Бесспорное право на жизнь
Бесспорное право на жизнь
Для Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей 2012 год – юбилейный. Вузу исполнилось – 15 лет. Для творческого учебного заведения срок достаточный, чтобы поговорить о промежуточных итогах. Сегодня в гостях у нашего журнала ректор ОГИИ, профессор, доктор искусствоведения Борис Хавторин.
– Борис Порфирьевич, чем сегодня живет институт искусств?
– Наш институт – это огромный творческий коллектив, сплоченный, много и усердно работающий. И как результат этой работы – за последнее время у нас выросло количество студентов-лауреатов различных конкурсов. Только за прошедший год – более 200 человек. А это уже показатель качества того образования, которое мы даем.
Очень радуют театралы. Наши студенты постоянно выезжают на фестивали. Например, прошлым летом мы возили в Москву спектакль «Вестсайдская история». Причем нашей постановкой открывали фестиваль. Было много театральных критиков. Признаюсь, я впервые увидел такое собрание людей (имею в виду критиков), которые готовы укусить за малейший профессиональный промах. Но наш спектакль прошел на «ура», и отзывы были только положительные. Все отмечали небывалый интерес прессы к этому фестивалю. Только я видел, что работали 5 телевизионных каналов. И все они обратили свой взгляд на оренбургских ребят. Честно говоря, я устал давать интервью. Уверен, что такое проявление интереса вызвано как раз уровнем профессионализма наших студентов.
На сегодняшний день мы обладаем такими творческими коллективами, как симфонический и духовой оркестры, академический хор, оркестр народных инструментов. Все торжества по случаю нашего юбилея они, по сути, вывезли на своих плечах. А это – обширная и очень серьезная программа. Ведь наш юбилейный концерт проходил в рамках фестиваля «Симфония степной пальмиры», посвященного юбилею Мстислава Ростроповича. Потому, ответственность и на преподавателях, и на студентах лежала огромная. Сейчас уже могу с удовлетворением сказать – концерт прошел на достойном уровне.
Кстати, у нас в городе ведь нет симфонического оркестра. А востребованность у публики – есть. Так вот наш студенческий коллектив и закрывает эту брешь. Уже вошли в традицию культурной жизни Оренбуржья весенние концерты нашего симфонического. И концертный зал областной филармонии при этом, как правило, бывает не просто полным – люди стоят в проходах. Так что помимо педагогической, научной, концертной мы ведем еще и огромную просветительскую деятельность. Хорошо, что потенциала пока хватает – и студенческого, и преподавательского.
– Творческие победы – это только одна сторона деятельности вверенного Вам вуза. На Ваш взгляд, как должен развиваться институт в ближайшей перспективе? Какие нововведения диктует время?
– Я считаю, что нам необходим хореографический факультет. Теперь уже и помещения у нас есть. Так что будем работать в этом направлении. А еще в конце прошлого года нам были переданы два учреждения: Центр по художественному образованию и Центр по переподготовке работников культуры. Мы взяли их под свое крыло и создали «Центр дополнительного профессионального образования и инновационных технологий».
Я думаю, что данный процесс объединения нашего вуза и методических центров пойдет всем только на пользу. Потому кто готовит кадры, тот должен и повышать квалификацию – и это аксиома.
Мы занимаемся повышением квалификации на ином уровне, нежели это было до последнего времени. Цель наша – изучить проблему образования в Оренбургской области, обобщить опыт лучших методистов, педагогов. Причем заниматься у нас этим будут люди с учеными степенями.
Еще один из краеугольных камней нашей деятельности – разработка концепции перспектив развития образования в сфере культуры и искусства. Мы готовы проводить научные изыскания в нашей сфере. Что я имею в виду? Сегодня необходимо не просто работать, а еще и анализировать и прогнозировать. Зачем это нужно? Для того, чтобы правильно принимать решения, законы, надо хорошо владеть ситуацией. Вот мы и будем собирать, делать выводы, выделять главное и предоставлять это в форме доклада.
Конечно, никто не отменяет и проводимой нами работы по обучению и переобучению кадров. Конференции, мастер-классы – это обязательные и постоянные составляющие. И мы не собираемся «вариться в собственном соку». Как известно, для человека творческого самое важное – общение. Потому у нас запланированы встречи с профессорами Санкт-Петербурга, Москвы, Уфы, Казахстана. Кстати, в этом году на базе нашего института будет проходить международный конкурс «Кубок Южного Урала. Оренбургская мозаика». В рамках этого мероприятия запланированы творческие встречи с музыкантами первого эшелона исполнительского искусства.
– В последнее время на разных уровнях постоянно говорят о неизбежном грядущем сокращении бюджетных мест в вузах, как, собственно, и самих вузов тоже. Коснется ли как то эта проблема оренбургского института искусств?
– Да, действительно, такая проблема обсуждается, но она никоим образом не должна коснуться нас. Во всяком случае, не хотелось бы. Я считаю, что в стране произошел перекос в подготовке специалистов. Очень много экономистов, юристов, причем за качество их знаний никто не отвечает. Вот здесь надо наводить порядок. А творческий вуз – особенный. Наш студент – товар, как говорится, штучный. Потому и образование – практически индивидуальное. У нас в области 68 музыкальных школ, пять средних специальных учебных заведений, и там востребованы наши выпускники. А библиотеки в глубинке! Мы провели анализ – так там работают все – кому не лень! Наш библиотечный факультет еще должен много лет готовить специалистов, прежде чем дефицит в кадрах отпадет. Потому как профессиональные библиотекари, да еще и с высшим образованием, - диковинка, как не смешно это говорить в наше время.
Решение о сокращении бюджетных мест в учебном заведении принимается ведь не просто так. И, прежде всего, встает вопрос о наличии рабочих мест. Нашей сфере это пока не грозит. Мы – востребованы!
– Сейчас в России проходит реформа образования. Вузы переходят на двухуровневую систему подготовки специалистов. Это внешняя сторона реформы. Вы же, как человек знающий ситуацию изнутри, можете судить о том, как изменения скажутся на качестве высшего творческого образования и, в конечном счете, на успешности учеников?
– Да, реформа образования идет. Наш вуз уже частично перешел на новую систему. Теперь мы выпускаем бакалавров. Для того чтобы получить возможность иметь магистратуру, надо изначально аккредитовать бакалавриат. А это у нас произойдет только через три года.
С тем, что высшее образование должно быть реформировано, очевидно, не поспоришь. Поскольку мы вступили в болонский процесс, то должны применить свое образование к их стандартам. Но здесь есть одно «но». Наш образовательный бренд – творческое образование. Я имею в виду наш российский бренд. Ведь такой системы обучения нет нигде. И если реформа коснется наших творческих устоев – беда. Уже были попытки выяснить, почему у нас так мало студентов? Мол, нерентабельно! Пришлось доказывать!
Министерство образования ставит нас в рамки – должно быть столько- то докторов, столько–то кандидатов наук. А у нас главное – это сцена. Там доказывается, кто ты есть в профессиональном плане. И наша задача готовить не ученых, а творцов. И чтобы подготовить творческого человека, нужна не диссертация, а, повторюсь, сцена!
Хотя у нас, конечно же, есть аспирантура, и наши преподаватели регулярно защищают диссертации.
Но вот, например, Рифкат Исрафилов – яркий режиссер. К его мнению прислушиваются критики по всей России, не говоря уже о собратьях-коллегах! Но он не кандидат и не доктор наук. Он – Режиссер! И это надо понимать и разделять, а не мести всех под одну гребенку. Мне на эту тему даже приходилось спорить на совещании с чиновниками министерства образования Российской Федерации в Москве.
Что говорить, если в нашей уникальной системе воспитывались Д. Шостакович, С. Рихтер, М. Ростропович и этот список бесконечен. Их творчество – достижение мировой цивилизации. И что же нам теперь от этого отказаться?
Надо обратить внимание на те вузы, а точнее на их филиалы, которые расплодились у нас по стране. Приезжаешь даже к нам в глубинку, а там – филиал какого-нибудь почтенного института. Только ютится он в двух-трех небольших комнатках. Ни материальной базы, ни, тем более, научной! Вот там надо навести порядок, и решить вопрос с рентабельностью. А наша система уже давно себя оправдала и доказала свое бесспорное право на жизнь!