«Нас добрым словом помянет…»

В январе российские календари обошли вниманием одну из литературных дат – 185-летие со дня рождения русского поэта, прозаика, публициста и революционера-демократа Михаила Михайлова (1829 – 1865). Но думается, нам не пристало «не замечать» земляка, судьба и творчество которого тесно переплетены с людьми, чье культурное наследие стало неотъемлемой частью отечественной истории.

Михаил Ларионович Михайлов родился в Оренбурге. Его дед (по отцовской линии) был крепостным Куроедовых родственников писателя С.Т. Аксакова, которые изображены в «Семейной хронике» под фамилией Куролесовых. Как писал повзрослевший внук, ссылаясь на свидетельства старших родственников, дед «умер, не вынеся позора, от назначенного ему незаслуженного телесного наказания»: его приговорили к публичной порке, когда он объявил, что за работу управляющим покойная помещица даровала ему вольную, правда в устной форме.

Отец будущего писателя, добившись статуса вольноотпущенного, не только получил дворянство, но и дослужился до чина надворного советника, женился на дочери небогатого киргизского князя В.Е. Уракова. В 1826 году Ларион Михайлович был переведен из Уфы в Оренбург и назначен губернским казначеем казенной палаты, служил чиновником особых поручений в канцелярии Оренбургского военного губернатора, секретарем губернского правления.

Михаил стал первым ребенком в семье. Он родился полуслепым, с дефектом век. Операцию, вернувшую ему зрение, сделал коллега отца по чиновничьей службе и блестящий медик Владимир Иванович Даль, который жил в те годы в Оренбурге.

В 1835 году семья переехала в Илецкую Защиту (теперь Соль-Илецк): Лариона Михайловича назначили сначала старшим советником правления, а затем и управляющим всем соляным промыслом. Воспитанием теперь уже пятерых детей помогала заниматься старшая сестра отца Екатерина Михайловна. Ей, простой безграмотной женщине, которая ввела мальчика в мир народного творчества, племянник впоследствии посвятил многие страницы автобиографической повести «Кормилица».

Как и остальные дети в семье, старший сын поначалу получал домашнее образование. В качестве учителей отец пригласил ссыльного студента и немца. Студент впервые смутил отроческое сознание своего ученика рассуждениями на социальные темы и стал прототипом героя в рассказе «Уленька». Второй учитель детства навеял образ гувернера-немца в повести «Адам Адамыч». В тот счастливый, но непродолжительный период жизни Миша изучал иностранные языки, музыку, много и бессистемно читал. В круг его чтения вошли А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.В. Кольцов.

В 1841 году умирает мать, а четырьмя годами позже и глава большого семейства. Родственники по материнской линии увозят детей, в том числе шестнадцатилетнего Михаила, из Илецкой Защиты в Уфу, где он поступает в гимназию.

Первые стихи и переводы уфимского гимназиста Михайлова появились в петербургском еженедельнике «Иллюстрация» в 1845-м. Спустя год юноша на правах вольнослушателя посещает лекции Петербургского университета, где сближается со своим ровесником, будущим знаменитым литературным критиком и писателем, философом-утопистом и революционером-демократом Н.Г. Чернышевским.

Во второй половине 40-х годов Михайлов тесно сотрудничает со многими столичными периодическими изданиями, его стихи, переводы и очерки печатаются в «Иллюстрации», «Библиотеке для чтения», «Литературной газете». Однако напряженная литературная деятельность не приносит материального достатка. Стесненные денежные обстоятельства вынуждают его оставить учебу в столице и уехать в Нижний Новгород. Молодой человек поступает на службу к дяде в соляное правление, работает писцом-регистратором, затем столоначальником, параллельно усиленно занимается литературным творчеством, ведет переписку с Чернышевским. Тот откровенно излагает свои радикальные политические взгляды, под влиянием которых укрепляются демократические убеждения нижегородского единомышленника.

В феврале 1852 года Михайлов выходит в отставку и возвращается в Петербург. Именно в этот период он получает признание. Сначала как талантливый переводчик, затем как оригинальный поэт, прозаик, драматург, критик и публицист.

Его поэтическое наследие немногочисленно, но, по мнению критиков, сильно и характерно, а потому занимает видное место в демократической литературе 60-х годов: мотив активного общественного действия, свойственный революционным демократам, резко отделял такую поэзию от пассивной созерцательной поэзии либерального барства. В стихах «Надя», «Груня», «Хорошая партия», «Кабак», «Встреча» присутствуют характерные для этого направления темы – страдание людей из народа, судьба падшей женщины, безрадостная любовь бедняка-разночинца. В них Михайлов выступает как поэт некрасовской школы. В более поздней лирике, в политической сатире он развивал вольнолюбивые традиции поэзии декабристов.

Особенно будоражит общественность его проза и драматургия, в которых автор открыто поддерживает позицию «натуральной школы». В повестях «Нянюшка», «Скромная доля», рассказах «Скрипач», «Кружевница», в комедии «Тетушка» он без прикрас, порой утрированно и жестко, рисует жизнь провинциальных мелкопоместных дворян и чиновников, погрязших в праздности, жестокости, жадности и разврате.

Важный момент в духовном становлении Михайлова – посещение во второй половине 60-х годов своего родного края. В числе таких известных писателей, как А.Н. Островский, А.Ф. Писемский, С.В. Максимов, он оказался участником литературной экспедиции, организованной Морским министерством для исследования быта жителей, занимающихся морским делом и рыболовством. Весной 1856-го Михайлов выехал в Оренбургскую губернию: летом проехал по рекам Белой, Уфе и Деме, осенью посетил Оренбург и Илецкую Защиту, встретился с губернатором В.А. Перовским, поэтом А.Н. Плещеевым. Затем выехал в Уральск, где прожил зиму 1856 –1857 годов, совершая небольшие поездки по окрестностям. В ходе экспедиции он изучал быт и экономическое положение местного населения, обычаи и верования, фольклор. Для записи некоторых текстов специально учил основы татарского языка. Особенно интересовался массовыми протестными движениями – башкирскими бунтами, восстанием Пугачева. Свои впечатления по результатам поездки, в том числе о бесправном положении простого населения, изложил в обширных историко-этнографических материалах. Однако большинство из них (за исключением статьи «Уральские очерки» и автобиографического рассказа «Уленька») цензура так и не допустила до печати.

Следующие два года Михайлов провел во Франции и Англии. В Париже он входит в круг революционно настроенных молодых поэтов и писателей, знакомится с автором слов «Интернационала» Эженом Потье, изучает произведения французских социалистов Сен-Симона, Фурье, Луи Блана, Прудона и других; в Лондоне встречается с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым. За границей написаны его наиболее острые публицистические статьи «Парижские письма», «Лондонские заметки», в которых дана нелицеприятная характеристика культуры и быта буржуазной Европы. Публицистика выдвинула его в первый ряд прогрессивных по тем временам писателей. Своеобразным творческим кредо стала и озвученная им мысль о нравственной чистоте и общественно-воспитательной роли искусства.

Стихи Михайлова того времени были так насыщены ораторскими интонациями, гражданской патетикой, что воспринимались как лозунги, зовущие «в честный и открытый бой» с произволом и насилием. Агитационно-песенные по своей природе, они становились боевыми песнями:

 

Смело, друзья! Не теряйте

 Бодрость в неравном бою,

 Родину-мать защищайте,

 Честь и свободу свою!

………………………..

Час обновленья настанет —

 Воли добьется народ,

 Нас добрым словом помянет,

 К нам на могилу придет.

 

Михайлов вернулся в Россию воодушевленный идеями народного протеста, тесно сблизился с революционной молодежью. Возмущенный царским манифестом об освобождении крестьян, названным им ловушкой и обманом, он участвует в написании прокламации «К молодому поколению», печатании ее в лондонской типографии Герцена, тайной перевозке и распространении тиража в России. Арестованный 14 сентября 1861 года Михайлов был приговорен к шести годам каторги. 14 декабря, в годовщину восстания декабристов, над закованным в кандалы Михайловым была совер­шена процедура гражданской казни, пос­ле чего в ночь на 15 декабря он был отправ­лен из Петербурга в Нерчинск. Живя на Казаковском золотом промысле Нерчинского горного округа, Михаил Ларионович написал «Запис­ки», предназначенные для Л. П. Шелгуновой, где воспроизвел события своей жизни от ареста до прибытия в марте 1862 на Казаковский промысел. «Записки» явля­ются высшим достижением прозы М. Л Михайлова, однако наиболее полно его талант про­явился в поэзии.

В неволе рождаются стихотворения, ставшие наиболее популярными произведениями «потаенной» революционной поэзии. Демократические литераторы Петербурга в складчину снарядили собрата по борьбе в дальний путь.

В Забайкалье он неофициально был освобожден от каторжных работ и поселен на Казаковском золотом прииске, где работал его брат П.Л. Михайлов, основал вместе с ним школу для местных детей. Однако сенью 1863 года по подозрению в организации побега был переведен в деревню Кадаю близ китайской границы. В 1865 году, находясь уже на поселении, Михайлов закончил книгу «За пределами истории» научно-популярные очерки о самых ранних этапах развития человечества.

Как предполагают литературоведы, они стали последними произведениями опального литератора. Суровые условия, слабое здоровье, непомерные физические нагрузки и усиленное умственное напряжение – все это ускорило трагическую развязку: 3 (15) августа этого же года Михаил Ларионович умер от чахотки, осложненной болезнью почек. Его похоронили на вершине ближайшей сопки. Сообщение о смерти Михайлова Герцен поместил в «Колоколе» под заголовком «Убили». 

Надежда Емельянова