От лесной красавицы до главного символа Нового года. Ёлка в работах художников


Традиции наряжать новогоднюю елку в России пошел третий век: первая официальная отечественная елка была устроена Николаем I в 1817 году по просьбе его жены, Александры Федоровны, урожденной немки Фридерики Шарлотты Вильгельмины Прусской. Считается, что именно она ввела моду на рождественское дерево при дворе, хотя обычай привезли в Петербург немцы еще в начале XIX века.

За 200 лет елка из забавы дворян превратилась в народную традицию, пережила гонения и полный запрет в ранний советский период, была «помилована» и возвращена детям с согласия Сталина в конце 1935 года и с тех пор с нами каждый Новый год. Несмотря на широкое распространение в середине 60-х искусственных елок, для многих россиян и сегодня именно живое дерево ассоциируется с праздником.

Портал «Культура Оренбуржья» предлагает посмотреть, как главный символ праздника изображали отечественные художники на своих полотнах.

Начнем мы традиционно с елочного базара. В одном из самых знаменитых рассказов детского писателя Николая Носова «Бенгальские огни» главный герой с другом Мишкой накануне Нового года отправляются в деревню к знакомому лесничему, чтобы срубить елочку к празднику. Сегодня горожане идут не в лес, а на базар, где можно выбрать любое дерево. Особую атмосферу праздника передает работа автора Генриха Манизера. Художник запечатлел ёлочный торг на Покровской (Тургеневской) площади Москвы, неподалеку от которой жил с семьёй. Сейчас здесь деревья не продают, но ощущение праздника сохранилось.

Г. Манизер «Ёлочный торг» (1870-е). Изображение из открытых источников

После покупки пушистой елки ее необходимо было отнести домой. Чаще всего на полотнах изображали радостных детей, которые несли дерево со счастливыми улыбками на губах и предвкушали праздник. Одну из таких картин создал Олег Коровин «Скоро ёлка» (1950-е). Отметим, что такой семейный момент многие художники активно использовали как пропаганду. Особенно это заметно на дореволюционных открытках, где люди из бедных слоев населения чаще всего в оборванной одежде несли рядом со своими господами ёлку. 

О. Коровин «Скоро ёлка» (1950-е). Изображение из открытых источников

Наконец-то вся семья в сборе и можно приступить к одному из важных этапов, без чего и новогоднего настроения не будет, и праздника в целом. С антресолей и коморок достаются игрушки, распутывается мишура и начинается волшебство. Обычное дерево превращается в долгожданную красавицу, под которой в скором времени появятся подарки.

Многие художники изображали этот момент, но, на наш взгляд, лучше всего его удалось передать Егору Зайцеву в шедевре «Рождественская елка». Иной раз бабушка, у которой больше свободного времени, пока все ещё на работе или в школе, начинает украшать ёлку, глядя на игрушки и вспоминая каждую, как она называется и куда её надо будет подвесить. Возможно, героиня картины вдруг начинает вспоминать рождественские праздники или встречу нового года в молодости. И игрушка в её руке задерживается, пока не пройдёт калейдоскоп эпизодов или конкретных лиц из воспоминаний.

Егор Зайцев «Рождественская елка» (1996) Изображение из открытых источников

И вот уже все игрушки на елке, красиво переливаются огоньки, бьют куранты. Время водить хороводы и петь праздничные песни. Момент всеобщего веселья и ожидания чуда как нельзя лучше передал на своем полотне «Светлое Рождество» художник Вигго Юхансен.

Вокруг дерева водят хоровод дети разного возраста и две молодые женщины. Они поют гимны, а на их лицах написана неподдельная радость и ожидание чуда. Еще одна женщина постарше – няня или бабушка – стоит в стороне и с теплой улыбкой наблюдает за общем весельем. Она словно отстраняется от праздника, уступая свое место подрастающему поколению.

Вигго Юхансен «Светлое Рождество» (1891) Изображение из открытых источников

Проходит ночь. С наступлением утра под елкой маленькие дети находят то, что так давно хотели. С шумом они начинают разворачивать подарки, кричать и веселиться. Именно этот момент поисков и предвкушения передал Александр Левченко в картине «Утро Нового года». Художник мастерски передал атмосферу сонного дома, когда только малыши не знают покоя в поисках подарков под елкой. Кульминация главного действия свершилась, остался лишь неубранный стол в дымке раннего часа, как напоминание о недавно царившем здесь веселье. Хорошо подмечено, обычно так бывает на утро, что взрослые спят после долгой ночи, а дети первые встают и любуются прекрасной новогодней ёлочкой.

Александр Левченко «Утро Нового года» (1999) Изображение из открытых источников

Ёлку изображали многие художники. У кого-то она символ волшебства, а у кого-то – разочарования и одиночества. Предлагаем вам самим убедиться в разноплановости главного атрибута Нового года и вместе с нами начать считать дни до праздника.

Алена Карпунина