Образы изменчивых фантазий…

В степной столице состоялся праздник, который открыл настоящий кладезь декоративно-прикладного искусства, подпитываемого из глубинных истоков народного творчества. Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников оно на протяжении всей истории развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил. Многовековое художественное наследие хранит в своей сокровищнице эталоны, которые причудливым образом соединили в себе искусные навыки бытового ремесленничества и неистребимую тягу к эстетическому идеалу.

 

 

6 июня 1895 года корифей русского символизма Валерий Брюсов начертал «Сонет к форме»:

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка.

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершенной фразе…

Отточенная и завершенная фраза действительно была повторена через столетие, став названием орнебургской экспозиции.

Организационные заботы, связанные с подготовкой выставки, о которой пойдет речь, разделили между собой наше региональное министерство культуры и внешних связей, музей изобразительных искусств, областное отделение Союза художников России, Оренбургский государственный университет. Но изначально идея проекта принадлежала заслуженному художнику России, доценту кафедры рисунка и живописи ОГУ, а теперь еще и лауреату губернаторской премии «Оренбургская лира» Алле Александровне Васильченко. Именно она в конце 90-х по собственной инициативе объединила женщин-художниц и предложила устроить публичный показ их работ. Уже тогда стало очевидно, что многие участницы отдают предпочтение декоративно-прикладному виду изобразительного искусства. И постепенно выставка приобрела специализированный формат. С каждым годом она набирала обороты: если на первых арт-презентациях участвовало 20-30 человек, то в нынешней – восьмой по счету – количественный состав приблизился к сотне. В этот раз свои работы представили авторы из Москвы и Санкт-Петербурга, нескольких российских регионов, в том числе республиканских (Башкортостан, Чувашия), а участие представителей Казахстана причислило выставку к разряду международной.

Как пояснила сама идейная вдохновительница, среди прикладников мало свободных художников, в основном это преподаватели и студенты. Как правило, им редко удается добиться персональной экспозиции своего творчества или войти в состав коллективных художественных выставок, поэтому возможность показать себя хотя бы раз в два-три года для них большой стимул. На вернисаже было высказано коллективное пожелание, чтобы подобная выставка проводилась чаще.

На церемонии открытия председатель правления областной организации Союза художников России Анатолий Шлеюк поблагодарил давних партнеров из других регионов и сообщил, что следующий шаг творческого сотрудничества – приезд в наш город самарских художников. А начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия министерства культуры и внешних связей области Марина Дмитриева посчитала нужным подчеркнуть, что подавляющее большинство участников выставки – представительницы прекрасной половины человечества, и закончила свое приветствие восторженным панегириком:

«Вместе с теплотой рук, создавших всю эту красоту, в город пришла весна. Только душа, наполненная любовью, может творить подобные чудеса. Женщины, способные на такое яркое позитивное творчество, – богини».

Важную мысль высказала профессор кафедры художественно-эстетического воспитания Оренбургского педагогического университета Татьяна Русакова, сказав, что выставка, красивая по форме и прекрасная по содержанию, вводит зрителей в непрерывную традицию народного творчества и показывает, что его потенциал неиссякаем: всякий раз, приходя на очередной вернисаж, мы открываем что-то новое.

По мнению большинства выступавших, в этом году устроителям как никогда удалось показать все многообразие творческих исканий, и не только признанных мастеров декоративно-прикладного искусства, но и новичков. Буквально разбегались глаза от обилия направлений, как традиционных, так и современных, технологии которых становятся популярными благодаря новейшим коммуникативным связям. Тут вам узорное ткачество и вязание, вышивка и кружевоплетение, валяние и пэчворк, керамика и резьба по дереву, художественная обработка кожи и металла.

А еще экспозиция наглядно продемонстрировала поступательное движение творческого процесса, его развитие и совершенствование. Так, значительную часть выставочного пространства занял художественный текстиль. Но если присутствие гобеленов и лоскутного шитья воспринималось как привычное и под ними значились знакомые фамилии, то батик, что называется, расцвел пышным цветом. А ведь еще недавно мы с интересом вглядывались в первые оригинальные работы нашей землячки, приехавшей после учебы в творческом вузе и ставшей на родине зачинательницей метода живописи по шелку. Теперь у члена Союза художников РФ, кандидата искусствоведения, доцента, зав. кафедрой дизайна ОГУ Светланы Шлеюк появилось немало последователей в родном городе, да и коллег в других регионах прибавилось.

То же можно сказать и о керамике: долгое время бесспорными лидерами в этой сфере были супруги Ульяновы. И вот настал момент, когда в соперничество с ними вступили другие оренбургские керамисты. Думаю, знатокам и просто любителям, было любопытно сравнить художественный почерк земляков с их собратьями по глиняному мастерству из Орска, Чебоксар, Магнитогорска.

В творческом активе уже упоминаемой Аллы Васильченко есть свое запатентованное ноу-хау, которое она передала по наследству: теперь ажуроплетение освоила ее дочь Татьяна Минеева, чей лирический пейзаж «Первый снег», сплетенный из разноцветных нитей, органично вписался в коллективную экспозицию.

Небывалый всплеск интереса возник к оригинальному методу обработки тканей, получившему название «гильоширование». Некоторые считают его «родственником» такого вроде бы несовременного прикладного жанра, как пирография. Но если этот термин подразумевает выжигание рисунка на деревянной поверхности, то сегодня очень популярно выжигание по ткани с помощью раскаленного специального аппарата или модернизированного паяльника. Для гильоширования подходят только синтетические ткани, так как они при нагревании не горят, а плавятся и становятся клейкими. Мастерицы используют атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шелк. Из них с применением аппликации изготавливают салфетки, закладки, открытки, записные книжки, кружевные изделия в стиле ришелье и так далее. Но истинные художники освоили методику до таких тонкостей, что выжигают панно, создающие необыкновенный живописный эффект. Жанровые картины и пейзажи словно оживают, завораживают своим многоцветьем.

Задерживалась публика и в последнем зале, где располагались изделия из войлока. Правда, здесь главенствовали иногородние мастера из Екатеринбурга, Стерлитамака, Казахстана, Башкирии. Можно только позавидовать, как бережно они относятся к национальным традициям валяния, с каким вкусом используют в украшении художественного войлока сакральные символы и знаки. Однако вселяет надежду тот факт, что в экспозицию включены панно Ольги Солдатенковой «Рыба» и жанровая пластическая миниатюра Арины Хван «Коза оренбургская пуховая», а на базе областного центра народного творчества ведутся занятия по технике валяния. Вполне возможно, в недалеком будущем этот исконно народный художественный промысел тоже пропишется на нашей земле и будет так же востребован, как и пуховязальный.

Конечно же, публика, особенно студенческая молодежь, толпилась у окон, заменяющих одну из стен выставочного зала, где на широких подоконниках в прихотливых позах и ракурсах расположилась пестрая кукольная компания. Каких только персонажей там не было! Одна коллекция москвички Ирины Николаевны Подгорных чего стоит. О сказочно-романтических пристрастиях автора можно судить по именам кукол – Домовенок, Лесовичок, Золушка, Канапушки… Ну а характер мастерицы проявился в том добродушном юморе, что сквозит в каждом созданном ею кукольном образе.

Отдельная тема – дефиле, несказанно оживившее вернисаж. Юные, и, как водится, откалиброванные длинноногие модели продемонстрировали сногсшибательную коллекцию «Молодильные яблоки» молодого дизайнера-модельера Михаила Воробьева.

…Один из наиважнейших навыков художника-прикладника – глубокое понимание материала, который он выбирает в качестве основы будущего произведения. Ткань и шерсть, глина и камень, кожа и мех, дерево и прочие составляющие флоры – все это в искусных руках при наличии творческой жилки чудесным образом превращаются в шедевры декоративного искусства. Умение использовать естественные свойства материала со временем откристаллизовалось в профессиональные художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать декоративные бытовые предметы, украшать их орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя реальные прообразы со смелой фантазией творца.

Выставка лишний раз показала, что и сегодня художественные изделия, выполненные истинными подвижниками своего дела, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они сохраняются не только для выполнения определенных утилитарных функций, но и как потребность в традиционной эстетике быта, как ностальгия по национальной идентичности, желание не поддаваться усредненным стандартам технического прогресса. Именно в наше жесткое прагматичное время, когда современное общество проходит испытание на человечность, очень важно, что в творениях мастеров декоративно-прикладного искусства находят органичное единство духовное и материальное начало не просто творчества, но самого цивилизованного мира. Работы, представленные на выставке, помимо художественной значимости, отражают главные общечеловеческие ценности – стремление к счастью, справедливости, добрососедских отношений между народами. Они вобрали в себя авторские размышления о жизни, их мировоззрение, степень нравственной ответственности за свое творчество.