Не отступать от главной цели

Предстоящий 2015 год провозглашен Годом литературы. Эта новость прозвучала в День России, и, сообщая о ней, Президент РФ Владимир Путин назвал язык, историю, культуру, духовные ценности и национальные традиции основой основ и заверил, что внимание к ним будет постоянным. «Только так можно уверенно развиваться, сохранять самобытность, сберегать себя как народ», – уточнил глава государства.

О том, что во все времена на отечественную словесность возлагалась особая миссия, можно судить по высказываниям наших выдающихся мастеров художественного слова. Так Н.А. Некрасов горячо убеждал: «Русская литература не должна опускаться до уровня общества в его сомнительных и темных проявлениях. В любых обстоятельствах, во что бы то ни стало, но литература не должна ни на шаг отступать от своей главной цели – возвысить общество до идеала – идеала добра, света и истины». Другой классик – Л.Н. Толстой, уверенный в том, что нравственность человека видна в его отношении к слову, писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

Пройдя через лихие 90-е, трудные нулевые, мыслящие люди вновь пытаются убедить своих соотечественников: без художественной литературы современное российское общество не может нормально развиваться. А значит, ему всегда будут нужны те, кто служит правде и совести, сеет «разумное, доброе, вечное» и выполняет завет пушкинского «Пророка». Наиболее прозорливые писатели и критики считают, что хотя в наши дни влияние литературы на жизнь не столь очевидно, как в прежние времена, она все равно находится в поле очень сильных взаимодействий – социальных, нравственных, интеллектуальных. Да, нынче роль литературы как будто «теневая», однако, это не означает, что писатели заняты келейным делом, не имеющим прямой связи с реальным миром. Художественное слово порой растворено в повседневности русского цивилизационного пространства: его не замечаешь, как воздух, которым дышишь, и только когда оно оскудевает, делаясь как бы разреженным, – становится трудно дышать.

Вот и в Оренбуржье литературная жизнь во всем ее многообразии чаще всего проходит неприметно для стороннего глаза, так что даже значимые для культуры события не всегда оказываются на виду общественности. А между тем в регионе издается немало по-настоящему хороших и серьезных книг, проводятся творческие встречи с жителями городов и районов, писатели не только активно пишут и публикуются, но и занимаются просветительской деятельностью.

Плоть от плоти народной

Этот год знаменателен для прозаика Петра Краснова двойным событием, которое выходит за рамки личного творческого итога. Почти одновременно столичные издательства «Голос-Пресс» и «Вече» выпустили в свет две книги нашего земляка. По этому случаю в универсальной научной библиотеке имени Крупской состоялась презентация изданий, на которую были приглашены читатели и коллеги, представители творческой интеллигенции и просто люди, тяготеющие к литературе.  

Под обложкой сборника «Свет ниоткуда» собраны произведения, признанные в профессиональном и читательском кругу жемчужинами красновской прозы, такие как «Высокие жаворонки», «Колокольцы», трилогия «Свет ниоткуда», «Пой, скворушка, пой», «Звезда моя, вечерница», «Новомир». Эти повести поставили автора в один ряд с Валентином Распутиным, Виктором Астафьевым, Василием Беловым, другими выдающимися русскими писателями XX века.

Вторая книга – роман «Заполье». Действие в нем происходит в 90-е годы прошлого века. Через раздумья, монологи и диалоги персонажей автор оценивает события, высказывает тревогу за судьбу отечества. Сюжетные коллизии ввергают обитателей романа в неумолимый водоворот трагедий, взлетов и падений. Политическое распутье, нравственная деградация, экономический хаос, парализовавшие жизнь страны, не обошли и родной край. Лишь немногие, такие как главный герой Краснова, разглядели и осознали надвигающуюся катастрофу. Жертвуя всем, даже личным счастьем, они пытаются донести до людей правду о происходящем.

Анализируя прозу оренбургского собрата по перу, известный литературный критик, прозаик, академик Академии российской словесности Валентин Курбатов писал: «Петр Краснов подлинно плоть от плоти народной. И не потому, что родился в селе (многие из русских писателей последнего времени деревенского рода), и не потому, что даже образование получил сельскохозяйственное и работал агрономом (что уже реже), но прежде всего по глубинной народной основе миропонимания… Смирение и жестокость, православие и язычество смешаются в его деревне, как и в нем самом. Будет в этой уже уходящей жизни что-то первоначальное, древнее, мудрое, дикое, земляное, небесное, родное, любящее, будто разом Радищев и Тургенев, Некрасов и Шолохов…»

Выступая на презентации, Петр Николаевич сказал, как исповедался: «Литература, а проза особенно, широкозахватная сфера духовного проявления: чем только она не занимается, какими только проблемами: и нравственными, и житейскими, вплоть до идеологических. Поэтому писателю приходится вникать в самые разные вопросы – чисто эстетические, этические, литературные, в искусство вообще, политику, то есть волей-неволей пишущий человек интересуется всем. Вот и я пытаюсь в меру своих возможностей разобраться в том мире, в котором мы живем. Тут каждый волен по-своему смотреть на все, главное, чтобы этот взгляд был честный, правдивый. Порой и сам с собой споришь, и сам себя убеждаешь. Иногда жалею, что не остался агрономом работать. Но судьба наградила или наказала другим делом – писательским…»

«Вот родина моя!»

А накануне Дней славянской письменности и культуры в Малом зале театра драмы имени М. Горького состоялся вечер оренбургской поэзии «Вот родина моя!», посвященный 270-летию губернии и 80-летию области. На нем прозвучали стихи оренбургских поэтов в исполнении студентов кафедры актерского мастерства ОГИИ имени Ростроповичей. Такая форма приобщения публики к литературе, направленная на популяризацию современного художественного слова, была задумана руководителями тетра, вуза и областного дома литераторов. Название поэтического диалога родилось из культового стихотворения Сергея Тимофеевича Аксакова, который воспел и прославил наш край, став для многих поколений оренбургских литераторов примером любви и творческого служения родине. В глубокой тишине, с затаенным волнением любители изящной словесности слушали поэтические откровения своих земляков, озвученные устами будущих актеров театра.

 

Святая лира не молчит

Пушкинские дни, посвященные дню рождения великого поэта, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с нашим краем – еще один вектор развития культурного потенциала Оренбуржья. Традиционно в начале июня по всей области проводятся различные тематические акции. Так к 215-й годовщине со дня рождения Александра Сергеевича и 180-летию выхода в свет «Истории Пугачевского бунта» Губернаторский историко-краеведческий музей подготовил программу «Мы той же историей дышим».

Кульминация этих дней – церемония вручения Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка», учрежденной правительством области и Союзом писателей России. Премия ежегодно вручается как профессиональным литераторам, так и учащимся общеобразовательных школ, студентам средних специальных и высших учебных заведений, членам литературных объединений.

В этом году в первой номинации награждена наша землячка Надежда Кондакова, проживающая в Москве, – за культурологическое издание «Пушкинский календарь», выпущенный в 1999 году в соавторстве с Владимиром Чепкуновым, и за стихи последних лет. Впервые в истории пушкинистики авторами книги предпринята попытка воссоздать объемный портрет литератора на основе его собственных высказываний о великих деятелях и событиях мировой истории и культуры. Книга содержит свыше 600 иллюстраций – портреты тех, кому посвящены отдельные страницы календаря, их же изображения, сделанные рукою А.С. Пушкина, многочисленные рисунки поэта и значительная часть изобразительной пушкинианы. Проект «Пушкинский календарь» получил грант Президента РФ в области культуры.

Надежда Кондакова – российский поэт, драматург, переводчик поэзии разных народов, в том числе славянских, автор более десятка поэтических книг. В 2011 году она стала лауреатом государственной премии Москвы в области литературы и искусства.

Во второй номинации жюри присудило шесть наград. Первой премии удостоена Валерия Ткаченко из города Гая за цикл рассказов. Две вторых премии вручены Марии Станчевой (Оренбург) – за книгу стихотворений и Евгении Мухиной (Орск) – за цикл стихотворений. Три третьих премии достались Екатерине Пшеничниковой (п. Новосергиевка) – за работу «Человек труда в творчестве В.А. Пшеничникова», Сергею Семенову (Оренбург) – за подборку стихотворений и Милене Исаевой (Оренбург) – за книгу стихов и прозы.

 

«Красная гора»

К знаковым событиям по праву можно причислить и прошедший в рамках Дней славянской письменности и культуры второй Международный фестиваль содружества национальных литератур «Красная гора». Его инициатором, идейным вдохновителем и организационным локомотивом (разумеется, при поддержке министерства культуры и внешних связей области) выступил Виталий Молчанов – председатель регионального отделения Союза российских писателей, а с недавних пор еще и директор областного дома литераторов. Участниками же стали не только местные литераторы обоих союзов, но и гости, приехавшие из разных городов и республик, – поэты, прозаики, переводчики, драматурги, лауреаты российских и международных литературных премий.

В приветственном слове, обращенном к собравшимся в конференц-зале ОУНБ имени Крупской, и.о. министра культуры и внешних связей области Виктор Шориков отметил, что фестиваль способствует укреплению дружественных связей между литераторами вне зависимости от места их проживания, национальности, вероисповедания. А в процессе общения начинающих авторов с признанными мастерами слова активизируется поиск новых дарований.

– Это естественное продолжение той масштабной и планомерной работы, которая проводится с целью развития и повышения культурного потенциала региона. Мы стараемся приложить максимум усилий для выстраивания полноценной системы государственной поддержки творческих союзов и деятелей искусства, – подчеркнул глава ведомства.

После короткого делового открытия фестивальный регламент плавно перешел в заседание круглого стола по проблемам развития литературы, переводческой деятельности и книгоиздания. В свое время классик грузинской литературы Илья Чавчавадзе писал: «Русская литература сыграла руководящую роль на пути прогресса и оказала большое влияние на все, что составляет наши духовные силы, она наложила свой отпечаток на наш ум, на наши мысли, на наши чувства и вообще определила наше направление». Мы, живущие в России сегодня, не должны оставлять без внимания этот исторический опыт. Проведение фестиваля содружества национальных литератур помогает узнать и глубже понять традиции культур народов, проживающих в нашем крае.

Столичный гость Максим Замшев начал свое выступление в русле, несколько отклоненном от тематики, обозначенной круглым столом:

– Очень важно, что фестиваль проводится при поддержке власти, значит, в ней работают люди просвещенные, ведь взаимоотношения литератора и власти – это довольно тонкий инструмент. И писатель предпочитает занимать разные позиции по отношению к власти: некоторые хорошо ее знают, бесконечно оппонируют ей, оспаривая любое решение; другие встраиваются в какие-то властные устои, становятся рупором власти. И то и другое, мне кажется, не совсем верно, все-таки писатель – это тот человек, который должен власть «наущать». В ответ она может соглашаться с ним, может не соглашаться, но писатель своим авторитетом должен показывать власти, как надо строить культурную политику. Ваш фестиваль дает право сделать вывод: и власти, и литераторы в Оренбурге столь просвещенны, что нашли общий язык, и это, несомненно, достижение, которое имеет место быть далеко не во всей России.

Далее разговор продолжился на тему перевода, в частности поэтического, ибо он всегда подразумевает некое содружество поэтов, когда надо перевоплотиться в того, кого ты переводишь, и сделать это, прежде всего, красиво на том языке, на который переводится стихотворение. Для огромного количества российских национальных литератур, которые находятся по преимуществу в русскоязычных территориальных центрах, это очень важный процесс.

Еще один гость фестиваля – Андрей Щербак-Жуков уверен: писатели должны путешествовать, чтобы видеть, как живут сегодня люди в разных уголках нашей огромной страны. По его мнению, обмен энергией, который происходит на таких фестивалях, взаимовыгоден и обоюдно полезен, ведь принимающая сторона приглашает литераторов из Москвы, Санкт-Петербурга, других территориальных столиц.

Зашел разговор и об общей ситуации, которая сложилась сегодня в российском литературном пространстве. С одной стороны, поэзия оказалась как бы на периферии общественной жизни. В то же время в интернете некоторые литературные сайты насчитывают в своем читательском активе до 15 тысяч человек. Наблюдается вспышка интереса к поэзии со стороны нового поколения молодых людей, они пишут сами, приходят на творческие встречи, собирают многочисленные аудитории желающих услышать в поэтическом слове отголоски своих чувств и мыслей. Такая тенденция многими воспринимается как знак возвращения высокого звания Поэта. В общем, как подвел итоги коллективного разговора Виктор Шориков, участники дискуссии затронули серьезные, порой болевые точки литературного процесса. Главный же вывод состоит в том, что творческая жизнь в писательской среде не затухает, она выливается в разнообразные формы, чтобы наши земляки, в первую очередь дети, больше знали о своих прозаиках и поэтах, встречались с ними, общались, обсуждали насущные вопросы бытия.

В первый фестивальный день две группы из местных и приезжих писателей встретились со студентами педагогического и аграрного университета, а вечером в областном доме литераторов был проведен мастер-класс для молодых оренбургских литераторов.

На следующий день гостей повезли в село Мустафино Шарлыкского района, где они посетили музейный комплекс имени Мусы Джалиля. Это путешествие подарило иногородним участникам фестиваля массу незабываемых впечатлений, и не только от главного объекта экскурсии, но и от встречи с сельскими жителями, от прекрасных степных пейзажей, наблюдаемых из окна автобуса. Особенно наши просторы поразили коренных горожан: после поездки петербурженка Галина Илюхина призналась, что только теперь она всей душой прониклась глубинным смыслом слов русской народной песни «Степь да степь кругом…».

В этот же день организаторы успели провести для местных авторов семинар литературного перевода с участием именитых гостей. А вечером в Голубом зале театра драмы имени М. Горького состоялся литературный вечер, перед его началом в театральном фойе с витринами и столами расположились оренбургские издатели, представившие свою книжную продукцию.

Третий день был ознаменован поездкой в Саракташ, где гости обогатили свои впечатления об оренбургском крае лицезрением знаменитого на всю Россию архитектурного комплекса Свято-Троицкой обители милосердия и посещением той самой Красной горы, что подарила название фестивалю.

ГОСТИ ФЕСТИВАЛЯ «КРАСНАЯ ГОРА»:

Максим Замшев – поэт, прозаик, публицист, критик и переводчик, лауреат многих всероссийских литературных премий, в том числе имени Николая Рубцова и Николая Гумилева, первый секретарь Московской городской организации Союза писателей России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, заместитель главного редактора газеты «Московский литератор»;

Евгений Чигрин – поэт (стихи переводились на испанский, французский, английский, польский, арабский, турецкий и другие языки), член Международного ПЕН-клуба, СП Москвы и Союза российских писателей, лауреат Горьковской премии прошлого года за сборник стихов «Неспящая бухта»;

Андрей Щербак-Жуков – поэт, прозаик, критик, киносценарист, член СП России (Московское отделение) и Международного союза журналистов, обозреватель литературного приложения «Ex libris» «Независимой газеты»;

Галина Илюхина – поэт, член СП Санкт-Петербурга и Союза российских писателей, заместитель главного редактора литературного журнала «Зинзивер», автор и куратор литературных проектов «Город мастеров», «Невская перспектива», один из основателей и организаторов ежегодного международного литературного фестиваля «Петербургские мосты», лауреат независимой литературной премии «Молодой Петербург»;

Владимир Шпаков – прозаик, критик, драматург, член СП Санкт-Петербурга и Союза писателей XXI века, лауреат литературной премии имени Гоголя, главный редактор питерского журнала «Зинзивер»;

Диана Кан (город Новокуйбышевск Самарской области) – поэтесса, член Союза писателей России, автор семи книг стихотворений и множества публикаций в центральных и региональных изданиях, лауреат всероссийских премий – журнала «Наш современник»,  «Традиция», «Имперская культура», имени святого благоверного князя Александра Невского «Служение России» (Санкт-Петербург), Пушкинской премии «Капитанская дочка» и других;  

Лилия Газизова – поэт, переводчик, эссеист, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, член Союза российских писателей и Международной федерации журналистов, член правления СП Татарстана, организатор традиционного Осеннего бала поэзии в Казани и совместного с журналом «Дружба народов» Международного фестиваля «Литературная универсиада в Казани» (2013);

Айдар Хусаинов – поэт, переводчик, драматург, член правления Союза писателей Республики Башкортостан, руководитель секции перевода СП Башкортостана, возглавляет литературное объединение «УФЛИ», член редколлегии журналов «Крещатик» (Мюнхен) и «Новая реальность», главный редактор газеты «Истоки»;

Светлана Гафурова – член Союза журналистов России, редактор и учредитель «Народной газеты Башкортостана», поэтесса, составитель, редактор, издатель и участница сборника любовной лирики уфимских поэтов «Посещение Амура»;  

Александр Ялфимов – уральский писатель-фольклорист, живущий в Казахстане, но входящий в состав Оренбургской областной организации СП России, мастер устного исполнения рассказов в оригинальной манере уральского говора и автор прозы малых жанровых форм – литературных сказов, миниатюр, баек, лауреат региональной российской литературной премии имени П.И. Рычкова за книгу «Избранное». 

Надежда Емельянова