25 декабря, 17:23

#Этотдень «Маленький принц» в исполнении оренбуржцев покорил сердце Сергея Образцова

#Этотдень «Маленький принц» в исполнении оренбуржцев покорил сердце Сергея Образцова

25 декабря 1963 года впервые в СССР в Оренбургском государственном областном театре кукол состоялась премьера спектакля «Маленький принц» по повести Антуана де Сент-Экзюпери. Событие оказалось историческим.

60-е годы прошлого столетия оренбургские кукольники называют «золотым веком» нашего театра. Именно в это десятилетия артисты впервые побывали с гастролями в Москве. Оренбургский театр был принят в Международный союз кукольников, коллектив впервые представил свои спектакли за рубежом, на базе театра кукол начали проходить всероссийские семинары-лаборатории режиссёров и драматургов. И впервые в театре начала действовать государственная театральная студия. В то самое время, когда кукольников-профессионалов готовили только в Москве! Все эти удивительные события случились во многом благодаря режиссёру Роману Ренцу. Кукольник с богатым опытом приехал в наш город из Саратова, где он десятилетие служил режиссёром. В 1959 году по приглашению директора театра Михаила Арановского он стал режиссёром Оренбургского театра кукол. Его спектакли с первых же постановок вызвали необычайный интерес публики. «Весёлая карусель», «Божественная комедия», «Зажгите сердца», «Звездолёт для Деда Мороза» и другие – были наполнены юмором, глубоким вдумчивым отношением к тексту и работе актёра. Каждый месяц Ренц ставил хотя бы один спектакль для взрослых. По свидетельствам прессы в выходные артисты давали по четыре спектакля, и всегда зал был переполнен. Как раз в это же время театр кукол обрёл свой «дом» – собственное помещение в здании на улице Советской, которое мы знаем и сейчас. Думая о будущем театра, Ренц собрал молодёжную часть труппы. Начинающие актёры обучались азам мастерства у профессионалов. В 1963 году труппа впервые выехала в столицу. Артист Виктор Логинов вспоминал об этих днях: «В феврале 1963 года первые гастроли в Москве. Я там ни разу не был. Жили на улице Горького в гостинице «Центральная». Спектакль играли на Шаболовке. Центральное телевидение транслировало его на всю страну, Советский Союз. Гордость захлестывала меня. Встреча с корифеями того времени – С. Образцовым, З. Гердтом, С. Самодуром. А главное, на банкете, который устроили в ВТО, были Марк Бернес, братья Стриженовы за одним столом, с рюмкой коньяку. Да у меня в голове не укладывалось, что это возможно!»

Конечно, активная артистическая жизнь сказалась плодотворно на творчестве театралов, особенно молодых. Встречи, конференции, гастроли, которые Ренц всячески поддерживал, открывали для коллектива новые горизонты. Вскоре в Оренбургском театре кукол начала действовать уже профессиональная государственная театральная студия. Трёхгодичное обучение под руководством Ренца прошли 3 выпуска артистов. Первым студийцам невероятно повезло во многих отношениях. Именно в это время режиссёр решился осуществить свою давнюю мечту – поставить «Маленького принца». Затея была непростая. Не верил в успех начинания, как выяснится позже, даже Сергей Образцов. Но оно всё-таки свершилось, и как свершилось! На глазах студийцев рождался спектакль, который вскоре назовут «Чайкой» Оренбургского театра кукол. Ренц сам написал инсценировку. Музыку сочинил оренбургский композитор Давид Генделев, с которым уже сотрудничал режиссёр. Художником-постановщиком стала Лидия Колупаева. Куклы и декорации, как всегда, тщательно изготавливались в мастерских театра художниками бутафорами Барсуковым, Григорьевой, Жердером, Пучковой, Хмуриной, Хромовой. И вот наконец 25 декабря 1963 года в Оренбургском театре кукол состоялась премьера. Ренц решился на смелый шаг. Первый спектакль он представил высокопрофессиональной публике. Специально к премьере руководители театра приурочили проведение творческой лаборатории под руководством Сергея Образцова. В ней на базе нашего театра принимали участие режиссеры и художники театров кукол из Горького, Свердловска, Омска, Барнаула, Краснодара, Тулы, Калинина. Приехали также слушатели Высших режиссерских курсов при ГИТИСе. Присутствовала представитель Министерства культуры РСФСР. Спектакль не просто понравился, он поразил профессионалов. Сохранился фрагмент заключительной речи Сергея Образцова: «… Я должен вам признаться, я не верил, что можно поставить «Маленького принца». Мне казалось, что это получится слюняво, что эта философия слишком декадентская, что взрослые на это не пойдут. Бороться с режиссером я не стал. Хочет, так хочет! Мы только рассуждали, как это сделать. И в этом смысле я должен поздравить театр со смелостью режиссера. Поздравить с тем, что он сумел убедить актеров, убедить в том, что это интересно, важно, нужно и полезно. Если режиссер не сможет убедить актеров, то ничего не поставит. Значит, режиссер был убежден, что это нужно. Вот эта вера, влюбленность в идеи, высказанные автором в этой пьесе, победили! Во всяком случае, зрители это смотрели, были взволнованы. Почему это так произошло? Потому что, по-видимому, люди затосковали по поводу каких-то простых вещей. О том, что нужно быть добрым. Просто кого-то любить. Вот так! И без этого жизнь не в жизнь! Если человек никого не любит, если ему никто не друг, если он не приручил к себе другое живое существо. Потому что всякие достижения нужны человеку не для того, чтобы он был сыт, а для того, чтобы он был счастлив! Для того, чтобы ему было хорошо жить. Для того, чтобы он был сердечно счастлив! Вот о такой правде, сердечной этот спектакль. Я очень поздравляю театр». Слова народного артиста СССР Сергея Образцова стали для коллектива высочайшей оценкой.

И зрители, и критики сходились в одном, что лучшие моменты спектакля «Маленький принц» были связаны с главным героем, которого талантливо сыграла Ирина Маленкова.

«Грациозно-необычна речь Маленького принца, как бы снабженная множеством маленьких полупауз, нечто за пределами обычного обещающих и предвещающих. Удивителен неожиданно возникающий смех: веселый, звонкий и хрупкий, словно с призвуком потаенной печали. Маленький принц говорит сдержанно и доверчиво с любым собеседником: Летчиком, Лисом, даже Змеей. Он говорит сдержанно, но будто колокольчиком отзванивает при этом его обнаженная, ко всему открытая душа», – писали критики.

Материал создан на основе книги заведующей литературно-драматургической частью Оренбургского областного театра кукол Екатерины Шараповой.

Автор: Марина Бошина

Теги: #Этотдень

Комментариев: 0