Оренбургская Лира

Андрей Лещенко

Наверное, о жизни практически каждого человека можно написать роман, но если этот человек – Актер (именно так, с большой буквы), особенно.

Людям, сидящим в зрительном зале и заворожено следящим за действом, разворачивающимся на сцене, часто кажется, что актер – человек, которому неведомы житейские заботы. Это своего рода небожитель, парящий над бытом и его проблемами. На самом деле все совсем не так. Как пела когда-то Алла Пугачева: «Так же как все я по земле хожу, так же как все счастья себе прошу». Вот и в судьбе А.Ф. Лещенко намешано много разных красок. Были в ней встречи, но были и расставания, были обретения, но не миновали и потери. Иногда на фоне, казалось бы, оглушительного успеха вдруг случались неудачи, которые актер переживал со свойственным ему максимализмом.

Сегодня по принятым во многих странах правилам Андрея Федоровича можно было бы считать гражданином Китая, так как родился он в одном из самых больших городов этого государства – Шанхае. Там жили родители будущего актера, занесенные, по его словам, в эту сложную для восприятия русским человеком страну «заметеленными» событиями. Отец Андрея Федоровича всегда мечтал вернуться в Россию, и ни куда-нибудь, а в Оренбуржье. На свою малую родину, краше которой для него ничего не было. Со временем у семьи Лещенко появилась возможность переехать в родные края, и несмотря на паспортные сведения о месте рождения, Андрей Федорович считает себя коренным оренбуржцем.

На вопрос, почему он стал актером, он отвечает: «А разве можно сказать, за что ты полюбил конкретную женщину. За какие-то черты характера, за волосы или ноги? Нет. Полюбил и все! Так и с актерством».

Надо отметить, что призвание пришло не сразу. И врачом хотел быть, и педагогом. После седьмого класса вместе с одноклассниками поехал поступать в орский нефтяной техникум. Поступил, но через полтора месяца учебы, узнав, что в этом учебном заведении есть драмкружок, что называется «пропал» в нем. Вот так актерство взяло верх над всеми увлечениями.

Местом учебы стало одной из старейших театральных учебных заведений России Саратовское театральной училище им. Слонова.  Сегодня Андрей Федорович с глубочайшей благодарностью вспоминает своих педагогов, которых иначе как «потрясающими и уникальными» не называет. Сказать, что будущих актеров готовили здесь серьезно, это ничего не сказать. С младых ногтей им внушали: диплом, в котором написано, что ты – актер, дает право работать в театре, но для того, чтобы стало понятно, какой ты артист, надо «пропахать» лет восемь-десять.

Саратов - театральный город, имена многих русских актеров, прошедших саратовскую театральную школу, известны далеко за пределами России. Примером тому служат два мастера, к которым, в отличие от многих, вполне применим эпитет «великие» - Олег Табаков и Олег Янковский. С последним Андрей Федорович Лещенко когда-то вместе начинал на сцене местного театра. Попеременно играли Мошэма в «Стакане воды» и молодых мичманов в «Разломе».

Надо отметить, что после окончания училища в саратовском труппе оставляли одного-двух молодых актеров и то не из каждого выпуска. Лещенко оставили. Репертуар в театре был богатейшим, да к  тому же для него было построено суперсовременное по тем временам здание, что делало его центром культурной жизни города. Практически на все спектакли приходили преподаватели театрального училища, чтобы оценить игру своих вчерашних учеников.

После Саратова был Владикавказ (тогда этот город назывался Орджоникидзе). С этим краем Андрея Федоровича связывают особые отношения. Там прошла его молодость, лучшие годы жизни. Прекрасный театр, чудный коллектив, много друзей. Именно здесь он в полной мере осознал тот факт, что настоящая дружба не знает национальностей. Когда он получил свое первое звание – Заслуженного артиста Северо-Осетинской АССР, о присвоении которого узнал из газеты, соседи к его приходу накрыли огромный стол, на который каждый принес все, что мог: осетинские пироги, соленья, варенья, водку, коньяк и, даже, араку – местный самогон. Вот такая получилась скатерть-самобранка, дружеская пирушка, которая вылилась в настоящее народное гулянье. Было у Андрея Федоровича на этой земле большое счастье – рождение детей, но здесь же случилась и тяжелая утрата – смерть одного из сыновей. Это горе, как могли, делили с ним друзья и соседи. И в этот трудный период профессия потребовала жертвы – на второй день после похорон пришлось играть спектакль, да не драму, а комедию. Сыграл, смог. Как? Сам до сих пор не понимает. Но, ведь зритель ни в чем не виноват, он идет в театр, как на праздник, надеясь на встречу с любимым артистом.

Много связано с Владикавказом, и бывает, что сердце рвется туда, и если есть возможность приехать в этот город, то встречают его там, как родного. Андрей Федорович умеет дружить и до сих пор поддерживает отношения с коллегами из всех театров, в которых довелось работать, в том числе и кемеровским.

А еще то время запомнилось гастрольными поездками.

Гастроли – неотъемлемая часть артистической жизни. Как любил их Андрей Федорович в то время, когда они были не мимолетными и кратковременными, как сегодня, а долгими и размеренными. Что может быть интереснее изучения нового города. И не в составе массовой экскурсии, а в одиночку обходя улицу за улицей. Довелось ему в составе других театров бывать в Санкт-Петербурге. Посещение этого волшебного города всегда как в первый раз: вот здесь бывал Достоевский, а здесь жил Пушкин. Все пройдет и пощупает глазами, замирая в благоговейном трепете перед старыми подъездами, хранящими память о великих представителях русской литературы. 

И все-таки, как бы ни было хорошо в других театрах, по-настоящему родным домом стал для него оренбургский театр драмы им. М. Горького. Андрей Федорович Лещенко пришел в театр во времена его расцвета, когда на его сцене блистали     Антонов,   Ежков,  Анатолий Солодилин,    Высоцкая,   Лидарская,   Улановская и многие другие. Эту атмосферу высочайшего творчества до сих пор хранят кулисы и сцена, на которую под непременные зрительские аплодисменты практически каждый вечер выходит Народный артист РФ А.Ф. Лещенко.

Но, Андрей Федорович не был бы той гармоничной личностью, которую мы знаем, если бы ограничился только актерской работой. С ранней молодости он, по его словам, замешан, закручен на общественной работе. И вполне закономерным стало его утверждение в качестве председателя Оренбургского отделения Союза театральных деятелей России. С ним вместе здесь работают еще три человека – заместитель председателя, бухгалтер и библиотекарь. Надо отметить, что библиотека прекрасная, фонд которой составляют более 70 тысяч экземпляров книг. Работа отделения СТД весьма насыщена. Совместно с департаментом по культуре и искусству Оренбургской области проводится фестиваль «Гостиный двор», который когда-то был организован по инициативе бывшего председателя оренбургского отделения СТД Владимира Натановича Флейшера, ныне возглавляющего московский центр им. В. Э. Мейерхольда. Фестиваль, ставший событием в культурной жизни не только нашей области, прижился и стал традиционным. Также отделение проводит смотр самостоятельных работ творческой молодежи «Пролог». А еще оказывает помощь актерам, верой и правдой отслужившим многие годы театрам области.  Несколько лет назад была учреждена премия СТД России «Лицедеи», и в ее присуждении оренбургское отделение также принимает участие.

И в этой общественной работе, как в зеркале, четко отражается одна из главных черт характера А.Ф. Лещенко – глубочайшая порядочность.

Когда-то он хотел быть педагогом, и в настоящее время эта мечта в какой-то мере воплотилась в жизнь. В школе искусств «Вдохновение» ДКиС «Газовик» Андрей Федорович ведет мастерство актера и учит ребят сценической речи. Методики преподавания приходится разрабатывать самому, для таких маленьких детей учебников по этому предмету не написано. В своей работе он опирается на собственные знания, полученные у педагогов Саратовского театрального училища. И ребятам занятия эти в радость, подтверждением тому служит поток желающих учится у Артиста.  

Чем отличается по-настоящему талантливый человек от ремесленника? Тем, что со временем требования к себе становятся все выше и выше. Как говорит Андрей Федорович, с годами ты уже просто не имеешь права делать что-то вполсилы. И он продолжает блистать на оренбургской сцене, поражая зрителей новыми и новыми гранями своего мастерства. Очередной удачей стала роль князя в спектакле по Ф.М. Достоевскому «Прощальная гастроль князя К». Несколько лет уже не выходит из репертуара театра спектакль «Между чашей и губами», до сих пор вспоминают оренбуржцы искрометную игру актера в комедии «Не верь глазам своим». Да, все спектакли и не перечислить. Он играл и играет много.

На вопрос о любимых ролях Андрей Федорович отвечает так:

«Когда актеры говорят, что все роли любимые, то, по моему мнению, так быть не может. Не верю. Есть роли, которые распределяет своей волей режиссер. Их тоже кто-то должен играть. Такую роль ты не любишь, но уважаешь. А любимые роли – это те, которые я люблю».

И по тому, как он произносит это слово «люблю», вдруг понимаешь, что говорит он не только о ролях. Любовь – это нормальное состояние души артиста. Андрей Федорович любит не только роли, под эту категорию подпадает и театр, и родной город, и семья, и друзья, и коллеги, да и вся эта жизнь в целом. Он умеет жить, наслаждаясь каждым мигом земного существования. А еще у него есть мечта – сыграть новую светлую и теплую роль и подарить ее своим зрителям.

 

Подробнее