Время Эрмитажа в музеях Оренбуржья

Пожалуй, часы можно увидеть в залах каждого музея: напольные, настольные, настенные, каминные и даже карманные. Не было такого периода в истории, когда люди не умели считать время. Самые древние единицы измерения времени – сутки, месяц, год – людям подарила сама природа. Тем не менее, ни в древности, ни в средние века у людей не возникало надобности исчислять время с такой точностью, как это делается сейчас. Время определяли по ударам колокола на ближайшей колокольне, солнечным и водяным часам. Позже появились механические часы. Сначала они ходили при помощи гирь, а затем заводной пружины.

 

На Руси время считали косыми и постоянными (современными) часами. Также в древности на Руси сложилось присловье: «В добрый час сказать, в худой – промолчать». Все дело в том, что наши предки верили в счастливый (добрый), несчастный (злой) и нейтральный (средний) час. В одной из книг историка Р. А. Симонова говорится о старинном сборнике из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря. В этом сборнике, составленном 600 лет назад, можно найти необычное расписание по дням недели. В нем каждый из 24 часов каждого дня недели (начинается с воскресенья) описывается как добрый, злой или средний. Например, 1-й час – добрый, 2-1 час – добрый, 3-й час – злой, 4-й час – средний. Причем один и тот же час в зависимости от дня недели имеет различные свойства. Вот откуда пошло выражение «В недобрый час».

Приглашаем отправиться в путешествие в мир старинных часов из музейных коллекций.

Эрмитаж. Часы «Павлин» (материалы  из образовательных ресурсов Государственного Эрмитажа – Эрмитажная академия).

Часы «Павлин». Мастер Джеймс Кокс (1723–1800), Лондон, 1770-е годы. Бронза, серебро, стразы.

Часы «Павлин» всемирная знаменитость и одна из визитных карточек Эрмитажа. Этот уникальный экспонат уже более двух столетий украшает собрание Эрмитажа и неизменно вызывает восторг у посетителей. Фигуры павлина, петуха и совы, входящие в композицию автомата с часами, снабжены механизмами, приводящими этих птиц в движение.

История эрмитажных часов «Павлин »началась в 1777 г., когда в Петербург с визитом прибыла герцогиня Кингстон. В честь богатой и знатной гостьи в русской столице давались балы. Князь Г.А. Потёмкин, встречаясь в свете с герцогиней, узнал о роскошных механизмах Джеймса Кокса. Отдавая дань страсти Екатерины II к собирательству, князь заказал знаменитому мастеру монументальный автомат с часами для Эрмитажа императрицы. Для быстрейшего исполнения дорогого русского заказа Кокс, финансовые дела которого шли не лучшим образом, решил использовать уже готовый автомат дублинской лотереи с фигурой павлина. В композицию были включены петух, сова и часовой механизм, циферблат которого был помещен в шляпку гриба, а змеи убраны. К созданию этого нового автомата Кокс привлёк немецкого мастера Фридриха Юри, обосновавшегося в Лондоне.

Часы «Павлин» прибыли в Санкт-Петербург в 1781 г. В бумагах канцелярии Зимнего дворца, где перечислены ценности, приобретённые императрицей Екатериной II в 1781 г., встречается упоминание о двух выплатах, от 30 сентября и 14 декабря, часовых дел мастеру Юри за часы, доставленные из Англии. Сумма выплаты составила 11 тысяч рублей (около 1800 фунтов стерлингов) и была произведена из личных средств императрицы по письму князя Потёмкина. Часы были привезены в Россию в разобранном виде. Русский механик И.П. Кулибин по просьбе Г.А. Потёмкина отреставрировал часы. С 1797 г. и по сегодняшний день часы «Павлин» являются одним из самых знаменитых экспонатов Эрмитажа. К тому же это единственный в мире крупный автомат XVIII в., дошедший до нашего времени без изменений и в действующем состоянии.[1]

 

Видеоролик о часах на канале Государственного Эрмитажа:

Часы из коллекции Оренбургского губернаторского музея

Музейная коллекция часов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея начала комплектоваться с конца 40-х гг. ХХ в. и на сегодняшний день насчитывает более 110 экспонатов. Это часы известных часовых мастеров и заводов: «Г. Мозеръ и Ко», Tachimoto clock, Becker, «В. Габю», «П. Буре», «Братья Четуновы», KONSONANZ, Frederich Mauthe Schwenningen и LENZKIRCH, DUFA BURK MATIAS BAUERLE UHRENBABRI, 2-й Московский часовой завод, Челябинский часовой завод, Сердобский часовой завод.

Настенные часы. Фабричное производство «В. Габю». Начало ХХ века. Дерево, металл. В фонды музея часы поступили в 1980 г. от жителя с. Аксаково Бугурусланского района. Корпус часов квадратный деревянный, коричневый, украшен точеными колонами и инкрустацией растительного орнамента. Циферблат круглой формы с римскими цифрами и двумя стрелками. Корпус: 33,5х34х14 см.

 

Сейчас кажется вполне привычным – вешать часы на стену. Но на рубеже XIV-XV вв., когда появились первые комнатные настенные часы, решение повесить их на стену было продиктовано далеко не культурно-эстетическими предпочтениями. Дело в том, что совершенствование часового механизма, а именно использование в качестве часового привода груза или гири, определяло и расположение часов – приподнятое, необходимое для достижения как можно более долгого хода.

Торговый Дом «В. ГАБЮ» входил в тройку крупнейших в России, наряду с Домами Павла Буре и Генри Мозера.

Каминные часы. Франция. Вторая половина XIX в. Бронза, литье, позолота.

В 2001 г. музейную коллекцию Оренбургского губернаторского музея пополнили каминные часы французского фабричного производства второй половины XIX в. Они выполнены в стиле классицизма и барокко. Постамент часов фигурный в виде семи ножках с головами баранов по бокам, богато декорирован гроздьями винограда. Часы увенчаны фигуркой Амура.

Пожалуй, не один вид часов на протяжении всей истории их существования не воплотил в себе такое огромное разнообразие форм и способов декорирования, как каминные часы. Каминные часы могли нести строго функциональную нагрузку, могли быть бессмысленно и излишне декорированы, могли быть изящными, из красного дерева, драгоценных металлов, латуни.

История каминных часов уходит своими корнями в XVI в., когда их основными заказчиками были короли и вельможи. Более широкое распространение часы получили в конце XVII – начале XVIII вв. Тогда камин считался одним из самых важных декоративных элементов интерьера. При Короле-Солнце Людовике XIV были введены даже специальные правила оформления каминной полки. Так, на ней появились драгоценные декоративные элементы: канделябры со свечами, фарфоровые статуэтки, узорчатые шкатулки и часы. XVIII в., фактически, стал «золотым веком» в истории французского часового дела. Тогда каминные часы не несли строго функциональной нагрузки и рассматривались как часть декоративно-прикладного искусства. Небольшие круглые коробки механизма устанавливались в объемные, художественно выполненные корпуса, украшенные скульптурными композициями. В XIX–ХХ вв. каминные часы приобрели популярность и в других странах, в том числе в России. В нашей стране первые каминные часы появились в период царствования Петра I.

Видеоролик «Экспонаты оренбургских музеев»

Настольные часы. Фабрика Густава Беккера, Германия. Латунь, фарфор, стекло.

В 2021 г. в собрании нашего музея появился ещё один экспонат. Красивейшие настольные часы с открытым ходом, под стеклянным куполом были приобретены музеем в антикварном магазине. Предмет изготовлен в 1900–1930-х гг. в Германии, на Фабрике Густава Беккера. Латунь, фарфор, стекло.

Карманные часы. Возникли карманные часы, которые первоначально назывались портативными или малогабаритными, в начале XVI в. в Европе (Нюрнберг и Блуа во Франции). Достать часы и узнать который час было в данном случае не столько необходимостью, сколько демонстрацией достоинства, элегантности, высокого социального статуса. Их форма не была обусловлена определенной традицией. Их делали восьмиугольными, овальными, круглыми, квадратными, в форме книги, черепа, креста, фигурок птиц и животных, цветов.

Расскажите о часах из коллекции вашего музея.

Напольные часы. Напольные или пристенные часы, впервые появились в 60-х г.. XVII в.: в них стали применять маятники, которые требовали высоких шкафов. Чем длиннее был маятник, тем точнее был ход часов, поэтому высота пристенных часов была значительной. При часах на государственном жаловании появились «часовники», следившие за их исправностью. «Водить часы» было делом не только искусным, почетным, но и очень ответственным.

Расскажите о часах из коллекции вашего музея.

Форматы акции

- онлайн-формат: рассказы о часах, которые находятся в фондовых коллекциях музеев Оренбуржья от сотрудников музеев (хэштеги акции: #ДниЭрмитажа2022#Оренбург#Часы);

- очные мероприятия на музейных площадках: выставка одного экспоната, мини-выставка, экскурсия, лекция, музейное занятие, мастер-классы.

Акция проводится в поддержку основных событий «Дней Эрмитажа в Оренбурге»: открытия выставки «Три века часового искусства. Западноевропейские часы XVI–XVIII вв.» (из собрания Государственного Эрмитажа) и лекции заведующего лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа М. П. Гурьева.

______________________________________________________________________

[1] Эрмитажная академия — это просветительский интернет-проект Эрмитажа:

http://academy.hermitagemuseum.org/materials/chasy-pavlin