Оренбуржье театральное
Оренбуржье театральное
Оренбуржье по праву считается регионом с богатыми культурными традициями. Театральное движение нашего края берет начало в XIX веке. Путь его становления был тернист и труден. Как же складывалась история оренбургских театров? Кто стоял у их истоков? Как формировалась репертуарная политика театров? И чем живут творческие коллективы сегодня?
Старейший театр на Урале
Первый театральный сезон, ознаменовавший рождение в Оренбуржье профессионального театра, был открыт осенью 1856 года труппой антрепренера Бориса Соловьева. Его считали антрепренером «средней руки» и с «зело слабенькой» труппой, однако, как ни странно, Соловьев стоит у истоков зарождения театров в Вологде, Рыбинске, Владимире, Симбирске, Архангельске, Самаре... Давать спектакли Соловьеву, приехавшему сюда из Самары, власти позволили, но в денежной поддержке отказали. Но это не помешало его труппе продержаться два сезона подряд, положив начало приезду в Оренбург других антрепренеров. Но далеко не каждый решался приехать в город, где не было специального театрального здания. Спектакли ставились в каменном манеже-экзерциргаузе, сооруженном для занятий с рекрутами в 30-х годах XIX века. Отчасти этим можно объяснить годы «театрального антракта», пришедшиеся на несколько сезонов (1862-1866 г.). И все-таки драматический театр постепенно становился необходимой частью жизни города, завоевывая своих зрителей.
«Оренбург, находясь на рубеже Европы и Азии, составляет пункт, куда съезжаются торговцы всех среднеазиатских ханств, давно уже нуждался в театре в видах усиления влияния на азиатцев русской цивилизации и для удовлетворения потребностям общественной жизни самого города, население которого превышает 35 тысяч душ» – строки из ходатайства генерал-губернатора Крыжановского перед военным министерством о передаче здания театра городу. Под театральные нужды был оборудован каменный манеж Неплюевского училища, который находился в центре города и в последние годы пустовал. Торжественное открытие теперь уже городского театра состоялось 14 января 1869 года. Открытие нового здания было ознаменовано постановкой тургеневского «Холостяка» и водевиля «Колечко с бирюзой».
Оренбургская сцена знала многих известных артистов театра. На нашей сцене выступали Алексей Рассказов, Николай Вехтер, Павел Свободин, Нина Анненкова-Бернар, Екатерина Бельская, Анна Брянская и многие другие. Талантливый актер Модест Писарев был хорошо известен оренбургским театралам. Первый его приезд в наш город случился в 1870 году, в антрепризе А.М. Максимова. Именно в Оренбурге он впервые сыграл роль Арбенина в спектакле «Маскарад» М.Ю. Лермонтова.
В разные годы в Оренбурге работали незаурядные провинциальные антрепренеры — А.Бельский, А. Рассказов, П. Казанцев, И. Новиков, А. Грубин, Н. Коралли-Торцов и другие.
Одним из первых в провинции Оренбургский драматический театр обращается к творчеству А. П.Чехова. В 1898 году состоялась премьера «Чайки». В том же году спектакль был поставлен К.С.Станиславским в Московском Художественном театре. Особенностью творческого пути театра стала приверженность драматургии М. Горького, чье имя он носит с 1932 года.
В тридцатые годы наряду с возросшим вниманием к классическому репертуару — «Гамлет» (1934 г.), «Ромео и Джульетта» 1936 г., «Борис Годунов», «Горе от ума», «Ревизор» (1937г.) в театре идут пьесы Н. Погодина о строителях первых пятилеток — «Поэма о топоре», «Темп» (1938), а также произведения, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина. В спектаклях «Человек с ружьем» (1938г.), «Ленин в 1918 г.» А. Каплера и Златогоровой (1939), «Кремлевские куранты» роль Ленина исполнял В. И. Агеев, первый из оренбургских артистов, удостоенный звания «Народный артист РСФСР».
В годы Великой Отечественной войны театр внес свой вклад в общее дело борьбы с фашизмом. Фронтом для артистов, режиссеров и художников стала сцена. Ведущими артистами труппы в те годы были В. Агеев, А. Садовская, Б. Щукин, М. Куликовский, А. Озеров, М. Каплун, Озорнова, Тальмо, Новиков, А. Побегалов, Неверов, М. Некрасова, В. Менчинский, М. Олегова, А. Элькес и др. Это были годы напряженной и фанатичной работы и артистов, и театральных цехов, объединенных общей идеей - выстоять и победить. Артисты театра принимали участие в концертах для раненых в госпиталях города, выезжали на передовую в составе фронтовых бригад. За 4 года в театре драмы были поставлены пьесы классического репертуара, советской и зарубежной драматургии. Среди них «Так и будет» К. Симонова, «Лес» А.Н. Островского, «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Горе от ума» А.С. Грибоедова...
С середины ХХ века театр возглавляли такие замечательные режиссеры, как народный артист СССР М. А. Куликовский, заслуженные деятели искусств РСФСР Ю. С. Иоффе, Н. Ш. Тхакумашев, А. М. Зыков, заслуженный деятель искусств Казахской ССР Н. А. Воложанин, В. С. Подольский, народный артист РФ А. С. Солодилин.
Восемнадцать лет руководства Юрия Самойловича Иоффе стали эпохой в развитии театра. Именно в это время (1953 – 1971 гг.) сложился основной костяк труппы. Уже после это время назвали «золотым веком театра в Оренбурге». Очередными режиссёрами были заслуженная артистка РСФСР И. Ф. Щеглова и М. В. Нагли. Художники Серафим Николаевич Александров и Дмитрий Николаевич Фомичев несколько десятилетий творили и создавали художественные образы спектаклей на оренбургской сцене, отвечали за высокий уровень сценографии. По сохранившимся эскизам художников можно судить, насколько ярко, смело, интересно и достоверно эпохе они разрабатывали художественное воплощение каждой постановки.
Московские гастроли 1955 и 1962 гг., гастроли в Ленинграде 1966 года стали для коллектива серьезным экзаменом, который он успешно выдержал. О спектаклях театра писали в журналах «Театр», «Театральная жизнь», отмечая самобытный репертуар, яркие актерские работы, прекрасную сценографию и постановочную культуру. Заметно выросла известность коллектива в театральной России, а город Оренбург, с тех самых пор, приобрел славу театрального.
Этому способствовали многие обстоятельства. Одно из них — существование при нем в 1962-1970 гг. филиала школы-студии при МХАТ СССР. Два выпуска (1966 и 1970 г.г.) дали высшее профессиональное образование 27 актерам. Многие дипломники разъехались по стране, а для некоторых, более чем на три десятилетия, театр в Оренбурге стал родным домом. Это заслуженные артисты: Изольда Лидарская, Александр Папыкин, Павел Чиков; актрисы: Елена Могельницкая, Наталья Панова, Елена Улановская.
Нальбий Шабанович Тхакумашев, выпускник ГИТИСа, стал главным режиссером Оренбургского театра в 1971 г. На базе театра была организована стажировка руководителей самодеятельных коллективов и кружков области. Многие спектакли в постановке Нальбия Тхакумашева оставались в репертуаре театра еще несколько лет после его отъезда из Оренбурга. Они входили в гастрольный репертуар театра и являлись костяком репертуара. Среди них: «Дачный роман» Б. Рацера, В. Константинова, «Русские люди» К. Симонова, «Обратная связь» А. Гельмана, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Ричард III» Шекспира. Многие спектакли поставлены в сотрудничестве с театральным художником Станиславом Алексеевичем Шевелевым.
С 1997 года по сей день художественное руководство Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького возглавляет народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ Рифкат Вакилович Исрафилов. Оренбургский театр Исрафилова входит в историю масштабными спектаклями, мощными по силе воздействия и яркими по форме. Театр может гордиться богатой фестивальной практикой и престижными наградами в области театрального искусства. А самое главное, по инициативе и под руководством Рифката Исрафилова в Оренбурге на базе Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей появилась кафедра мастерства артиста драматического театра и кино, многие выпускники которой в настоящее время составляют костяк труппы театра.
В год пушкинского юбилея, в 1999 году, суждено было появиться на оренбургской сцене «Капитанской дочке». Инсценировку писал сам режиссер Р.В. Исрафилов. Пронизывающей идеей сценического полотна стал «народный бунт – бессмысленный и беспощадный». Взволновав театральную общественность города, спектакль принял участие в Московском театральном фестивале «Пушкинская сцена», а затем в IV Международном фестивале «Театр без границ» в Магнитогорске и в 2000 году в VII Всероссийском Пушкинском фестивале в Пскове. Оренбургская «Капитанская дочка» покорила своих зрителей! Спустя годы театр вновь работает над «Капитанской дочкой».
Выросло новое поколение зрителей. А гениальное произведение А.С. Пушкина не теряет своей актуальности. В нем все: и любовь, и честь, и предательство. Герои спектакля «Капитанская дочка» вновь на оренбургской сцене!
В 2008 году спектакль «Маскарад» по пьесе М.Ю. Лермонтова в постановке народного артиста РФ Рифката Исрафилова представил Оренбург театральный на Международном Волковском фестивале в Ярославле. Тогда театру была вручена награда – Премия Правительства РФ имени Федора Волкова «За заслуги в развитии театрального искусства». Эта премия явилась признанием Оренбургского драматического театра как творческого коллектива, имеющего твердую художественную позицию и внесшего значительный вклад в развитие театрального искусства.
Спектакль «Ричард III» по трагедии У. Шекспира в постановке Р. Исрафилова – необходимость выразить соотношение нравственного и безнравственного в мыслях и поступках людей, натуры которых не изменяются со временем, а углубляют ходы поисков и происков. Спектакль – лауреат II Федерального фестиваля «Театральный Олимп» (г. Сочи), премии Губернатора «Оренбургская лира», V Международного театрального фестиваля «Гостиный двор» (г. Оренбург). Роль Ричарда принесла ее исполнителю – заслуженному артисту РФ Олегу Ханову премию им. К. С. Станиславского
В канун 9 мая указом Президента РФ В.В. Путина наш театр награжден памятной медалью к 70-летию Великой Победы за патриотическое воспитание зрителей. В год 70-летия Великой Победы на сцене Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького состоялись сразу две премьеры, посвященные этой замечательной дате. «Письма памяти» О. Николаева и «Позови меня в прошлое» по пьесе П. Рыкова. Уже много лет остается в репертуаре легендарный спектакль «А зори здесь тихие…» по повести Б. Васильева в постановке Рифката Исрафилова.
Во главе с художественным руководителем Р.В. Исрафиловым и директором театра П.Л. Церемпиловым в театре сложилась мощная творческая команда: главный художник – народный художник РФ Тан Гумерович Еникеев, музыкальный руководитель – заслуженный работник культуры РФ Тамара Пикулева. Режиссер – Александр Александрович Федоров. Ведущие артисты труппы – это народный артист РФ Андрей Лещенко, заслуженные артисты РФ – Надежда Величко, Владимир Бухаров, Зинаида Карпович, Борис Круглов, Сергей Кунин, Сергей Тыщенко; артисты – Дмитрий Гладков, Мария Губанова, Альбина Демченко, Максим Меденюк, Юлия Ковальчук, Эдуард Султанбеков, Алсу Шамсутдинова, Сергей Шахмуть и др.
Современный репертуар – это постановки по произведениям классики и современности. Художественный руководитель народный артист РФ Рифкат Вакилович Исрафилов, уверен, что какими бы ни были времена, в театре «основополагающей является русская психологическая школа, а главным на сцене по-прежнему остается человеческий дух роли». На этом фундаменте и основывается эстетическая платформа театра.
От чайной до единственного в России театра носящего
имени Н.В. Гоголя
История возникновения Бугурусланского драматического театра им. Н.В. Гоголя тесно связана с движением за трезвый образ жизни, которое было популярно в России в конце Х1Х - начале ХХ века.
11 марта 1898 года, по просьбе комитета попечительства о народной трезвости, существовавшего в Бугурусланском уезде в конце ХIХ века, архитектор Хилинский представил на утверждение губернскому правлению проект народной чайной с театром в г. Бугуруслане. Проект был признан, и вскоре начались работы по его осуществлению.
К 90-летию со дня рождения Н.В. Гоголя было возведено первое здание театра, включавшего в себя чайную, библиотеку и музей. Но, вскоре чайная сгорела, и на её месте в 1900 г. было сооружено новое здание, получившее название «Гоголевская аудитория». Оно выделялось среди остальных городских построек своим оригинальным, довольно изящным оформлением. Представители местной интеллигенции читали здесь лекции и ставили спектакли. Шли «Ревизор» и «Женитьба» Н.В. Гоголя, пьесы А.Н. Островского, водевили. Среди актёров и режиссёров были уважаемые люди города: гласный городской думы Сергей Аркадьевич Аксаков — дворянин, племянник С.Т. Аксакова; председатель управы Николай Николаевич Рычков - постоянный организатор благотворительных вечеров, режиссёр всех спектаклей и исполнитель главных ролей в них.
В конце 70-х годов здание театра вновь сгорело. Более 2-х0-ти лет театр работал, не имея своего помещения, в основном на выездах по селам и деревням Оренбургской, Куйбышевской области.
К своему 100-летнему юбилею театр обрёл новое здание и малую сцену на 88 зрительских мест. С выходом на новую сцену значительно вырос уровень создаваемых спектаклей и их количество. Разнообразие жанров идущих спектаклей позволяло охватить наиболее широкий круг зрителей. Ежегодно выпускалось 6-8 постановок.
В 1980-90-е годы прошлого столетия, когда труппа после очередного пожара осталась без собственного помещения. Играли, где приютят. С 2011 года здание театра находилось на реконструкции, а коллектив работал на сцене ДК «Юбилейный».
В 2015 году состоялось торжественное открытие современного здания театра с большой сценой, оснащенной оборудованием по последнему слову техники, с прекрасным зрительным залом на 270 мест. Среди множества почетных гостей присутствовала уроженка и почетный гражданин Бугуруслана народная артистка РФ Ольга Остроумова.
Сегодня в репертуаре Бугурусланского драматического театра им. Н.В. Гоголя» 30 спектаклей: 20 для взрослого населения и 10 - для детей.
Оренбургский государственный областной театр
музыкальной комедии
Из соглашения, заключённого с Уполномоченным Винницкого отдела народного образования, бывший театр Винницкой Музкомедии с 20 декабря 1934 года и его работники были переведены в систему Оренбургского обл. УТЗП (управление театрально зрелищных предприятий). Директором театра Областной Музкомедии назначали Александра Михайловича Морана. Художественным руководителем стал Владимир Владимирович Ратмаковский, главным дирижером – Владимир Леонидович Бектабеков.
Свой первый сезон театр отработал в городе Орске. Позднее театр начинает работать в помещении Летнего театра, в городском парке имени Карла Либкнехта. Недостатка в зрителях у театра не было до поздней осени. Репертуар был достаточно характерен для того времени: «Весёлая вдова», «Цыганская любовь», «Марица», «Корневильские колокола», «Жрица огня», «Катя – танцовщица». С наступлением холодов хоть и не без труда, но здание для стационара было найдено. Им предстояло стать бывшему Народному Дому, который признали годным для оперетты.
В 1930-1940-е годы театр был успешным в первую очередь потому, что опирался на традиционно излюбленный зрителями жанр музыкального спектакля. Особенно главным режиссёром и художественным руководителем в те годы был Марк Азриэльевич Маркбен. Именно его усилиями театр стал единым художественным целым. Это был период становления как организационных, так и художественных основ театра. Особенно публика полюбила спектакль «Холопка».
В период Великой Отечественной войны в помещение театра эвакуируется знаменитый «Малегот» (Ленинградский малый оперный театр), в жизни музкомедии вновь возникает город Орск, в котором он отработал два сезона, затем, вплоть до отъезда «Малегота», театр даёт спектакли в небольшом ДК имени Дзержинского. С 1943-1945 годы в репертуар театра вошли «Мадмуазель Нитуш» Эрве, «Фиалка Монмартра» и «Баядера» Кальмана, «Продавец птиц» Целлера. И зрители по достоинству ценили эти столь необходимые тогда жизнеутверждающие произведения и художественную целостность, зрелое мастерство труппы: за 1945-й год на спектаклях военной тематики присутствовало в среднем по 650 человек, каждое представление классической оперетты посещало в среднем по 780 зрителей.
В 1940-1950 годы театр создал целый ряд ярких спектаклей и стал неотъемлемой важной составляющей жизни города, предметом его гордости. Но 1948 год принёс в его жизнь весьма серьёзные изменения: Совет Министров принял решение о переводе театров на самоокупаемость и снятии их с 15 марта с государственной дотации. Областной отдел по делам искусства издал приказ, согласно которого директора театров области должны были «перейти на полную бездотационность. Но именно в этот период сформировался талантливый коллектив со своим творческим лицом, который возглавил Иосиф Донатов – личность замечательная во всех отношениях. Он окончил курсы режиссёров под руководством Станиславского и был лично знаком с В. Немировичем-Данченко. С 30-го по 36-й год он возглавлял Московский театр оперетты, затем работал в театрах музыкальной комедии Свердловска, Ростова, Сталинграда. Это именно ему театр обязан появлением нового репертуара, избавлением от штампов старой оперетты.
В 1960-1970-е годы на месте бывшего Народного Дома строится, наконец, новое театральное здание. Театр вновь много гастролирует, полон надежд на лучшее будущее. Одной из самых больших удач десятилетия стал «спектакль «Чёрный дракон» Модуньо. Собран удивительно талантливый и разнообразный по голосам и амплуа творческий состав, Это был настоящий взлёт театра. Его популярность в городе не знала границ. Оренбуржцы боготворили своих любимых актёров – О. Милохина, Ю. Шнейдеровского, В. Малясову, Г.Цинне, В. Дейдей, П. Яновицкую, Е. Прачек. В.Дубового, Э. Жердер, А Пащенко, А.Васильева, В.Левашова, Л. Михалевскую. Главным дирижером в то время был Борис Цигельман.
Шли годы, сменялись поколения артистов. На небосклоне оренбургской оперетты загорелись звезды В. Рубинштейна, В. Никитина, В. Куленко Э. Беткина, Л. Пащенко, Р. Лебедевой, З. Ступак, Н. Радченко, С. Ильясовой, Г. Мощенко, В. Чернова, Г. Юсуповой, Б. Дьяченко, С. Лазутиной, А. Леоновой, Г. Якубовской, С.Липкина, Г. Чеблакова, В. Окрашевского, С. Кульги, А. Пащенко… Последний стал единственным на сегодняшний день народным артистом РФ в Оренбургской оперетте.
В 1980-х годах Оренбургский театр музкомедии становится известен за пределами Оренбуржья и входит в четверку лучших музыкальных театров страны. Начало нового тысячелетия знаменательно для театра первым набором на факультет «Актер музыкального театра» в Оренбургском государственном институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Выпускники этого факультета стали настоящими профессионалами, любимцами зрителя.
В 2007 году была реконструирована сцена, полностью заменено устаревшее световое и звуковое оборудование, планшет и механика сцены. Модернизация сцены позволила театру расширить свои постановочные возможности – все новые спектакли качественно выше.
С приходом куратора театра - заслуженного деятеля искусств РФ Кима Брейтбурга - в репертуаре появились современные спектакли: мюзиклы К. Брейтбурга «Голубая камея», «Дубровский» и «Джейн Эйр», культовая рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось».
Театр продолжает развиваться и экспериментировать с выбором жанров, драматургического материала, хореографического решения, неустанно работает над качеством оркестрового звучания и воплощением оригинальных идей сценического оформления. Сегодня даже самая взыскательная публика сможет найти для себя то, что отвечает ее настроению и мироощущению: классические оперетты, мюзиклы и другие произведения современных отечественных композиторов.
Ежегодно спектакли театра посещают около 70 тыс. зрителей! И мы верим, что лучшие страницы его истории ещё впереди!
Орский драматический театр имени А.С. Пушкина
Рождение и становление Орского драматического театра имени А.С. Пушкина тесно связано с историей индустриального Орска. В городе были сосредоточены предприятия металлургической отрасли, тяжёлой промышленности. Рост производства обеспечивал постоянный приток населения, технической и творческой интеллигенции. Всё это стало предпосылками для создания в городе профессионального центра духовной и эстетической культуры.
16 ноября 1937 года состоялось открытие первого театрального сезона. Горожане увидели премьеру спектакля «На берегах Невы» по пьесе К. Тренева.
Художественным руководителем и главным режиссером театра в то время был Заслуженный артист РСФСР Алексей Ефимович Ларионов. Афишу первого сезона украшала классика – «Лес» А.Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Разлом» Б. Лавренева.
Первоначально назывался театром имени Октябрьской революции и размещался на улице Советской. С 1943 года театр стал носить имя А.С. Пушкина. В декабре 1969 года, в центре города, на Комсомольской площади, открылось новое, специально для него построенное по оригинальному проекту, здание театра.
В декабре 1969 года произошло второе рождение театра. Располагавшийся ранее в приспособленных помещениях, Орский театр получил новое, построенное по оригинальному проекту здание в центре города, на площади Комсомольской.
Третьей важнейшей вехой в истории театра стало его открытие после масштабной реконструкции в 2014 году, которая длилась около трёх лет. Был создан уникальный интерьер, установлено современное световое и звуковое оборудование. По своей технической оснащённости Орский драмтеатр в ходит в десятку лучших театров России. Здесь могут быть представлены все виды сценического искусства – от спектаклей до цирковых и эстрадных шоу . Кроме того, в здании имеются конференц-зал и деловые апартаменты, малый зрительный зал на 60 мест, театральное кафе, лифт для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Но материальная сторона – не главное для храма искусства. Творческая жизнь Орского драматического театра с этого момента заиграла новыми красками. Обширная гастрольная деятельность – визитная карточка театра. Первые гастроли в областной центр состоялись 1 сентября 1949 года, когда разрушенная войной страна, несмотря на все тяготы, жадно тянулась к искусству. За годы существования Орский драматический театр побывал на гастролях в Новгороде, Харькове, Полтаве, Новосибирске, Волгограде, Екатеринбурге, Караганде, Магнитогорске, Мичуринске, Актюбинске, Абакане, Ереване и других городах.
В 2018 году он принял участие в Международном театральном фестивале экспериментальных спектаклей «BALAUSA» (Казахстан), стал участником Международного театрального фестиваля «HIGH FEST» (Армения), участвовал в федеральном проекте Министерства культуры РФ «Большие гастроли» (город Мичуринск), ХII Международном фестивале современной драматургии «Коляда-PLAYS». В 2019 году орчане участвовали в III Международном фестивале национальных театров «Буа: пространство диалога» (Республика Татарстан), выезжали на фестиваль «Гостиный двор» (Оренбург), Международный Шекспировский фестиваль (Армения), фестиваль «Школьная классика» в Центральном доме литераторов (Москва).
В 2021 году Орский драматический театр cпектаклем «Мера за меру» открыл III Международный фестиваль «Театральная гавань» в Новороссийске и был отмечен дипломом «За актуальную интерпретацию классики».
Орский государственный театр им. А. С. Пушкина был и остаётся центром культурной и общественной жизни Восточного Оренбуржья. Его богатое прошлое, высокий уровень включённости в культурные процессы по всей стране, дружба с театрами других городов, а также техническая оснащённость и профессионализм коллектива позволяют воплощать самые смелые творческие идеи. Так, например, новым опытом для Орского театра стало сотрудничество со смелым творческим проектом «Инклюзион». Орск стал первым российским городом-немиллионником, где была открыта театральная школа для людей с ограниченными возможностями здоровья «Инклюзион.Школа.Орск». Проект получил развитие, театр продолжает сотрудничать по данному направлению с крупнейшими благотворительными фондами России.
Куклы для детей и взрослых
Оренбургский государственный областной театр кукол
Оренбургский областной государственный театр кукол начал свою постоянную деятельность в 1935 году. Первым спектаклем, показанным 18 июля на летней эстраде детского парка им. С.М. Кирова, был «Ивашка-батрачонок» Марии Лидеман, в постановке режиссера Б.Е. Силича и художника Ю.Яковлева.
Известие о начале Великой Отечественной войне настигла коллектив во время гастролей по Казахстану, на станции Аккемир Актюбинская область. В 1941 году добровольцами ушли на фронт: Олег Циглер, Николай Кашковский, Иван Горин, Георгий Кайскин, Николай Кабанов, Иван Преснов, Иван Петров. В майские дни 1942 года круто изменила свою судьбу молодая актриса Анна Богатырева, после окончания курсов воздушного наблюдения, оповещения и связи, она отправилась на передовую, в самое пекло, воевала под Сталинградом. А вернулись с войны только двое: артисты Николай Кабанов и Анна Богатырева.
В короткие сроки были подготовлены концертные программы: «Армейские сказки», «За Великую землю Советскую», «Фашистких гадов бей, как надо!». В 1943 году труппа выехала на обслуживание освобожденной от фашистких захватчиков Воронежской области. Артисты играли в землянках, палатках, на сеновалах, где лежали раненые, просто на земли и иногда во дворах госпиталей. В течение двух с половиной месяцев было показано 129 спектаклей, которые увидели почти 50 тысяч зрителей. Театр был награжден почетной грамотой Воронежского облисполкома.
С 1954 года завязалась большая и крепкая дружба с целинниками. Наш театр был первым театральным коллективом, который регулярно выезжал на целину со спектаклями для тружеников целинных земель. Только за 1956-1957 годы театр проехал по сельским дорогам более 40 тысяч километров, радуя своим искусством и покорителей целины. С июля по сентябрь 1944 года труппа в составе 10 человек обслуживала войска действующей армии Карельского фронта, играя по три-четыре спектакля в перерывах между напряженными боями.
С 1960 по 1971 год творческой деятельностью театра руководил один из ведущих режиссеров страны Роман Борисович Ренц. Репертуар формировался так, что на спектакли театра кукол стремились попасть не только дети, но и взрослые. Под руководством Р.Б. Ренца, заботившегося о воспитании творческой смены актеров-кукольников, с 1964 по 1973 гг. состоялись три выпуска трехгодичных студий при театре.
Впервые в СССР на сцене театра кукол 25 декабря 1964 г. состоялась постановка спектакля «Маленький принц» А. Экзюпери. На премьере присутствовал народный артист СССР С.В.Образцов с участниками его творческой лаборатории. В июле 1970 года оренбургский театр кукол первым из периферийных театров представлял Советский театр кукол на 2-м Международном фестивале театров в Венгрии. Спектакль «Хочу быть большим» Г. Цыферова и Г. Сапгира стал лауреатом фестиваля.
В 1980-е годы директору, а впоследствии и художественному руководителю театра В.Н. Флейшеру удалось привлечь к работе на оренбургской сцене таких признанных мастеров кукольной сцены, как В. Шрайман, В. Вольховский, С. Столяров, С. Железкин, А.Тучков, Ю.Фридман и других. Театр продолжил традицию постановки спектаклей для взрослых, начатую Р.Б. Ренцем.
С 1986 по 1991 г. главным режиссером театра был А.Б. Ярилов. Театр начал активно выезжать зарубеж. Не раз спектаклям оренбуржцев аплодировали зрители международных кукольных фестивалей: в Загребе (Югославия), в гг. Тулузе и Нанси (Франция), Перу (Южная Америка). Театр гастролировал в Легницком воеводстве (Польша) и в Софии (Болгария).
С 2007 года главным режиссёром, а с 2014 года художественным руководителем театра является заслуженный артист РФ Вадим Александрович Смирнов. Только за последние годы театр побывал на гастролях и фестивалях в Москве, Ереване, Витебске, Душанбе, Казани, Актюбинске, Уфе, Астрахани, Кирове, Белгороде, Самаре. Театр насчитывает в своем репертуаре более 30-ти постановок для детей, молодежи и взрослых, способных удовлетворить самый изысканный вкус. В спектаклях широко используется весь арсенал выразительных средств современного театра кукол. Критики отмечают ансамблевый характер спектаклей, высокую пластическую культуру, умение актеров работать в разных стилистических манерах.
Оренбургский театр кукол является коллективным членом УНИМА (Международный союз деятелей театров кукол), многократным лауреатом и дипломантом Международных и Российских фестивалей. В мае 2017 года во второй раз с огромным успехом театр провел фестиваль «Гостиный двор», собравший спектакли театров кукол для молодежи и взрослых из России, ближнего и дальнего зарубежья.
Сегодня репертуар 87-го театрального сезона Оренбургского государственного областного театра кукол включает свыше 35 спектаклей для детей от одного года, дошкольников, младших школьников, молодежи и взрослых.
В феврале 2019 года на заседании Совета Федерации Российской Федерации коллектив Оренбургского областного театра кукол награждён Благодарностью Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и воспитание подрастающего поколения.
В декабре 2020 года состоялось торжественное открытие Областного театра кукол после капитального ремонта, проводимого в рамках Национального проекта «Культура». Федеральный проект предусматривал не только техническое переоснащение помещений и оборудования театра, но и художественную реставрацию объекта культурного наследия. Отметим также, что кардинально преобразились и зрительские помещения, в том числе учтены потребности людей с ограниченными возможностями. Таким образом, на сегодняшний день Оренбург обрел одно из самых технически совершенных и уютных театральных пространств.
Оренбургский театр кукол «Пьеро»
В 1991 году в Оренбурге появляется маленький театр, названный именем печального комедианта Пьеро. Первое представление «Елена Премудрая» было дано в малом зале ДК «Россия» 27 сентября.
В начале пути творческий коллектив театра состоял из режиссера Александра Ярилова, художника Марины Яриловой, актрисы Ирины Байрамовой, актера Андрея Антонова (выпускников Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии) и Людмилы Глущенко, в недавнем прошлом актрисы Областного театра кукол.
Создатели признаются, что было невероятно тяжело материально. Долгое время театр не имел своего театрального здания, ютясь в квартире панельной пятиэтажки, и в котельной...
Тем не менее, каждый год театр выпускал по одному спектаклю. Декорации и реквизиты постановок - компактны, взгляд на мир - ироничен, а сквозь добрую шутку проступают вечные темы, волнующие и взрослого зрителя.
Сегодня театру «Пьеро» чуть больше 30 лет. Он молод, романтичен: много путешествует по области, по России и за рубежом. Оренбургский театр знают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Астрахани, уральских городах, в Польше, Башкирии, Украине, Белоруссии, Казахстане, Болгарии. Театр кукол «Пьеро» — участник самых престижных международных театральных фестивалей: «Рязанские смотрины» (г. Рязань), «Муравейник» (г. Иваново), «Золотая маска» и «Образцовфест» (г. Москва).
Сегодня многое изменилось. «Пьеро» уютно обосновался на проспекте Победы родного города, актерский состав театра расширился. Сюда пришли работать выпускники Оренбургского института искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей и выпускники Оренбургского областного училища культуры.
В репертуаре театра более 20 спектаклей для разной возрастной аудитории. Многие из них отмечены различными наградами и премиями.
Доброй приметой театра, его гордостью и детищем стал Международный фестиваль театров кукол «Оренбургский арбузник», полюбившийся не только оренбургскому зрителю, но и коллегам по цеху, и театральным критикам. В сентябре с периодичностью раз в два года в Оренбург съезжаются приглашенные кукольники отведать сладких степных арбузов, показать свой спектакль, да и просто побывать в кругу единомышленников. В настоящее время в театре в рамках национального «Культура» ведется капитальный ремонт.
Национальный театр
Оренбургский татарский драматический театр им. М.Файзи
Рождение профессионального татарского театра в Оренбурге связано с именем Ильясбека Батыргареевича Кудашева-Ашказарского. Исконный оренбуржец, богато одаренный от природы, он еще в годы учебы в «Хусаинии» поражал слушателей виртуозной игрой не только на гармонике, но и на скрипке, умением выразительно читать стихи. Свое образование он продолжил в Казани, окончив казанскую татарскую учительскую школу. Там в 1902 году и организовал первую театральную любительскую труппу. Вернувшись в 1904 году на родину, Ильясбек Кудашев собирает единомышленников для предприятия, о котором мы говорили выше. Да, общегородской премьеры не состоялось, но есть основание предполагать, что спектакль нелегально игрался в частных домах. Во всяком случае первое препятствие не сломило прогрессивную, отозвавшуюся на призыв времени молодежь. В 1907 году труппа возобновляет постановку пьесы А.Островского «В чужом пиру похмелье» и после долгих хождений по канцеляриям получает разрешение сыграть спектакль в Оренбурге. Его показали не только дома – с ним труппа выехала на свои первые гастроли. Это дает нам право считать И.Кудашева-Ашказарского первым организатором и передвижного татарского театра. Отметим: гастрольный путь труппы тоже был тернист: в Бузулуке и Чистополе актерам не удалось выступить – спектакли не были разрешены. Зато в Самаре, Симбирске, Нижнем Новгороде, Касимове оренбургский татарский театр несомненно имел успех.
В годы гражданской войны многие из учеников Кудашева-Ашказарского стали актерами театральной труппы политотдела революционной Туркестанской армии. Стал режиссером этого красноармейского театра Н.Н. Сакаев, С.Г.Кудашев-Гаспринский впоследствии работал режиссером Казанского и Оренбургского театров, администратором Ашхабадского театра. Деятельность молодой труппы Кудашева-Ашказарского, возникшей на волне первой русской революции, была пронизана передовыми идеями века – свободы, равенства, интернационализма, стремлением приобщить свой народ к русской, европейской и мировой культуре.
Особенностью работы татарского театра было то, что сборы от спектаклей шли на общественные нужды – в помощь голодающим, учащимся, военнопленным, безработным. И еще – он всегда был со своими зрителями, со своим народом. Он выступал на открытых площадках в дни сабантуев, байги, джиинах, ярмарках. Вписавший первую страницу в историю татарского театра И.Кудашев-Ашказарский до конца жизни остался верен своему делу.
В 1922 году в Оренбурге создается профессиональная татарская драматическая труппа «Шарык» («Восток») под руководством Сабира Кудашева-Гаспринского, куда и пригласили начинающего актера. Здесь ему посчастливилось работать с талантливыми, бесконечно преданными делу людьми. Это были Халил Абжалилов – первый татарский актер, ставший впоследствии народным артистом СССР, Фатыма Ильская, ставшая народной артисткой Татарской АССР и РСФСР, композитор Салих Сайдашев, Камал Первый, Исхак Альмяшев, Рокыя Кушловская, Фатыма Камалова - заслуженная артистка Татарской АССР и РСФСР и его первый учитель Сабир Кудашев-Гаспринский. И Вали Фатыхов доказал, что он достоин своих замечательных наставников. В мае 1967 года Вали Галимович Фатыхов стал заслуженным артистом РСФСР. Высокого класса профессионал, добрый, отзывчивый человек, Вали Фатыхов воспитал плеяду талантливых актеров, способствовал расцвету таланта тех, кто приходил в театр, имея немалый опыт.
В 1989 году для образования государственного татарского драматического театра по ходатайству Оренбургского татарского общественного центра был приглашён из Казани известный режиссёр, заслуженный деятель искусств РТ Абдуллаев Растам Абдрашитович.
В 1990 году Постановлением Исполнительного комитета народных депутатов Оренбургской области был образован государственный татарский драматический театр. В 1991 году ему присвоено имя известного драматурга, нашего земляка - Мирхайдара Файзи. В том же году театру было передано здание Оренбургской областной филармонии, которое требовало капитальной реконструкции.
На протяжении многих лет театр работал в передвижном режиме, проводил гастроли не только по области, но и далеко за её пределами. Благодаря активной гастрольной деятельности, труппу театра хорошо знают зрители Самары, Сызрани, Тольятти, Астрахани, Уральска, Актюбинска, Екатеринбурга, Тюмени, городов и сёл Татарстана и Башкортостана.
Театр принимает участие в Международных фестивалях тюркских народов «Науруз». Он постоянный участник областных театральных фестивалей «Гостиный двор», «Театральное Оренбуржье». Современный творческий потенциал театра - в высоком мастерстве и профессионализме ведущих актёров. Заслуженная артистка РФ Люция Абдуллаева дважды отмечена премиями «ОНАКО - театральным звёздам Оренбуржья», премией «Лицедей»; заслуженный артист Республики Татарстан, лауреат премии имени Дамира Сиразиева Айрат Хабибуллин дважды отмечен премией «Творческая удача» и премией «Альфа»; Алия Салпикова - премией конкурса Оренбургского отделения СТД «Творческая удача». Премией «Альфа» в номинации «За лучшую роль молодого актёра» отмечены Маргарита Сагитова, Ильфат Гумаров и Алия Салпикова.
За заслуги в области театрального искусства художественному руководителю театра Р.А.Абдуллаеву в 2005 году было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РФ», он также отмечен областными премиями «Оренбургская лира»(2004г.), «Лицедей»(2007г.), «Альфа»(2008г.), награжден дипломом победителя ежегодного конкурса муниципального образования «Город Оренбург» Человек года в номинации «Работник культуры и искусства года» (2010 г.). В 2008 году заместитель директора театра Ф.Ш.Алимгулова удостоена звания «Заслуженный работник культуры РТ».
С открытием в Оренбурге Института искусств имени Л.и М. Ростроповичей появилась возможность решить кадровую проблему. Молодое поколение актеров сегодня представляют Марсель Рахматуллин, Мунира Махмутова, Алия Салпикова, Назия Дибаева, и многие другие.
За прошедшие 24 года театр осуществил постановки более 80 спектаклей и театрализованных концертов. В репертуарной афише представлена татарская, русская, зарубежная классика, современная драматургия разных жанров Театр активно готовит и проводит литературные вечера, семинары, участвует в организации фестивалей национальных культур, научно-практических конференций.
В 2005 году по инициативе губернатора области А.А.Чернышева было принято решение об ускорении реконструкции. 18 декабря 2008 года состоялось официальное открытие здания театра после реконструкции. Теперь у театра есть возможность ставить спектакли на своей сцене с использованием современного сценического оборудования и постановочных средств. Благодаря обеспечению спектаклей синхронным переводом на русский язык театр посещают не только татары и башкиры, но и представители многих других национальностей.
На примере развития татарского театра в России видно, что Оренбуржье - один из самых привлекательных и благоприятных регионов страны в сфере межнациональных отношений. Укрепление дружбы и сотрудничества между людьми, поддержка национальных культур, способствующих духовному взаимообогащению и становлению нравственных устоев общества, его толерантности - задача, которую успешно, на протяжении многих лет решает Оренбургский государственный татарский драматический театр имени Мирхайдара Файзи.