30 декабря, 09:08

#Вэтотдень, 83 года назад «Холопка» открыла первый сезон Оренбургского театра музыкальной комедии

#Вэтотдень, 83 года назад «Холопка» открыла первый сезон Оренбургского театра музыкальной комедии

30 декабря 1936 года Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии открыл свой первый сезон. Играли спектакль «Холопка» Николая Стрельникова. Сюжет повествует о забавных перипетиях в усадьбе графа Кутайсова. Его гости ожидают приезда парижской оперной дивы Мадлен Леблан. В числе приглашённых князь Никита Батурин и его сводный брат Андрей Туманский, бывший крепостной актёр. Приехав на праздник, Туманский узнаёт в «прославленной оперной певице» свою возлюбленную – крепостную актрису Арину Вишнякову. Сам выбор оперетты оказался для Оренбургского театра очень удачным. «Холопка» по сути была первой советской историко-бытовой опереттой. Пронизанная интонациями русских песен и бытовых романсов, она была с успехом сыграна семью годами ранее на открытии Театра музыкальной комедии в Ленинграде, неоднократно возобновлялась в этом и других театрах. Кстати, именно по мотивам этой оперетты двадцать с лишним лет спустя на «Ленфильме» сняли полнометражный фильм «Крепостная актриса» с Евгением Леоновым и Тамарой Сёминой в главных ролях. Идея оперетты возникла в ходе попыток переделать на русский лад «Принцессу цирка» Имре Кальмана. У одного из старых ленинградских артистов были найдены ноты сочинения Кальмана, испещрённые текстовыми пометками, русским стихотворным текстом, написанным поверх немецкого. Музыка со словами не совпадала, потому и её пришлось «досочинить». Советский композитор Николай Стрельников сделал это мастерски, и «Холопка» полюбилась зрителям. Оренбургским – особенно. Потому что была она далеко не первым опусом нового Театра музыкальной комедии. Однако, все предыдущие спектакли зрители и критики дружно отнесли к неудачному «прологу».

Этот спектакль совершил своего рода поворот в судьбе театра. Публика не ожидала, что её ждёт действительно увлекательное зрелище. «Они помнили летний сезон и скучные спектакли, в которых трудно было найти искорки театрального творчества», – писала пресса. Однако, «спектакль оказался весёлым зрелищем», – в один голос удивлялись критики. «Холопка» стала открытием для театра и публики. Сюжет и музыка, связанные с русской историей, удачные актёрские работы, гармонично вписавшийся в действие балет, всё это уводило от надоевших штампов. Критика и зрители оценили премьеру как «серьёзное и всячески приветствуемое» начало борьбы с устаревшими традициями, которые на провинциальных сценах были всё ещё сильны. Например, в том же сезоне были поставлены «Любовь моряка» Бернацкого и «Последний чардаш» Кальмана. О первой оперетте критика отзывалась положительно, а вот вторая вызвала резкий выпад в «Оренбургской коммуне»: «После постановки театром пошлой, никчёмной оперетты «Последний чардаш» появляется приказ о том, что «постановка является несомненно (!) творческим достижением театра… Так в воздухе зазнайства и любования несуществующими успехами воспитываются актёры этого очень ещё в творческом смысле незрелого, не имеющего своего лица театра».

Постановки предыдущих сезонов воспринимались и того хуже. Репертуар был достаточно характерен для того времени: «Весёлая вдова», «Цыганская любовь», «Марица», «Корневильские колокола», «Жрица огня», «Катя – танцовщица». Играли в тёплое время – на сцене Летнего театра парка «Тополя». «Хор, как правило, держится на сцене, как на похоронах близкого друга. Балет слишком тяжёл. При его появлении слабая летняя сцена начинает трепетать. Балерины танцуют с таким явным усердием, что, кажется, они не пляшут, а исполняют мучительную и трудную работу… Балет и хор всегда бывают одеты неряшливо. Часто появляются графы в люстриновых пиджаках, в тапочках «на резиновом ходу» и держатся на балу с грацией людей, одержимых одышкой или связанных по рукам и ногам...», – с фельетонной бойкостью писал журналист «Оренбургской коммуны».

Беспомощность труппы вызвана отчасти бедностью, отсутствие крепкой режиссёрской руки и самое главное – отсутствием постоянного помещения. Театр музыкальной комедии, возникший практически одновременно с образованием Оренбургской губернии, вёл кочевой образ жизни. Труппа формировалась стихийно, в тёплое время играли на сцене Летнего театра. Стационарное помещение было найдено – годным для оперетты признали здание бывшего Народного дома, на этом месте театр и находится по сей день. Оно требовало ремонта и открытие откладывалось. В здании в то время располагался гараж, во дворе находились конюшни. Пока его ремонтировали, часть труппы разъехалась, пришлось экстренно формировать новую. В таких условиях была поставлена «Холопка» – первый успешный спектакль труппы. И не случайно именно с этой премьеры по сей день ведётся  счёт сезонам в Оренбургском театре музыкальной комедии.

Автор: Марина Бошина

Теги: #Этотдень, Год театра

Комментариев: 0