Все куклы - в гости к нам!

В Оренбурге состоялся первый Международный фестиваль спектаклей театров кукол для молодежи и взрослых «Маленький принц». За пять фестивальных дней на четырех театральных площадках города свои работы показали театры из России, Белоруссии, Польши, Израиля, Англии. Это были спектакли разной эстетической направленности, разных школ и разного способа существования в них куклы. Но всех участников фестивальной программы объединяло желание разрушить стереотип восприятия театра кукол как исключительно детского театра. Они обратились к классике, используя в своих сегодняшних высказываниях выразительные средства различных видов театрального искусства, чтобы передать взрослому зрителю свои ощущения глобального, многослойного мира.

Новизна и перспектива

Фестиваль такого рода в России прошел впервые. Слова «первый», «впервые» не раз произносились на всем протяжении театрального праздника, что придавало ему оттенок  новизны и вызывало ощущение перспективы. Инициатором проведения «Маленького принца» стал наш областной театр кукол. Именно здесь, в Оренбурге, ровно 50 лет назад, режиссер Роман Ренц впервые в стране поставил спектакль по известному произведению Антуана де Сент-Экзюпери. Это был спектакль для семейного просмотра. Сам Экзюпери объяснил своим читателям еще в предисловии, что писал свою повесть-сказку и для взрослых. Он хотел напомнить своему поколению о том, что «все мы – обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля». Его размышления о нас с вами в этом мире, размышления Маленького принца особенно пронзительно звучали на церемонии открытия и закрытия фестиваля театров кукол со спектаклями для взрослого зрителя. Уровень размышлений придавал всему событию поистине космический масштаб. И на фоне всего этого очень органично воспринимался фестивальный символ – фигурка Маленького принца, сидящего на земном шаре, удачно воплощенная идея в работе оренбургского художника Ивана Ульянова.

Масштабный парад театров кукол состоялся в рамках хорошо зарекомендовавшего себя проекта – Международного театрального фестиваля «Гостиный двор», который проходит  при поддержке правительства области, отраслевого министерства, Союза театральных деятелей РФ. «Маленький принц» оказался вполне большим, в нем приняли участие 13 профессиональных государственных и негосударственных театров из России, ближнего и дальнего зарубежья. Всех их объединил интерес к образному языку и, конечно, к «главному персонажу» – самой кукле. В названии фестиваля – своеобразие исторического памятника, сохранившегося в Оренбурге: уголок старого города и стал на время сценической площадкой для спектакля-открытия, состоявшегося прямо на улице для всех горожан. Получилось такое неожиданное возвращение к истокам этого вида искусства. В фестивальной афише был, кстати, и традиционный английский уличный театр с куклой-марионеткой. Его центральный персонаж Панч, подобный нашему Петрушке, приехал в Оренбург из Лондона. На маленькой театральной сцене «Приключениям мистера Панча» не доставало размаха, более органично он существует все же в уличной стихии, где актер постоянно импровизирует, отражая меняющееся настроение улицы. Но симпатии зрителей и участников фестиваля балагур Панч завоевал! Актер Конрад Фридерик даже провел мастер-класс, демонстрируя секреты своей виртуозной техники кукловождения и приемы общения со зрителем в условиях уличного театра. Складывалось впечатление, что действительно нет ни одного выдающегося англичанина, который не высказался бы о Панче и которого не высмеял бы сам Панч.

Конрад Фридерик показал свой уголок Лондона. А находясь в Оренбурге, он увидел Европу и Азию одновременно. Участники и гости фестиваля обыграли евразийскую тему вполне по-театральному: они устроили шествие в национальных костюмах вместе с куклами, пройдя двумя группами, которые двигались со стороны Урала и здания областной администрации – навстречу друг другу – и встретились у Гостиного двора. Через белоснежные колонны архитектурного ансамбля, дополняющего памятник основателю города Ивану Неплюеву, просматривались азиатские шатры внутренней части Гостиного двора. И так необычно здесь с «европейской » улицы Советской (бывшей Николаевской) открывался «вид на Азию»! В проемах колонн стояли люди-куклы во фраках. За масками угадывались авторы известных классических произведений.

В афише фестиваля было много классики: чеховский «Вишневый сад», «Трагедия о Макбете» – по мотивам Шекспира в переводе Б. Пастернака (инфернальные реминисценции одного царствования, как значилось в афише). А еще «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта, лермонтовский «Демон». «Сам факт обращения к такому уровню драматургии дает актерам импульс, воспитывает их на освоении высокого текста», – отметил на этом фестивале театральный критик, член жюри национальной премии «Золотая маска», руководитель всероссийской лаборатории режиссеров театров кукол СТД РФ Виктор Шрайман.

Покоряется, оставаясь непокоренной

Открылся фестиваль пушкинскими «Маленькими трагедиями» Оренбургского областного театра кукол. Сегодня традицию ставить и для взрослого зрителя здесь развивает молодой режиссер Вадим Смирнов. Заслуженный работник культуры России Рузана Бунатян, преподаватель мастерства актера театра кукол Нижегородского театрального училища, отметила поиск, который сам по себе всегда обогащает театр: «Эта такая вершина, которая покоряется, но все равно остается непокоренной». Работа в этом спектакле принесла успех заслуженной артистке РФ Любови Милохиной – ей присужден диплом лауреата фестиваля имени заслуженной артистки РФ И.М. Маленковой.

Красивый спектакль «Ночь перед рождеством» по повести Н. Гоголя показал на фестивале театр «Карабаска», работающий в составе Пермского областного театра кукол. Каждая роль – характер! А исполнители, актеры Андрей Тетюрин и Наталья Красильникова, когда-то работали в наших оренбургских театрах, и очень узнаваем был их почерк – умение выдерживать тональность спектакля, скрупулезно относится к деталям, умение «оживлять» куклу. В спектакле использованы элементы теневого театра, а музыкальное оформление построено на украинском фольклоре. Это совместный проект России и Украины. Здесь, на театральной сцене, они смогли настолько плодотворно договориться, что заслужили диплом коллегии критиков.

Сразу два театра – оренбургский «Пьеро» и татарский театр кукол «Экият» обратились к русскому фольклору: творчеству Бориса Шергина. Причем, оренбургский спектакль, как отметили критики, был не просто сконструирован из деталей, а выращен, как дерево, как единый организм, получилось действо с неброским колоритом и теплым пространством, в котором хочется находиться. За роль Якуньки в спектакле «Варвара Ивановна» актер театра кукол «Пьеро» заслуженный артист РФ Андрей Антонов получил диплом лауреата имени заслуженного артиста России А.И. Салманова.

 

Работа, рассчитанная на будущее

В команде критиков, работающих на фестивале, был и Борис Голдовский, доктор искусствоведения, президент Центра имени С.В. Образцова. В дни проведения фестиваля в областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской состоялась презентация его новой книги «Режиссерское искусство театра кукол России XX века. Очерки истории». Иллюстрацией и поводом для новых размышлений о режиссерском искусстве театра кукол вполне могли стать и спектакли фестивальной афиши. Например, «Вишневый сад», поставленный в Мытищинском театре кукол «Огниво» режиссером Олегом Жюгждой. Эту его работу называли художественным открытием фестиваля. Спектаклем «Флорин танец» артисты из Израиля продемонстрировали возможности визуального театра «Авиталь Двори», стремящегося передать дух через пластику, и получили приз зрительских симпатий от министерства культуры и внешних связей нашей области.

Фестиваль – это не только праздник, не только творческое общение, которым так дорожат актеры. Это еще и большая работа, рассчитанная, на будущее. Каков результат всех этих больших усилий оренбургской команды? Все участники, гости, театральные критики сочли, что амбициозный проект удался вполне! И что этим событием можно жить дальше.

А художественный руководитель и директор фестиваля, главный режиссер Оренбургского областного театра кукол, заслуженный артист РФ Вадим Смирнов был награжден дипломом «За высокий уровень организации и проведения Международного театрального фестиваля «Гостиный двор», в рамках которого и прошел «Маленький принц», собравший лучшие спектакли театров кукол для молодежи и взрослых. Герой знаменитого произведения Антуана де Сент-Экзюпери уже в который раз напомнил всем нам о том, что «нет ничего драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком».

 

Наша справка

Оренбургскому зрителю были представлены следующие спектакли:

Оренбургский областной театр кукол

«Маленькие трагедии», А. Пушкин.

Израиль. Группа визуального театра Авиталь Двори

«Флорин танец».

Англия. Konrad Fredericks. Традиционный Лондонский уличный театр

The Adventures of Mr. Punch» (Приключения мистера Панча).

Казань. Татарский государственный  театр кукол "ЭКИЯТ 

«Старая сказка» Б.Шергин.

Польша. Белостокский театр кукол

«Lis»,  Marta Gusniowska,

Оренбург. Муниципальный театр кукол "Пьеро"

«Варвара Ивановна» Б.Шергин.

Новый театр кукол  Краснодарского  творческого объединения  «Премьера»

Визит старой дамы» Ф.Дюрренматт.  

Челябинский государственный театр кукол им. В. Вольховского

«Цыганочка» А. Пушкин

Рязанский государственный областной театр кукол

«Демон» М. Лермонтов.

Мытищи. Театр кукол «Огниво» 

Вишневый сад», А.Чехов.

Ульяновский областной театр кукол имени В. Леонтьевой

«Фрекен Жюли» А.Стриндберг.

Республика Беларусь. Гродненский областной театр кукол.

Пермский областной государственный театр кукол. Театр «Карабаска».

  «Ночь перед рождеством» Н.Гоголь.