"У истоков бессмертия"

 

Судьба всемирно известного поэта, Героя Cоветского Cоюза, лауреата Ленинской премии Мусы Джалиля неотделима от Оренбуржья. В наших Оренбургских степях начался путь поэта к бессмертному подвигу. С его жизнью и деятельностью тесно связаны села Мустафино и Шарлык, города Орск и Оренбург. Здесь он родился, вырос, тут родился его поэтический талант, закалялся его характер. Вся жизнь Джалиля с самых ранних лет и до смертного часа была примером беззаветного служения Родине, своему народу.

На степном просторе, в 150 километрах от Оренбурга, на берегу степной речушки Неть стоит тихое татарское село Мустафино. Здесь 15 февраля 1906 года в семье Залиловых родился мальчик, которого назвали Мусой.

31 октября 1939 года в анкете на вопрос о происхождении и «основных занятиях родителей» он собственноручно написал: «Отец крестьянин, в основном занимался с/хоз. (сельским хозяйством), периодами мелкой торговлей, мать-домохозяйка».

Бабушка Гыйльми была замечательной сказительницей народных сказок, а мать Мусы сочиняла баиты, задушевно исполняла старинные народные песни.

Муса с детства полюбил родные места. «Любовь к родному краю, –вспоминала его сестра Зайнаб, –проявилась и в его интересе к истории. Бывало, он ночи просиживал в библиотеке муллы Вильдана…»

В 1960 – 70 – е годы в селе еще живы были люди, чье босоногое детство прошло вместе с детством поэта. Гали Маняпов, один из друзей детства Мусы, говорил: «Мы с Мусой сверстниками были. Я хорошо помню Мусу. Часто уходили на берег реки, рыбачили, поднимались на гору. Он с 6 лет начал учиться в школе при мечети. Учил его учитель Габдулла Усманов…».

Из воспоминаний первого учителя Мусы Г. Усманова: «…Шестилетний мальчик оказался на редкость способным… Муса за один год закончил 4 класса. Я радовался его успехам…»

В 1913 году семья Залиловых переехала в г. Оренбург. Муса продолжает учебу в медресе «Хусаиния». О жизни М. Джалиля в медресе интересно рассказывает башкирский писатель С. Агиш, учившийся там же. «Около него, – вспоминает С. Агиш, – всегда толпились ребята. Муса не только хорошо учился, но и был хорошим товарищем, умел говорить с ребятами, писал стихи, одноактные пьесы и из детской жизни. Такие пьесы в медресе любили.

Стихи, написанные Мусой в девятилетнем возрасте. не сохранились. Известно стихотворение «Сирота», написанное им в 1918году.

1919 год… еще идет гражданская война. Тринадцатилетний мальчонка пишет стихи о том, что он счастьем считал бы гибель в бою за трудовой народ. Красноармейская газета Туркестанского фронта «Кызыл Юлдуз» («Красная звезда») печатает на первой полосе стихотворение «Счастье» с подписью «Кечкене Жалиль» – «Маленький Джалиль». Так рождается литературное имя Мусы. О том, как были опубликованы его первые стихи, рассказывает сам поэт в очерке «Мой жизненный путь»:

«Вошли в редакцию. К нам подошли. – Ребята, что вам нужно? Я смущенно вытащил  из-за пазухи бумажный сверток. Я принес три стихотворения: «Счастье», «Ушли», «Красной Армии». Все, кто был в редакции, сгрудившись, стали их читать. Стихи, кажется, очень понравились.

- Кто это написал?

Мой приятель Идият торопливо толкнул меня.

- Вот он написал.

Я покраснел. Я был очень маленького роста. Редактор удивленно поглядел и, приподняв меня, поставил на стул. Все смотрели и смеялись.

- Сколько же тебе лет? Где учишься? Чей сын?

А я не знал, что сказать. На другой день на первой полосе появилось мое стихотворение «Счастье».

Этот мотив– «жизнь за волю» пройдет от первого стихотворения Джалиля до последнего. Джалиль четко и навсегда определил свое место в рядах борющегося народа. Он всегда в центре бурного потока событий.

Оренбург сыграл значительную роль в раннем возмужании и вообще в жизни поэта. Оренбург в конце Х1Х и в начале ХХ столетий был центром татарского просвещения, культуры, книгоиздательства, периодической печати. Выходили общероссийские  журналы («Шуро», «Карчыга»), газета «Вакыт». Оренбург видел С.Рамиева, Ш.Бабича, Х.Такташа. В Оренбурге протекала жизнь поэта Дэрдменда, оказавшего на М.Джалиля огромное влияние.

Весной 1918 года отец Мусы Джалиля  Мустафа, полный надежд, возвращается в родную деревню. Но вскоре, в  сентябре 1919 года, умирает. Осенью 1919 года Муса  вернулся из Оренбурга в Мустафино.

Время было нелегкое, суровое – шла гражданская война. Муса пользовался авторитетом среди деревенских ребятишек, был грамотным, уже проучился в городе в медресе «Хусаиния», печатал свои стихи в красноармейской газете Туркестанского фронта «Кызыл юлдуз» (Красная звезда). Именно тогда он и создает в селе детскую организацию «Красные цветы», в составе которого было около 40 школьников. Одними из первых записались Бари Вахитов, Гали Маняпов, ЗамиляМаняпова,ЗамиляКабирова, двоюродные сестры Мусы –Шарифа и ЗакияСайфуллины, Гани Вахитов, Лотфулла Кабиров. Самыми младшими были родные сестры Мусы Зайнап, Хадича и двоюродный брат Тагир Курбанов.

У мустафинских ребят появляется товарищ, который не только рассказывает о городской жизни, но и учит рисовать и играть на мандолине, читает свои стихи, а еще приобщает  их к прекрасному миру театра. Юные артисты поставили спектакли по пьесам тринадцатилетнего Мусы «Варенье», «Паровой самовар», «Сирота». Пишут заявление в партийную организацию с просьбой найти помещения детской организации для постановки спектаклей. В партийном архиве Оренбургской области найден официальный документ, удостоверяющий существование настоящей организации. Это подлинник протокола №4 общего собрания Мустафинской сельской ячейки Шарлыкской волости Каширинского уезда Оренбургской губернии от 11 февраля 1921 года (ГАОО, ф.470, оп. 1, л. 10). На повестке дня вторым пунктом было записано: «Заявление местной организации ДПКТ «Красный цветок» о назначении помещения для детского клуба». Было принято решение: «Назначить дом гр. Вали Зубаирова» главным штабом детского самодеятельного творчества. Вскоре детская организация получила официальное признание. Муса был избран её председателем, а Закия Юсупова – секретарем, членом бюро стала Зайнап Залилова.

16 февраля 1920 года Муса поехал в губком комсомола с просьбой о помощи в организации в селе комсомольской организации, а 17 февраля приехал инструктор Оренбургского губкома комсомола Гали Игдисанов собрал молодежь села и провел первое комсомольское собрание. В тот день записались в ряды комсомола 10 человек: Маняпов Бари, Ибатуллина Зифа, Залилов Ибрагим, Маняпов Мингали, Аминов Хисамутдин, Рахматуллин Зиганша, Ахтямов Абубакир, Кутлуюлов Фахретдин, Мавлекаев Хайретдин, Кабиров Каюм.

Через 3 дня в село вернулся Муса Залилов. В пртоколе №3 от 18 февраля 1920 года написано: «…постановляется: принять в ряды РКСМ». Уже в рядах комсомола он руководит детской организацией. Весть о детской организации разлеталась, Оренбургский губернский отдел народного образования в нашем селе организовал конференцию татарских учителей четырех волостей. Муса выступил с докладом о работе детской организации, ребята поставили спектакль. Пионерской организации тогда ещё не было, поэтому организация «Красный цветок» стала её предвестником.

В 1920 – 1921 годах Гражданская война в стране шла к концу. Россия была этой войной доведена до катастрофы. В стране одна за другим вспыхивали крестьянские восстания. На территории Шарлыкской волости орудовали так называемые «Лохматая банда», банда Аистова. Коммунисты и комсомольцы нашего села  действовали в частях особого назначения (ЧОН). Среди них были Ибрагим и Муса Залиловы.

Грянувший в 1921 году неурожай и продразверстка, оставлявшая крестьян и их скот без продуктов питания и фуража, привели массовому голоду. Одна из первых комсомолок села Зифа Ибатуллина пишет в своем письме: «Мы, первые комсомольцы, села открыли вечернюю школу для безграмотного населения. Научили взрослых читать и писать. В голодный год открыли в селе детский сад, и я работала там воспитательницей. Чтобы спасти детей  от голодной смерти создали детский приют».

1921 год. Голод, разруха. Муса пешком ушел в Оренбург. В Оренбурге поступает учиться в Татарский институт народного образования (ТИНО). Среди слушателей группы он был самым молодым, ему шел пятнадцатый год. Обучаясь в ТИНО, М.Джалиль одновременно занимается и в совпартшколе. Она была с одногодичным сроком обучения и находилась на военном положении. Слушатели считались бойцами – «чоновцами» (части особого назначения). Муса днем учится, а ночью как боец ЧОН с винтовкой в руках патрулирует по улицам Оренбурга. И так изо дня в день, пока не свалил тиф.

Автор этих воспоминаний Закир Хасанович Рахманкулов – уфимец, человек интересной судьбы. Его молодые годы пришлись на то яростное время.

«В жизни встречаются люди с разносторонними дарованиями. Их умение проявляется во всем, за что бы они ни взялись. Таким я знал Мусу Джалиля: гражданина, поэта, комсомольского вожака, замечательного товарища и друга.

Мне довелось сидеть с ним за партой в аудиториях Оренбургской губсовпартшколы, служить в одной роте батальона ЧОН, работать бок о бок в комсомоле, слышать из уст поэта только что написанные стихи, спорить по волнующим вопросам строительства новой жизни.

Впервые встретились мы  в1921 году, когда Муса Джалиль и автор этих строк оказались в составе первых курсантов губсовпартшколы. Здесь, в партийной школе, среди бойцов ЧОНа, пришедших из окопов гражданской войны, рядом с рабочей и сельской молодежью, 16-летний Муса вплотную соприкасается с новой жизнью, попадает в совершенно новую для него обстановку, в которой курсанты обретали настоящую идейную закалку. Учиться и нести службу было делом не из легких. Днем мы занимались в аудиториях. В аудитории мы шли часто подпоясанные патронташем, с винтовками в руках, ибо, как курсанты губсовпортшколы, являлись бойцами в батальоне ЧОНа.

В дружной семье «жизнерадостных и жадных к знаниям джигитов» Муса впитал в себя все новое, неизвестное…Молодежь не унывала. Плохо отапливалось наше помещение, очень скромным был и наш  паек, но мы находили время и для культурного отдыха. Работали хоровой, литературный и драматический кружки. Душой литературного кружка был Муса Джалиль. Занятия вел писатель Шариф Камал.

Мы выпускали свою стенную газету. Кружковцы бывали на вечерах и в городских клубах. Очень удачной оказалось постановка пьесы Мирхайдара Файзи «Галиябану». Муса Джалиль был на этих спектаклях суфлером.

Тепло и с большой добротой Муса Джалиль относился к своим товарищам. В кругах оренбургской татарской и башкирской молодежи с каждым днем росло его влияние».

Из приказа командования Совпартшколы:

«За честное несение патрульной службы, за бдительность курсантам Агишеву, Бакланову, Залилову, Рахманкулову объявляется благодарность».

Именно в это время появляется страстное, полное пафоса борьбы стихотворение М. Джалиля «Нет, сильны мы – мы найдем дорогу…».

…Не страшась кровопролитной битвы,

Мы пойдем, как буря напролом.

Пусть кому – то быть из нас убитым,-

Никому из нас не быть рабом!»

                            1921 г. Муса Джалиль.

В течение всей своей жизни он остался верен этим высоким идейно-нравственным принципам, достойно служил народу.

Г.Х.Рахимов, сокурсник Мусы по ТИНО рассказал: «Ярко запечатлелся в моей памяти концерт, в котором М. Джалиль прочитал свою только что написанную поэму «Больной комсомолец». Впечатление зрителей от поэмы было грандиозным. В зале, переполненным слушателями, стояла глубокая тишина… Мы слушали и думали о появлении нового поэта татарского народа».

М. Джалиль никогда не жаловался на загруженность, на усталость. «Нет, не жалуюсь я, не хочу отдохнуть», «потому что виден вдали мне надежды восход», – писал поэт в 1920 году в стихотворении «Слово поэта свободы».

…Жизнь моя для народа, все силы ему.

Я хочу, чтоб и песня служила ему.

За народ свой я голову, может, сложу –

Собираюсь служить до могилы ему.

                                          М. Джалиль, 1920 г.

Поэтические строки Джалиля «Собираюсь служить до могилы ему» (народу) оказались пророческими.

 

Культурно-просветительская, общественно-педагогическая деятельность Мусы Джалиля внесла огромный вклад в развитие татарской национальной культуры, народного образования. На становление М. Джалиля как педагога благотворное влияние оказал Нургали Надеев(1882-1940), директор ТИНО председатель совета ученых по просвещению народов национальных меньшинств Оренбургской губернии…

Как создатель организации «Красный цветок» – Муса Джалиль руководил воспитанием детворы в родном селе. В Оренбурге поэт внес большую лепту во всеобщее дело ликвидации безграмотности. Именно в эти годы раскрывается его педагогическая одаренность. Он всегда находил время для занятий с детьми. Муса посещает базары, находит беспризорных и устраивает их в детские дома, берет шефство над ними. Бывшая воспитательница детдома Г.Хасанова тепло вспоминала о Джалиле: «Муса обучал подвижным играм детей детдома, разучивал с ними песни  под аккомпанемент Салиха Сайдашева (стал известным татарским композитором)».

Другим заботливым учителем Джалиля был педагог и поэт Тухфат Ченакай (1893-1959), с которым он жил в годы учебы в медресе «Хусаиния», а затем – в ТИНО. Дружба с ним оказала благотворное воздействие на развитие художественных и педагогических способностей М. Джалиля. Муса пользуется богатой домашней библиотекой Т. Ченакая, в которой находились произведения выдающихся писателей народов Востока-Хайяма, Хафиза, Р.Тагора и многих других. Он не просто читает или перечитывает полюбившиеся ему стихи. Чтение для него было активным учебным процессом, оно стимулировало его собственную творческую работу фантазию, рождая поэтические образы.

Джалиль как личность сформировался в Оренбурге, в одном из крупных центров татарской литературы, просвещения и культуры того времени.

В этот период Джалиль приобрел определенные поэтические навыки, обогатил свои знания, стал более свободно ориентироваться в культурном наследии народов мира и нашей страны. Любовь к поэзии, к культуре родного народа одухотворяла молодого Джалиля.

После окончания ТИНО 5 октября 1922 года М. Джалиль подает на имя заведующего Оренбургским губернским отделом народного образования (губОнО) заявление с просьбой направить его в Казань для дальнейшего повышения знаний.

В конце 1922 года Муса приезжает в Казань. «Учиться было уже поздно. Устроился переписчиком в редакцию газеты «Татарстан»…, – писал он в автобиографическом очерке. В 1923 -1925годы учится в татарском рабфаке. В Казане его стихи публикуются в татарских изданиях и в 1925 году выходит первый сборник стихотворений под названием «Идем».

Когда Муса учился  в Казани на рабфаке и приезжал домой на каникулы в родную деревню, он тут же включался в жизнь села. Он привозил новые пьесы и песни, стихи и книги. Вокруг него группировалась молодежь. Муса и его друзья ставили спектакли, устраивали вечера. Он делал все, что мог для своих односельчан. Сестра поэта Хадича Залилова говорила: «Муса жадно обогащался в Казани, чтобы потом все это богатство щедро, без остатка отдать своим землякам». После каждого приезда в село Муса активно включался в общественно-политическую и культурно-просветительскую работу. Как видно из отчета Мустафинской сельской ячейки РКСМ, только за июль месяц 1924 года временно работающий секретарь Муса Джалиль рассмотрел 28 вопросов. В августе того же года он провел 5 заседаний комсомольского бюро, 4 общих собрания.(ПАОО, ф. 217, оп. 1, ед. хр. 2, л. 5.) Большинство из них были посвящены вопросам обучения и воспитания сельской молодежи.10 июля 1924 года на общем собрании рассматривается вопрос «О самообразовании сельской молодежи» и принимается решение: «Поручить М. Залилову на имеющиеся деньги оформить в Казани подписку на газеты и журналы», (ПАОО, ф, 217, оп. 1, ед. хр. 2, л. 5.). Деятельный по натуре Муса становится вожаком молодежи. Вот где зарождались истоки будущего таланта и героизма!

Недаром в стихотворении «Молодежь» есть такие слова:

Самое большее –

Нам двадцать два.

Молодость – с нами.

И юность – жива.

В деле мы скоры,

Легка наша кость.

В битве с врагами

Страшна наша злость.

В1925 году М. Джалиль получает свидетельство №13 об окончании рабфака при Восточно-педагогическом институте и возвращается в Оренбург. Оренбургский губком направил его инструктором уездного комитета комсомола в Орск. С1925 года, с 19 лет, Мусса на руководящей комсомольской работе в Оренбуржье, сначала в УКОМе, затем Губкоме, а в1927 году его, делегата Всесоюзной комсомольской конференции, избирают членом татаро-башкирской секции ЦК ВЛКСМ с переездом в Москву.

1926-1927 годы. Не знающая регламента работа в уездных комитетах комсомола в Орске и в Оренбурге. В укомах нет своего транспорта, на сотни верст ни одного телефона. Нередко появляются крутые на расправу  банды, лютует кулачье. Но Муса и другие комсомольские активисты создают в глухих селах ячейки, организуют школы ликбеза, молодежные клубы, вовлекают парней и девчат в активную жизнь. Муса Джалиль прошел путь инструктора-методиста. Шел он в самые отдаленные деревни Каргалы и Уранбаша, в хутора Гумерово, поселок Майское, село Никольское и т.д. Ходил по домам жителей сел и аулов, посещал школы, встречался с руководителями и работниками отделов образования.

М. Джалиль – инструктор сыграл большую роль в интернациональном воспитании населения Оренбурга. На состоявшемся 26-28 мая 1927года совещании комсомольского актива Орского уездного комитета комсомола Джалиль выступил с докладом на тему: «Интернациональное воспитание молодого поколения».

Джалиль любил и умел работать с молодежью. Он повседневно изучал ее быт и интересы. Об этом свидетельствуют обнаруженные в архивах многочисленные отчеты, составленные им после очередных командировок в села и хутора.

Он с полным правом мог сказать о себе:

Я прошел сквозь учебу,

Сквозь годы работы

И гражданской войны.

Я вливал мою молодость

Каплями пота

В новостройки страны.

Так в борьбе и труде закалялся, мужал его характер.

В памяти тех, кто работал с ним, он остался неугомонным, задорным, жизнерадостным. «Человек – огонь» – так называли его соратники по комсомольской работе.

(Из воспоминаний З. Рахманкулова)

«Осенью 1922 года Муса уехал в Казань продолжать свое образование. Там он окончил рабфак. Я вновь встретился с поэтом в 1925 году. Позади осталась учеба, он вернулся в Оренбург. Предстал перед друзьями уже возмужавшим молодым человеком. При первом же визите ко мне в губком комсомола Муса высказал желание, как он тогда выразился, немного поработать.

Особенно активной была деятельность Мусы в Орской комсомольской организации». Муса Джалиль отдал много сил, чтобы наладить работу Орской комсомольской организации чтобы возлечь в нее новых членов рабочей -крестьянской молодежи.

В декабре 1925 года состоялось первое губернское совещание актива татарских, башкирских и казахских комсомольских работников. На нем с рассказом об опыте Орской комсомольской организации выступил Муса Джалиль. Мне крепко запомнилось это выступление, ладная и невысокая фигура Мусы подчеркивала внутреннюю собранность и целеустремленность комсомольского вожака. Без громких фраз, спокойно и уверенно говорил Муса Джалиль о будничной и весьма кропотливой работе по воспитанию молодежи».

«…Он умел просто говорить с людьми, чуть ли не всех комсомольцев знал по именам, хорошо представлял себе, кто чем интересуется…»

(Из воспоминаний А.Мустафина, г. Орск)

«Я работаю сейчас инструктором уездного комитета комсомола Орска Оренбургской губернии. Окончив рабфак, думал до поступления в вуз немного поработать, применяя в жизни полученные знания. Не хочется терять связи с Казанью и Москвой, в особенности с органами печати. Правда, ничего серьезного за последнее время мне не удалось создать. Все время в разъездах. То спешу на уездную или губернскую конференцию, то на съезд или совещание. Еще прошлой осенью отправил тебе свои стихи. Дошли они до тебя или нет, до сих пор не знаю…»

(из письма Джалиля в Казань другу, писателю Кави Наджми)

«Я не в обиде.

Молодости пыл

Я отдал дням, что в битве

Закалялись.

Я созидал, и труд мне

Сладок был,

И замысли мои

осуществлялись»

                   М. Джалиль

«Ростепель...

Телеге нет проезда….

Но меся лаптями снег

и грязь,

В кожухе, под вешним

солнцем нежным

Он идет в деревню

торопясь….»

                   М. Джалиль

«Комсомольская работа обогатила меня жизненным опытом, закалила меня и воспитала мое мировоззрение».

(Из воспоминаний Мусы Джалиля)

«У Мусы выделялись три черты характера: исключительное трудолюбие, такая же исключительная скромность и умение не пасовать ни перед какими трудностями… Трудности были на каждом шагу… Порой времени на отдых почти не оставалось…Он не любил много говорить… но умел сказать просто, продуманно, логично, коротко».

(из воспоминаний Н.К.Яковлева)

 (Из воспоминаний Закира Рахманкулова)

«В моем альбоме сохранилась одна редкая фотография. На снимке – три молодых человека. Первый справа – двадцатилетний Муса Джалиль. Сфотографировались мы втроем в 1926 году в связи с моим отъездом из Оренбурга на учебу в Казань. Через несколько дней Муса прислал мне по почте этот снимок. На обратной стороне картона, на которой наклеен снимок, Муса Джалиль сделал арабский вязью надпись:

«Закир – друг!

Фотографируются обычно на память. Значит, когда взглянешь на карточку и увидишь  сидящие с ничего не выражающими глазами фигуры, в душе должны пробудиться воспоминания, что-то должно всплыть в памяти.

Взглянув на это фото, я увижу Саттара и тебя и, невольно очутившись во власти дум и воспоминаний, вновь представлю вас перед глазами: что были годы, когда на изрешеченные снарядами наши поля ползла засуха, с голодом на своем подоле. Мы тогда учились в совпартшколе. Были среди выносливых, смелых, жизнерадостных, жадных к знаниям джигитов…. А в год окончания рабфака мы с тобой оказались на одной тропе трудового фронта, на одной  реке, в одной лодке. Но если ты был нашим капитаном, то я был гребцом. Если я становился кормчим, то ты управлял парусом.

Вот так, рука об руку, работая упорно, не поддаваясь никаким невзгодам, среди дней кипучего труда, мы сдали в архив  еще один год нашей жизни.

Нынче встречаемся в третий раз. Встретили и друга Саттара, юность и жизнь которого так похожа на нашу. Комсомольский работник, он приехал из Хивы на отдых.

Если не будешь придирчивым, увидишь на фото троих, что сидят на снимке – это сделал разумный аппарат, изобретенный человеком. Правда, не очень расторопный Лапин несколько исказил наши лица. Но если это изображение слить с образами, сохранившимися в наших сердцах, то получится что-то похожее на Закира, Саттара и Мусу, и легким призраком впорхнут в душу  воспоминания о минувшем.

До свидания.

Сентябрь 1926 г. Муса».

Джалиль не раз бывал на заводе «Орлес» (Оренбургском лесопильном заводе). Здесь он часто встречался с молодежью, участвовал на концертах, которые устраивались в рабочем клубе (сейчас это одно из зданий дома отдыха «Оренбургский». В 1926 году создает поэму «На заводе «Орлес».

В 1927 году Мусу Джалиля, делегата всесоюзной комсомольской конференции, выбрали членом ЦК ВЛКСМ. В 1927 году М. Джалиль уехал в Москву и поступил учиться в МГУ на факультет литературы и искусства.

Мустафино и Оренбург, снова Мустафино, Оренбург, Казань, Орск и Оренбург, а затем Москва вновь Казань – это дороги гражданина и поэта, это путь человека всегда находившегося на гребне общественной жизни. И эти дороги начинаются с Оренбуржья и возвращаются на родную землю поэта.

Муса Джалиль – воплощение сути не только татарского народа, но и всего многонационального российского народа; он достояние и гордость всей России. Мы должны все сделать для того, чтобы увековечить его память, чтобы он жил в памяти не только сегодняшнего поколения, но и будущих поколений. Для этих целей создан на родине поэта мемориальный комплекс имени Мусы Джалиля.

Светлую душу Джалиля сохранили многие дома в Оренбурге: дом с мезонином на Краснознаменной улице, где Джалиль не раз бывал в губкоме комсомола; дом в самом начале Советской улицы, где в двадцатые годы был уездный комитет комсомола; здание аграрного университета, где Джалиль учился в совпартшколе. В Оренбурге есть улица имени Мусы Джалиля.

На базе Оренбургского государственного педагогического университета в 1998 году был создан общественный институт истории народов Оренбуржья  имени Мусы Джалиля.

В Оренбурге 22 июня 1996 года состоялось открытие памятника М. Джалилю.

Нафиса Губайдуллина

 

Литература:

1.Муса Джалиль «Красная ромашка». – Казань, 1981 г.

2.Альбом «Муса Джалиль.1906 – 1966» . – Казань,1966 г.

3. «У истоков бессмертия» (Воспоминания о Мусе Джалиле»).– Казань, 1971г.

4.Гази Кашшаф «По завещанию Мусы Джалиля». – Казань, 1984 г.

5. Газета «На новые рубежи»,14.02.1987 г.

6. Газета «Вечерняя Уфа», 16.02.1981 г.

7. Газета «Южный Урал», 15.02.1976 г.

8.Газета «Советская Татария», 15.02.1966 г.

9. Бикмухаметов Р.Г. Муса Джалиль. Личность. Творчество. Жизнь. – М., 1989г.

10. Ф.И.Мустафин «Муса Джалиль – педагог». – Казань, 1986 г.

11. Муса Джалиль: творчество и подвиг. Взгляд из ХХI века. – Казань, 2006 г.