Александр Гугович Шморель

(16 сентября 1917 года, Оренбург – 13 июля 1943 года, Мюнхен).
Один из основателей немецкой студенческой группы Сопротивления «Белая Роза», действовавшей в Третьем рейхе.
Отец Шмореля, доктор Гуго Карлович, был немцем, предки которого переехали в Россию в середине XIX века из Восточной Пруссии, рожденным и выросшем в России. Дедушка Александра, Карл-Август, был купцом 2-й гильдии и основателем первого в Оренбурге парового лесопильного завода. Мать Шмореля, Наталья Петровна Введенская, была русской женщиной, дочерью коллежского асессора из Кременчуга. Александр Шморель был крещён в русской Православной церкви. Мать его умерла от тифа во время гражданской войны в России, когда ему было всего два года.
В 1921 году отец Шмореля, женившийся вторым браком на дочери владельца пивоваренного завода в Оренбурге Егора Гофмана, переехал с семьей Германию, где осел в Мюнхене. Александр вырос двуязычным, одинаково хорошо говорил на русском и немецком, сознавая себя и русским человеком, и немцем одновременно. Частым гостем в семье был Леонид Осипович Пастернак.
В 1937 года Александр был призван в армию на полтора года, в батальон конной артиллерии, но отказался от принятия присяги на верность Гитлеру и просил об увольнении из армии. Только благодаря великодушию командира отделения история с отказом от присяги была замята, а позже, под нажимом родителей, Александр все же присягнул фюреру.
Как военный врач, в 1941-42 годах он участвовал в войне с СССР. Весной и осенью 1942 года Шморель, вместе со своим товарищем Гансом Шоллем, сочинял и распространял листовки, сплотив вокруг себя товарищей, объединившихся в группу «Белая роза». В неё вошли Вилли Граф, Кристоф Пробст и Софи Шолль, а чуть позже ребята привлекли к своей деятельности профессора философии Курта Хубера. С Вилли Графом он по ночам наносил на стенах домов лозунги «Долой Гитлера!» (нем. Nieder mit Hitler!) и «Свобода!» (нем. Freiheit). После разоблачения группы 18 февраля 1943 года пытался скрыться в Швейцарии с паспортом гражданина Болгарии, но вернулся в Мюнхен, где и был выдан в руки гестапо.
Александр Шморель был приговорён к казни 19 апреля 1943 года Народной судебной палатой Рейха. В политическом признании гестапо Александр заявил о верности России и своим идеалам. В письмах домой он пытался успокоить семью и дать им понять, что он смирился со своей судьбой и не боится смерти. Перед смертью он исповедовался у православного священника.
13 июля 1943 года, в возрасте 25 лет он был гильотинирован. В конце 1990-х по инициативе Архиепископа Берлинского и Германского Марка (РПЦЗ) была инициирована процедура канонизации Александра Шмореля. Он был прославлен в Германской епархии Русской православной церкви за границей как местночтимый святой. 4 февраля 2012 года процедура канонизации была завершена в торжественной церемонии и Шморель (Александр Мюнхенский) причислен к лику святых русской православной церковь.