Марк Пекарский – заслуженный артист России, профессор, выдающийся исполнитель, организатор и бессменный руководитель единственного в нашей стране постоянно концертирующего ансамбля ударных, обладатель эксклюзивного репертуара и уникальной коллекции ударных инструментов. Автор статей и книг об ударных, основатель класса ансамбля ударных инструментов в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского на факультете исторического и современного музыкального исполнительства. Член жюри международных конкурсов (в том числе конкурса ARD в Мюнхене). Многочисленные гастроли, мастер-классы и семинары, проводимые Марком Пекарским в России и за рубежом, сделали его центром притяжения для исполнителей-перкуссионистов.
Сегодня он – гость нашего журнала.
– Марк Ильич, как и когда вы решили посвятить свою жизнь ударным инструментам?
– В профессию я пришел случайно и довольно поздно. Вообще с детства мечтал быть актером. Но мой брат был военным музыкантом и решил отвести меня к педагогу. Я никак не хотел быть ударником, мне казалось, что это такие грубые инструменты. А вот фортепиано нравилось. Но купить его возможности не было, да и в комнате в 9 метров ставить негде. Так что фортепиано прошло мимо меня. Это одна из двух неудовлетворенностей в моей жизни. Вторая: я хотел говорить на разных языках. Мне всегда казалось, что тот, кто переходит на другой язык, и суть свою на какой-то момент меняет. Но сложилось так, как сложилось, и сожалеть об этом незачем, к тому же все перекрыла одна полная удовлетворенность – я играю на ударных, я пишу об ударных, я пишу для ударных, я рассказываю об ударных.
– Каким набором способностей необходимо обладать человеку, чтобы поступить на факультет?
– Что точно необходимо, так это повышенное ощущение ритма и, конечно, слух. Вот пианисту, например, идеальный слух, как это ни парадоксально, не нужен. За него настройщик все сделает. А когда играешь в оркестре и тебе надо в до-диез-миноре литавры настроить, а звучит соль-мажор (то есть совсем другая тональность), то это возможно только при наличии абсолютного слуха.
Хотя великий музыкант Генрих Нейгауз сказал: «Слух воспитуем, а ритм – это самое сложное». Хотя, казалось бы, ритм дан нам изначально, он вокруг нас, он в нас: смена времен года, смена дня и ночи и так далее. И если у человека нет ритма, то это уже недостаток на уровне патологии.
– Вы член жюри многих известных международных конкурсов. На ваш взгляд, какой из них на сегодняшний день наиболее высокопрофессиональный?
– Самый сложный, на мой взгляд, конкурс ARD в Мюнхене. Это очень консервативный конкурс. Особая европейская система.
Вообще к конкурсам я отношусь по-разному. Например, считаю, что маленькие дети не должны участвовать в таких соревнованиях. Потому что если это победа, то обязательно задерет нос и может перестать заниматься, а если поражение, то травма на всю жизнь. Нет, это не детское занятие.
Другое дело – профи. Взрослый должен переносить трудности, без них в искусстве делать нечего. Иначе пусть идет лифтером – там переживаний меньше. А у нас профессия нервная. Но конкурсы – это очень субъективное дело, поэтому я не люблю работать в жюри. Особенно когда твой ученик играет. Это тяжело. Вот, например, на известный телевизионный конкурс «Щелкунчик» я никогда не выставляю своих, чтобы быть свободным. Ситуации ведь знаете какие бывают: если твой ученик неудачно сыграл, а ты в жюри, тебя не очень хотят обидеть, а это приводит к необъективности. Да и вообще – судят-то живые люди. Им может что-то нравиться, что-то не нравиться. А от этого, можно сказать, зависит творческая судьба исполнителя. Конкурс – это такой же спорт, только в искусстве. И ты должен эффектно выступить. Здесь нужно то, что бьет в точку.
– Каково сегодня состояние репертуара исполнителей на ударных инструментах у нас в стране? Ведь еще совсем недавно найти сольные произведения было достаточно сложно. Уж чем-чем, а разнообразием произведений ударники похвастаться не могли. Если только оркестровые партии?
– Да, вы правы, это наше слабое место. Мы очень долгое время отставали от Европы и Америки, потому что не знали репертуар. К началу моей деятельности было только два произведения для ансамбля ударных: антракт из первого действия второй картины оперы Д. Шостаковича «Нос» и номер из музыки к спектаклю «Египетские ночи» С. Прокофьева. Будучи в составе жюри европейских конкурсов, я изучал концертный репертуар. Я даже устроил однажды семинар и целых полгода ездил по стране, рассказывая, что такое современный репертуар на ударных. К сожалению, не все консерватории тогда проявили интерес. А мне важно, чтобы среда была грамотная, хорошая. Сейчас она уже, в общем-то, есть. Судя по программе, которая была заявлена на оренбургском V Международном конкурсе исполнителей на духовых и ударных инструментах, здесь репертуаром владеют. В настоящее время у нас уже насчитывается 200 произведений для ансамбля, для соло.
– Раз речь зашла о репертуаре, то, естественно, будет продолжить тему. Скажите, кто из современных композиторов создает произведения для ударных?
– Сначала я хотел бы рассказать об особом инструменте – мультиперкуссии. Мало кто им занимается по-настоящему. Я стараюсь. Потому что очень его люблю. Что это такое? Раньше человек занимался на ксилофоне, на маримбе, вибрафоне, установке – кому что нравится. А мультиперкуссия – это многотембровый единый инструмент. Он давно появился в этнических культурах. Вот, например, установка джазовая – мультиперкуссия, литавры – это однотембровая мультиперкуссия, фортепиано – клавишная мультиперкуссия. Каждая нота – это отдельный инструмент. Чем знаменита мультиперкуссия? Она предоставляет большой простор фантазии. Исполнителю дается партитура, и автор намекает: здесь хотелось бы высокие кожаные инструменты, а здесь вот низкие металлические. И каждый раз ударник должен изобретать. Вершина исполнительства на этом инструменте – Янис Ксенакис (французский композитор и архитектор греческого происхождения, один из лидеров авангарда и концептуализма в музыке и архитектуре, создатель стохастической музыки).
В целом же современные авторы много пишут для ударных – это Денисов,
Губайдуллина, Шнитке. Композиторы следующего поколения – Мартынов, Гусин, Раскатов. И теперь я уже капризничаю, я отбираю…
– Марк Ильич, каковы ваши литературные пристрастия? Кого из писателей или поэтов любите больше и меняет ли время ваши приоритеты?
– Начал читать в четыре года и с тех пор не могу остановиться. Меняются ли со временем взгляды? Да! В прошлом году увлекся Лесковым. Вдруг открыл для себя этого гениального писателя. Как оказалось, психологическая литература – это не только Достоевский, это еще и Лесков, но он менее удачлив. И у Достоевского есть свои недостатки: конструкция иногда рыхлая, форма. У Лескова – другое: он в конце иссякает и иногда никак не может выйти из ситуации. Такое бывает: он очень неровный, но совершенно гениальный. Как глубоко проникает в характер! А вообще я читаю беспорядочно, у меня нет плана, как это было у Толстого. Попадается книга, и я начинаю читать, а потом мне хочется углубиться или не хочется углубляться. Так, например, прочитал Джулиана Барнса и понял, что безумно нравится постмодернизм. Я, скорее всего, и сам постмодернист в своей литературной деятельности. Мне очень нравится этот стиль, где присутствует парадокс, ирония.
– Расскажите о своей педагогической деятельности. Сколько у вас на сегодняшний день учеников и насколько сложно попасть к вам в класс?
– Недавно ректор Московской консерватории задал мне вопрос: «Почему у тебя всего два аспиранта и один ученик?» Я ответил, что могу позволить себе роскошь брать только тех, кто мне нравится, кто мне интересен. Деньги зарабатываю другим способом – я играю. Правда, в этом учебном году я все же взял пятерых. Пришлось открыть класс еще в одном вузе в Москве, в Ипполитовском институте. Еще шесть человек у меня в гнесинской школе одаренных детей. Вообще стараюсь брать как можно больше провинциалов. Мое глубокое убеждение, что в этот раз возрождение должно прийти из провинции, а не наоборот.
У меня в классе заведен свой строгий порядок: каждый месяц 5-го числа студенты должны представить отчеты о пяти посещенных концертах. А иначе я не занимаюсь. Проверяю наличие рецензии, если нет – отправляю домой. Я ведь занимаюсь не только ударными. Посредством музыки я стараюсь воспитывать интеллигентов.
Елена Петайкина