Прививка вкуса

В 2007 году летний воздух в Оренбурге загустел и уплотнился. Но вместо ожидаемого дождя в областной центр пришел… кинофестиваль. Общественность пережила настоящий культурный шок, щедро приправленный недоверием и скепсисом: «Как? У нас? Ну-ну, посмотрим».

Целая неделя премьер, встреч, открытий… «Восток&Запад. Классика и авангард» сразу же принялся трансформировать летние реалии. В процесс активно вовлечены малые города и районы нашей немалой области. Каждый год фестиваль меняется, усложняется, открывает новые программы и тематические вечера. Кино в парке, вечер лучших короткометражек от начинающих режиссеров России, творческие встречи, программа для зрителей от 4+, ночь ужасов… Поистине, одному человеку не под силу впитать всю гамму впечатлений. Да и все программные события не охватить.

По словам Татьяны Воронецкой, бессменного президента фестиваля, режиссера, продюсера, процесс постоянной смены формы – своеобразный маркер, показатель жизнеспособности проекта.

- Конечно, признание фестиваля в профессиональной среде – дело не быстрое. Имеет смысл говорить о какой-то состоятельности, если проекту хотя бы от 10 лет. Те же самые Канны, не постесняюсь этого сравнения, привлекательны именно своей сложившейся историей. То, что у нас нет устоявшегося раз и навсегда определенного формата, говорит о том, что мы сами переживаем творческий процесс.

– Это и есть активная фаза жизни фестиваля, - говорит Татьяна Воронецкая. – У нас постоянная и основная международная программа, состоящая из фильмов Co-production. И костяк сложившихся наград. Проследив их динамику по годам, вполне можно сделать вывод о развитии проекта. Да – я не раз слышала, что нас упрекают именно за то, что мы поощряем в молодых желание готовить фестивальный продукт, а не завершенные в привычном понимании кинематографические произведения. Я же считаю, что все вполне закономерно и вариативно. С каждым годом у нас улучшается качество представленных работ, мы постоянно повышаем планку. Так что 3-4 эшелон режиссеров – уже не для нас. «Восток&Запад» вышел в первую десятку российских фестивалей, и это свершившийся факт.

Конечно, на первых порах все было отнюдь не безоблачно. Некоторые ленты просто не находили себе зрителей, районы на визиты творческих гостей реагировали скорее настороженно, чем восторженно. Борьба за признание только начиналась. Все еще скептически настроенные горожане предрекали «Востоку&Западу» недолгую судьбу и ждали, что начинание рассеется, подобно пыльным бурям, регулярно навещающих Оренбург из соседнего полупустынного Казахстана.

Судьба фестиваля зависела от многих факторов, важнейшим из которых было, конечно же, финансирование. И тут, как говорится, «звезды сошлись». Проект получил единомышленника, партнера и генерального спонсора в одном флаконе. Клубный Комплекс «ЯР» в лице соучредителя Антонины Рябовой обеспечил город ежегодно обновляемыми кинематографическими впечатлениями.

- Когда-то, еще в период студенчества, я была постоянным участником киноклуба. Во времена аспирантуры посетила московский кинофестваль и недели зарубежных фильмов. Это произвело на меня очень глубокое впечатление. Дело в том, что когда-то кино было единственным окном в другой мир. Книги, конечно, тоже, но в меньшей степени. Литература отставала от кино в вопросах осмысления реальности, - рассказывает Антонина Рябова.

Благодаря участию «Яра» «Восток&Запад» пришел в Оренбург всерьез и надолго. Клуб уже много лет ведет образовательную и просветительскую миссию в до- и после-фестивальный период. В частности, на площадке «Яра» постоянно работает местный клуб любителей нетиражного авторского кино. Встречи проходят в плановом режиме каждый последний четверг каждого месяца. Конечно, в период фестивальной недели клуб встречает высоких и долгожданных гостей. Его участники буквально из первых рук получают абсолютно свежие творения российских и зарубежных режиссеров, напрямую общаются с их создателями – нередко через переводчика. Кроме того, «ЯР» постоянно оказывал фестивалю информационную поддержку в клубном журнале «Яркие Сезоны», размещая анонсы, репортажи и отчетные материалы. На неделю отель в «Яре» оказывается пристанищем для творческой тусовки и деятелей культуры всех званий и мастей. 

 Сегодня так приятно подводить итоги… Цифры ласкают самомнение и слух. 12 по счету фестиваль. Заполненные до отказа залы во всех кинотеатрах города. Количество стран – участников фестиваля уверенно приближается к 100, зрители за эти годы посмотрели почти 2 000 фильмов, состоялось несколько сотен премьер. И, конечно, церемонии открытия и закрытия давно и заслуженно превратились в светские события уездного масштаба. Оренбург уверенно зарабатывает репутацию в творческом мире.

И каждый год кто-то из очень талантливых, окрыленных и перспективных уезжает из Оренбурга со специальным призом генерального спонсора, присуждаемым исключительно за гуманизм. 

                                         Марина Рукавицына