15 ноября, 09:15

15 ноября 1914 года родился артист Олег Милохин

15 ноября 1914 года родился артист Олег Милохин

Артист оперетты, любимец оренбургской публики запомнился зрителям искромётным чувством юмора, и той, присущей только очень талантливым людям способностью мгновенно преображать атмосферу вокруг себя. А оказался Олег Евгеньевич в Оренбурге не по своей воле.

Он родился 15 ноября 1914 года, в Санкт-Петербурге в артистической семье. Родители Евгений Милохин и Лидия Куровская были актёрами театра «Фарс». Отец – комик, мать – по амплуа – героиня. Её в Оренбурге тоже знали и любили, она играла в театре оперетты. А вот отцу семейства порадовать оренбургских зрителей не довелось. Не успел. В 1937 году его второй раз арестовали. Много позже Олег Евгеньевич выяснил, что отца вписали в «дело Каширина» и расстреляли, узнав, что он принадлежал к дворянскому сословию. Мать отправили в село Октябрьское, где она не растерялась и организовала драматический коллектив. После первого ареста как раз всю семью и сослали в Оренбург. Тогда Евгения причислили к участникам контрреволюционного заговора, связанного с убийством Кирова.

20 марта 1935 года Милохины вышли на перрон вокзала совершенно незнакомого города, где их никто не ждал и не знал. Олег – в легкомысленной шляпе: в Ленинграде уже вовсю пела весна. А здесь стоял тридцатиградусный мороз. Хорошо ещё, что в Ленинграде у одних знакомых оказались знакомые, у которых в Оренбурге жили знакомые. Их адрес и имелся на руках у ссыльных. На привокзальной площади стояли только «ишакси». На одном они и поехали. Звучная улица Октябрьская находилась на самой окраине. Хозяин старой хатки лежал в малярии. Но не оплошали наши земляки, приняли горемык. А ведь накануне в газете появилась статья с предупреждением: едут в наш край бывшие графья и князья, враги советской власти, будьте, мол, бдительны. На работу никуда не брали. В театре работать Милохиным запретили. Всей семьёй ходили отмечаться в НКВД. Но на только что организованной радиостанции Олегу предложили петь. И выходил в прямой эфир сын врага народа с ариями из опер и оперетт. Благо, за плечами Олега уже был шикарный сценический опыт.

После окончания Первой мировой Милохины ещё жили в Петербурге. Евгений, вернувшись с фронта, опасаясь голода и холеры, вынужден был перевезти семью в Вологду. Здесь и состоялся актёрский дебют шестилетнего Олега. Для помощи голодающим Поволжья писались простенькие пьески непременно с жалостливой ролью голодного мальчика. Один из первых героев Олега Милохина, обессиленный, лежал на печи и повторял два слова: «Мама, хлеба... Мама, хлеба...». Ещё в его обязанности входило по окончании представления с картузом обойти зрительный зал. Маленькому артисту уже платили зарплату – 40 тысяч керенками. Следующим спектаклем, в котором Олег Милохин принял участие, сыграв чёртика, был «Вий» (по Гоголю). Шёл он уже в Петрограде, куда семья вернулась в 1921 году. Затем послужной список Милохина-младшего украсил выход на сцену прославленной Александринки. Играл сам Давыдов. А спектакль... Чуть ли не «Стенька Разин». По ходу действия атаман должен был взять на руки мальчика. Догадываетесь, кто был тем мальчиком? В двенадцать лет Олег Милохин стал партнёром Леонида Утёсова. В каком-то частном театре ставили популярную в ту пору пьесу «Мендель Маранц». Так вот у Менделя был сын... Этот театрик быстро сообразил выгоду от наличия юного и симпатичного дарования. Во всяком случае для Олега специально писали роли в модных обозрениях и злободневных пьесах, и целый год он играл по два спектакля в день. Пятиклассник обеспечивал ставших к тому времени не по своей вине безработными родителей, получая по два рубля в день (а пирожное тогда стоило семь копеек). Когда Олег закончил школу, то его естественным решением было идти и дальше по театральной линии. Правда, имелся один нюанс: он хотел петь.

В такой ситуации путь лежал один – в Мариинку. Время дипломированных специалистов ещё не настало и, чтобы стать профессиональным певцом, следовало брать частные уроки. Так Милохин и поступил. В Мариинской опере его зачислили в штат и уже поручали именные роли. В «Евгении Онегине» – месье Гильо. «Мой секундант, вот он: месье Гильо». После чего тенор Ленского выводит: «Начнём, пожалуй». Так вот и получилось, что он был на одной сцене с корифеями: рядом с ним пели Иван Козловский, Григорий Большаков и Леонид Собинов в прощальном своём спектакле. В 12 лет Олег Евгеньевич становится партнером Леонида Утесова, к 17 годам его зачисляют в штат Мариинского оперного театра. И вот, убийство Кирова.

Несмотря на драматичность свой судьбы, которая, казалось куда успешнее могла бы сложиться в Петербурге, Олег Евгеньевич никогда не жаловался на жизнь.

А «жить стало легче» и главное – веселей. Оренбург не остался в стороне от новых веяний. Появился джаз. Классных музыкантов-то понаехало достаточно, хотя и не добровольно: первый фагот Ленинграда и прочие... Здесь и пригодился поставленный голос Олега Милохина. Позднее он и ударные освоил. С десяти утра до двух часов дня джаз играл на вокзале (была такая мода), потом перед сеансами в кинотеатрах «Пролетарий» и «Молот» (впоследствии поменявшие имена на «Октябрь» и «Победа», к нынешним временам канувшие в небытие). Зарабатывал новоявленный джазмен Милохин вполне приличные деньги – до двух тысяч в месяц. А четверть (3 литра) молока на базаре стоила 3 рубля, килограмм отборного мяса – 4 рубля, за сотню яиц просили трёшку. А когда молодой человек решил приодеться и заказал себе в лучшем ателье у превосходных портных (имелись тогда такие!) костюм из бостона и пальто из тёмно-синего драпа, то встали они ему в 800 рублей. И всё-таки, когда Олега Милохина в октябре 1938 года пригласили в оренбургскую оперетту, то он, не пожалев о сногсшибательных заработках, ушёл на зарплату в 400 рублей, потому что прежде всего ощущал в себе артиста. Артисту нужна была сцена.

Он стал подлинной звездой театра, хотя артистов в те времена так не называли, а уж тем более они себя так не преподносили. Его творческое долголетие включило в себя и многообещающую весну, и цветущее лето, и зрелую мудрую осень. Дебютировал Милохин 15 ноября 1938 года, в свой день рождения, сыграв в «Свадьбе в Малиновке» Андрейку, почти своего ровесника. Это был лирический, советский герой. А потом последовали персонажи классических оперетт Кальмана, Легара. Молодость – пора романтизма, им были одушевлены милохинские герои, беззаветно влюблённые, красиво страдающие, обретающие в финале заслуженные любовь и счастье. Пришла зрелость – появились новые амплуа. В той же «Сильве» он стал играть характерные роли – Бони, Ферри. А выход на сцену в образе князя Воляпюка обозначил следующий этап актёрской жизни – переход на возрастные роли.

Наверное, Милохину непросто давалось неизбежное артистическое взросление, но этого никто не видел; напротив, у зрителя было ощущение, что артист благодарно принимает ход творческого времени. Но ведь и правда, он находился на месте в каждом новом амплуа, открывал в себе и демонстрировал со сцены всё новые возможности и вокально-драматические краски.

Вот что написал исследователь истории Оренбургского театра музыкальной комедии Виктор Наточий в своей книге «Силуэты» об Олеге Милохине: «Ему были свойственны лёгкость и естественность, он был изящен во фраке, хорошо владел голосом. А ещё у него было острое чувство комического, что, сами понимаете, в оперетте высоко ценилось. Как он сознавался, он любил в каком-нибудь эпизоде «похулиганить», поимпровизировать».

Оренбургу и Оренбургскому театру музыкальной комедии повезло с Олегом Милохиным, он стал здесь признанным кумиром, сыграл почти 250 ролей, выступил режиссёром почти 40 спектаклей. Но и Милохину повезло с Оренбургом. Город его полюбил. И по сей день имя Олега Милохина в театральном мире произносится с почтительным придыханием. Его помнят коллеги и многочисленные зрители. Программки спектаклей с его участием хранятся в семейных архивах как реликвии.

Многие артисты твердят: со сцены нужно уходить вовремя. И редко кто действительно так поступает. Олег Евгеньевич оказался исключением из правила. Причём, уйдя со сцены, он остался в театральной сфере, опять освоил новые амплуа. В качестве директора областного театра кукол реконструировал старое здание, открыл при нём актёрскую студию. При нём театр стал участником международного фестиваля в Венгрии (1970) и зарекомендовал себя как лаборатория современного репертуара.  Одновременно Олег Евгеньевич являлся председателем оренбургского отделения «Союз театральных деятелей России». Открыл клуб «Малютка», в котором проходили театральные «посиделки» и другие радостные события. Благодаря Милохину в Оренбург начали приезжать драматурги, режиссеры, театроведы, критики со всех регионов СССР.  «Малютка» возникла на третьем этаже драматического театра как место актёрских творческих встреч. Деньги на оборудование Олег Евгеньевич выпросил в Москве у Михаила Царёва, председателя ВТО. Какие гости побывали в «Малютке»!  Райкин, Ульянов, Зельдин, Гердт, Евстигнеев, Талызина, Джигарханян... Здесь пела фольклорная группа Оренбургского народного хора, играл на гармошке дважды Герой Социалистического Труда, известный на всю страну хлебороб Василий Чердинцев. Здесь выставлялись работы оренбургских художников, проходили творческие встречи, вечера памяти, справлялись юбилеи. Этот уголок объединял театры города и людей театра. И ей-богу, это помогало им в творчестве. Потому что хороший отдых – это тоже творчество. И это объединение оренбургских театральных деятелей – заслуга без преувеличения Олега Евгеньевича Милохина. Видимо, он хорошо знал, как важно людям одной художественной крови держаться за руки. В 1970 году Олегу Евгеньевичу Милохину присвоено звание «Заслуженный работник культуры России».

В 85 лет он ещё раз вышел на родную сцену Оренбургского театра музыкальной комедии. В свой бенефис он продемонстрировал, что не потерял ни музыкальности, ни лёгкости и вполне вписывается в кордебалет. Он вообще не старел, а благородно принимал свой возраст. Его дочь, Любовь Милохина, заслуженная артистка России (а разве её судьба могла сложиться иначе, не вдохновиться родительским примером?!) хорошо помнит, как отец, сидя в любимом кресле, пел из «Евгения Онегина», которого он знал целиком. Вот такие они, настоящие, не показные кумиры.

Материал создан на основе публикации Татьяны Текутьевой «Кумирами не рождаются» в литературно-художественном и общественно-политическом журнале писателей России «Гостиный Дворъ».

Автор: Портал культура

Теги: #Этотдень

Комментариев: 0