Проект Ивана Кудряшова для театров Оренбурга
15 февраля, 17:00
19 февраля в 11:30 в Оренбургском областном музее изобразительных искусств (пер.Каширина, 29) состоится лекция «Два супрематических проекта Ивана Кудряшова для театров Оренбурга (1920-1921). Новые исследования». Лектор – кандидат искусствоведения Игорь Смекалов.
Опыт изучения творчества Ивана Кудряшова, основанный на многолетних архивных изысканиях, позволяет устранить неясности биографии, уточнить датировки основных работ, реконструировать значительные художественные проекты.
Иван Кудряшов (1896-1972) – выдающийся русский живописец – супрематист, создатель собственного варианта абстрактного («космического») искусства, педагог. В 1919 – 1920 жил в Оренбурге, выполнил эскизы оформления 1-ого Советского театра (ныне Оренбургский драматический театр), «переведя» на язык супрематизма канон росписи православного храма, фактически создав «новую икону». Так, Богоматерь с Младенцем была трансформирована художником в вытянутый треугольник с наложенным на него квадратом, большой красный ромб над ними напоминал о Боге-Отце. В каталоге Третьяковской галереи, где хранится картина, эти супрематические композиции так и обозначены: фрагменты фресок Оренбургского театра. Оказывается, живописец-новатор Кудряшов оказался в Оренбурге не случайно. Более 90 лет назад в Оренбург был заброшен целый десант авангардистов. В это же время приезжал с лекциями автор знаменитого «Черного квадрата» Казимир Малевич, кстати, учитель Ивана Кудряшева.
Лекция проводится при поддержке министерства культуры и внешних связей Оренбургской области и Оренбургского областного музея изобразительных искусств.
Для справки:
Супрематизм – стиль, положенный Казимиром Малевичем в основу его художественных экспериментов 1910-х годах. Малевич считал его высшей точкой развития искусства. Отсюда название – производное от латинского supremus,то есть «высший, последний». Супрематизму свойственны геометрические абстракции из простейших фигур – квадрат, прямоугольник, круг, треугольник. Супрематизм оказал большое влияние на конструктивизм – производственное искусство. Сам Малевич и его ученики неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта, в особенности художественного фарфора, оформление выставок.
Автор: Юлия Данилова