был связан с её отказом подписать письмо с требованием выслать Бориса Пастернака из страны. За это её отчислили из Литинститута, хотя официально причина именовалась «за проваленный экзамен по марксизму-ленинизму». Позже Ахмадулину восстановили, и она окончила институт с отличием. Она издала первые сборники, снялась в кино Василия Шукшина «Живёт такой парень», написала несколько сценариев. Следующая скандальная история была связана с поддержкой автором советских диссидентов – Андрея Сахарова, Владимира Войновича и других и издании неподцензурного альманаха «Метрополь». Кроме Ахмадулиной в число не допущенных к официальной печати авторов входили Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Юрий Кублановский и другие. Ахмадулина заявляла свою позицию открыто и не шла на компромиссы с собственной совестью.

– Когда-то я была запретным поэтом и это меня мало интересовало. Самое важное – надо быть чистым перед диктатом свыше. Надо думать не о книгах, а о том, чтобы не провиниться перед своей совестью, перед чистотой звука, – говорила Белла Ахмадулина.

Автор: Марина Бошина