Денис Мацуев

Денис Мацуев родился 11 июня 1975 года в Иркутске в семье музыкантов. По окончании музыкальной школы (класс педагога Л. Н. Семенцовой) и первого курса музучилища вместе с родителями он переезжает в Москву, чтобы продолжить образование в Центральной музыкальной школе при консерватории. Фортуна оказалась благосклонной к юному пианисту, и в 1991 году Денис становится стипендиатом Международного благотворительного фонда «Новые имена», объездив под его эгидой сорок стран мира. Поворотным в судьбе артиста стал 1998 год: получив Гран-при на Международном конкурсе пианистов в Париже, он вскоре становится победителем XI Международного конкурса им. П. И. Чайковского (I премия), одного из самых престижных в мире. По словам самого артиста, с этого момента его дальнейшая карьера «изменилась на 180 градусов».

Сегодня Денис Мацуев является вице-президентом Международного фонда «Новые имена». Имеет дипломы музыкальных академий Лондона и Рио-де-Жанейро. В последнее время пианист активно проявляет себя в новом амплуа – арт-менеджера: с неизменным успехом он проводит фестиваль «Звезды на Байкале» в родном для него Иркутске. С 2005 года является Арт-директором музыкального фестиваля «Crescendo». В феврале 2006 года пианист вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, а в апреле того же года был удостоен звания «Заслуженный артист России».

В настоящее время Денис Мацуев дает около 150 концертов за сезон в самых престижных залах мира, таких как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Альберт-холл и Royal Festival Hall в Лондоне, «Мьюзикферайн» в Вене, «Елисейские поля» и театр «Шатле» в Париже, «Концертгебау» в Амстердаме, Национальный театр в Рио-де-Жанейро, Берлинская филармония, Большой зал консерватории и Концертный зал им. Чайковского в Москве. И сегодня на Земле осталось немного стран, где не выступал знаменитый артист.

Стоит ли говорить, насколько ошеломляющим и завораживающим оказался для оренбургских любителей музыки приезд Дениса Мацуева в наш город.

И тем приятнее, что великий музыкант любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента для первого номера журнала «Культура и искусство Оренбуржья».

- Поездка в Оренбург  – это один из самых экстремальных переездов, которые были в моей жизни вообще. Погода просто «потрясающая»! (в дни гастролей артиста в Оренбурге было объявлено штормовое предупреждение – Е.П.) Мрак и вихрь! По заснеженным сугробам мы  с трудом пробирались в ваш город! Мне в тот момент вспомнилась «Капитанская дочка», со знаменитой фразой «Беда, барин, буран».  У нас даже были большие сомнения, доедем ли мы  к вам? Но, как видите  все завершилось благополучно.

Оренбург – один из немногих городов России, где я  еще ни разу не выступал. Встреча с вашим зрителем, поверьте, для меня  событие. Я знаю, что в разные годы здесь проживали очень известные люди. Достаточно назвать  имя  Мстислава Ростроповича.  Концерт  в Оренбурге завершает мой российский тур, который мы проводим совместно с Московской филармонией. Начался он в Омске, затем были Пермь, Челябинск, Уфа и Самара. Я специально придумал себе такой экстремальный режим: семь дней – семь концертов в разных городах страны и семь абсолютно разных программ, не связанных между собой. Жить в таком ритме, конечно же,  очень тяжело, но, вместе с тем и удивительно интересно.

– В концертном зале оренбургской филармонии состоялась премьера. Расскажите читателям  о произведении, которое прозвучало на нашей сцене.

- На сцене Оренбурга впервые в России прозвучала  сюита ре минор Сергея Рахманинова. В нашей стране это произведение еще никто не слышал, хотя его мировая премьера  состоялась в Лондоне четвертого декабря  прошлого года. Сюита ре минор -  раннее творение великого композитора (1891 год), которое  только недавно было найдено.  А ко мне оно попало таким образом. В прошлом году, я  находился в гастрольном туре вместе с маэстро  Юрием Темиркановым в Париже. И вот, после концерта, ко мне подошел внук  Сергея Рахманинова, Александр Борисович, и сказал: « у меня есть для тебя большой сюрприз» и сделал мне такой судьбоносный подарок. Сюита была написана для оркестра, но сам  автор сделал переложение  для фортепиано. Эту партитуру  тогда еще Сережа Рахманинов послал П.И. Чайковскому на одобрение.  История гласит,  о том, что секретарша  Петра Ильича затеряла эти ноты, и след их с тех пор исчез. Только, благодаря внуку Рахманинова, партитура была восстановлена и, год назад  издана.  Почетное право первого исполнения было предоставлено мне, причем на вилле СЕНАР (Это особняк семьи Рахманиновых. Такое название вилла получила от  соединения имен  Сергея и Наташи Рахманиновых. Наташа – жена известного композитора – Е.П.). Место удивительное. Находится на  берегу швейцарского озера.  Я записал  сюиту в  особняке гениального композитора, на его рояле. Должен сказать, что когда я прикоснулся к этим клавишам, понял, что  мои руки сами играют. Вы знаете, какая-то особая магия  есть у этого места, у этого дома. Там вся атмосфера  пропитана творчеством Рахманинова. И время ничего не изменило здесь, все как было, так и есть: стол, где он писал «Симфонические танцы» и «Рапсодию на темы Паганини».  И рояль! Это  подарок американского Стенвэя специально Сергею Васильевичу Рахманинову.  И совершенно восхитительно, что инструмент  сохранился в уникальном состоянии и звучит до сих пор невероятно.

– Кстати,  что Вы можете сказать о рояле, на котором  играли в нашем концертном зале для оренбургской публики? Он ведь той же фирмы, что и инструмент Сергея Васильевича Рахманинова?

 - Очень хороший инструмент! Только его надо очень часто использовать на концертах. Понимаете, ведь  рояль подобен человеку, он  должен дышать, сотрясаться  и плакать,  печалиться и радоваться, любить... В общем, жить!

– Говорят, для любого исполнителя очень важно получить эмоциональный заряд от публики, некий отзвук  понимания ею музыки. Как сложились Ваши отношения с оренбургскими меломанами?

 - Должен сказать, первые минуты я был в напряжении. Но публика меня поддержала и  очень порадовала. Настоящая знающая русская публика!  Я никогда не нервничаю перед  концертом. Скорее, волнуюсь за окончательный результат. У меня начинает все кипеть, хочу быстрее выйти на сцену и быстрее заиграть. И здесь начинается самое интересное. Должен вам открыть секрет. На каждом концерте, я обязательно завожу роман… с моей публикой, правда, виртуальный. В каждом городе он свой, но обязательно бурный. Для меня это очень важно, потому, что русская публика – она самая  сложная в мире, ведь она своя, она знает тебя, она чувствует тебя. И она приходит в очередной раз на концерт, помня предыдущий. Поэтому нужно не разочаровать, нужно подать какую-то новую интерпретацию тех известных произведений, который знает каждый человек. На моем фестивале молодых исполнителей «Крещендо», который проходил  в Париже, я играл очень известные произведения русских композиторов. И одна из французских газет написала, что Мацуев открыл им новую Россию, новый концерт Чайковского №1. «Не с водкой и  сентиментальностью», как писали, «а с каким-то оптимизмом и напором». Представляете, они даже не узнали музыку! Я, естественно не изменил там ни одной ноты. Но  к интепретации классических произведений, я стараюсь подходить, с одной стороны, как будто первый раз играю эту музыку, а с другой стороны, как в последний.

– Что движет вами, когда в своем жестком режиме концертирующего музыканта вы находите время и на организацию таких больших исполнительских соревнований?

– У меня два фестиваля. Один – в Иркутске «Звезды Байкала», второй – «Крещендо», который каждый год меняет свое место расположение. Поводится в различных странах. Я последнее время исполняю некую менеджерскую роль  арт-директора на этих мероприятияй. И  мне это очень нравится. Плеяда молодых, новых имен, которые прошли через мои фестиваля, уже имеют свои абонементы в Москве. На них ходит публика, они записывают пластинки. Они стали популярными. Их показывают по телевизору. А ведь было мнение, что русская исполнительская школа умерла. К счастью, наши юные звездочки доказывают совершенно обратное. Сейчас можно сказать о том, что знаменитая  русская исполнительская школа  только растворилась в мире. Когда я был на гастролях в Китае, один  шанхайский журналист мне сказал, что в его стране около 100 миллионов пианистов. Открытие частных музыкальных школ – это серьезный бизнес, который приносит стабильный доход.  И основная масса педагогов в этих китайских музыкальных школах – русские. Если раньше китайцы  приезжали в Москву, Петербург и учились  в наших консерваториях, то сейчас они поняли, что лучше и выгоднее пригласить  наших профессоров к себе. Кстати, в этой огромной стране по телевидению показывают нормальное искусство. Эта политика государства и это очень здорово.

– Скажите, творчество каких композиторов Вам наиболее близко? Что составляет основу вашего репертуара? И немного, если можно, о планах на будущее?

– Я сейчас нахожусь в том состоянии, в том возрасте, когда я могу играть романтическую музыку. В ней мне  легче  дойти до сути образа и передать публике свои ощущения. Я весь в этом. С. Рахманинов, Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, П. Чайковский.  Уже третий год подряд в московской филармонии  проходит  мой персональный абонемент. Я сделал эти программы  монументальными. В прошлом году я пригласил маэстро

Ю. Темирканова из Петербургской филармонии, маэстро М. Плетнева с Российским национальным оркестром и маэстро В. Спивакова с национальным филармоническим оркестром России. Абонемент это хорошая форма работы. Он сохраняет ту аудиторию, которая мне очень близка и которой я очень дорожу – это наша интеллигенция. А вообще, я люблю в свои залы привлекать новую аудиторию. Когда видишь в зале молодые лица, которые скорее всего ни разу не были на классическом концерте, – для меня это только радость. Как-то я заболел, и у меня было время «попереключать» каналы телевидения. Это ужас! Кроме «Культуры» у нас смотреть ничего нельзя. Везде криминал, ужасные сериалы, низкопробный юмор. Это зомбирование толпы. Я не говорю, что по всем каналам каждый день должен звучать концерт П.И.Чайковского. Но все-таки людям надо предоставлять выбор.

Концерты классической музыки излечивают людей от невзгод, стрессов, болезней. Например, японцы на мои концерты специально приводили инвалидов. Говорили, что им становится лучше после моих выступлений. Я в это верю. Я верю в музыку.

Беседовала Елена Петайкина

object(Interview)#47 (21) {
  ["categories"]=>
  NULL
  ["small":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(140)
    ["height"]=>
    int(140)
  }
  ["medium":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(280)
    ["height"]=>
    int(355)
  }
  ["large":protected]=>
  NULL
  ["smallPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "small_"
  ["mediumPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(7) "medium_"
  ["largePrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "large_"
  ["nonePhoto":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(22) "/uploads/no-image.jpeg"
  ["uploadFileFolder":protected]=>
  string(16) "/public/uploads/"
  ["uploadFilePath":protected]=>
  string(9) "/uploads/"
  ["_new":"CActiveRecord":private]=>
  bool(false)
  ["_attributes":"CActiveRecord":private]=>
  array(9) {
    ["type"]=>
    string(1) "2"
    ["id"]=>
    string(2) "19"
    ["category_id"]=>
    string(1) "2"
    ["title"]=>
    string(23) "Денис Мацуев"
    ["preview"]=>
    string(77) "

"Я верю в музыку. Я верю в Россию"

" ["description"]=> string(20675) "

Денис Мацуев родился 11 июня 1975 года в Иркутске в семье музыкантов. По окончании музыкальной школы (класс педагога Л. Н. Семенцовой) и первого курса музучилища вместе с родителями он переезжает в Москву, чтобы продолжить образование в Центральной музыкальной школе при консерватории. Фортуна оказалась благосклонной к юному пианисту, и в 1991 году Денис становится стипендиатом Международного благотворительного фонда «Новые имена», объездив под его эгидой сорок стран мира. Поворотным в судьбе артиста стал 1998 год: получив Гран-при на Международном конкурсе пианистов в Париже, он вскоре становится победителем XI Международного конкурса им. П. И. Чайковского (I премия), одного из самых престижных в мире. По словам самого артиста, с этого момента его дальнейшая карьера «изменилась на 180 градусов».

Сегодня Денис Мацуев является вице-президентом Международного фонда «Новые имена». Имеет дипломы музыкальных академий Лондона и Рио-де-Жанейро. В последнее время пианист активно проявляет себя в новом амплуа – арт-менеджера: с неизменным успехом он проводит фестиваль «Звезды на Байкале» в родном для него Иркутске. С 2005 года является Арт-директором музыкального фестиваля «Crescendo». В феврале 2006 года пианист вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, а в апреле того же года был удостоен звания «Заслуженный артист России».

В настоящее время Денис Мацуев дает около 150 концертов за сезон в самых престижных залах мира, таких как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Альберт-холл и Royal Festival Hall в Лондоне, «Мьюзикферайн» в Вене, «Елисейские поля» и театр «Шатле» в Париже, «Концертгебау» в Амстердаме, Национальный театр в Рио-де-Жанейро, Берлинская филармония, Большой зал консерватории и Концертный зал им. Чайковского в Москве. И сегодня на Земле осталось немного стран, где не выступал знаменитый артист.

Стоит ли говорить, насколько ошеломляющим и завораживающим оказался для оренбургских любителей музыки приезд Дениса Мацуева в наш город.

И тем приятнее, что великий музыкант любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента для первого номера журнала «Культура и искусство Оренбуржья».

- Поездка в Оренбург  – это один из самых экстремальных переездов, которые были в моей жизни вообще. Погода просто «потрясающая»! (в дни гастролей артиста в Оренбурге было объявлено штормовое предупреждение – Е.П.) Мрак и вихрь! По заснеженным сугробам мы  с трудом пробирались в ваш город! Мне в тот момент вспомнилась «Капитанская дочка», со знаменитой фразой «Беда, барин, буран».  У нас даже были большие сомнения, доедем ли мы  к вам? Но, как видите  все завершилось благополучно.

Оренбург – один из немногих городов России, где я  еще ни разу не выступал. Встреча с вашим зрителем, поверьте, для меня  событие. Я знаю, что в разные годы здесь проживали очень известные люди. Достаточно назвать  имя  Мстислава Ростроповича.  Концерт  в Оренбурге завершает мой российский тур, который мы проводим совместно с Московской филармонией. Начался он в Омске, затем были Пермь, Челябинск, Уфа и Самара. Я специально придумал себе такой экстремальный режим: семь дней – семь концертов в разных городах страны и семь абсолютно разных программ, не связанных между собой. Жить в таком ритме, конечно же,  очень тяжело, но, вместе с тем и удивительно интересно.

– В концертном зале оренбургской филармонии состоялась премьера. Расскажите читателям  о произведении, которое прозвучало на нашей сцене.

- На сцене Оренбурга впервые в России прозвучала  сюита ре минор Сергея Рахманинова. В нашей стране это произведение еще никто не слышал, хотя его мировая премьера  состоялась в Лондоне четвертого декабря  прошлого года. Сюита ре минор -  раннее творение великого композитора (1891 год), которое  только недавно было найдено.  А ко мне оно попало таким образом. В прошлом году, я  находился в гастрольном туре вместе с маэстро  Юрием Темиркановым в Париже. И вот, после концерта, ко мне подошел внук  Сергея Рахманинова, Александр Борисович, и сказал: « у меня есть для тебя большой сюрприз» и сделал мне такой судьбоносный подарок. Сюита была написана для оркестра, но сам  автор сделал переложение  для фортепиано. Эту партитуру  тогда еще Сережа Рахманинов послал П.И. Чайковскому на одобрение.  История гласит,  о том, что секретарша  Петра Ильича затеряла эти ноты, и след их с тех пор исчез. Только, благодаря внуку Рахманинова, партитура была восстановлена и, год назад  издана.  Почетное право первого исполнения было предоставлено мне, причем на вилле СЕНАР (Это особняк семьи Рахманиновых. Такое название вилла получила от  соединения имен  Сергея и Наташи Рахманиновых. Наташа – жена известного композитора – Е.П.). Место удивительное. Находится на  берегу швейцарского озера.  Я записал  сюиту в  особняке гениального композитора, на его рояле. Должен сказать, что когда я прикоснулся к этим клавишам, понял, что  мои руки сами играют. Вы знаете, какая-то особая магия  есть у этого места, у этого дома. Там вся атмосфера  пропитана творчеством Рахманинова. И время ничего не изменило здесь, все как было, так и есть: стол, где он писал «Симфонические танцы» и «Рапсодию на темы Паганини».  И рояль! Это  подарок американского Стенвэя специально Сергею Васильевичу Рахманинову.  И совершенно восхитительно, что инструмент  сохранился в уникальном состоянии и звучит до сих пор невероятно.

– Кстати,  что Вы можете сказать о рояле, на котором  играли в нашем концертном зале для оренбургской публики? Он ведь той же фирмы, что и инструмент Сергея Васильевича Рахманинова?

 - Очень хороший инструмент! Только его надо очень часто использовать на концертах. Понимаете, ведь  рояль подобен человеку, он  должен дышать, сотрясаться  и плакать,  печалиться и радоваться, любить... В общем, жить!

– Говорят, для любого исполнителя очень важно получить эмоциональный заряд от публики, некий отзвук  понимания ею музыки. Как сложились Ваши отношения с оренбургскими меломанами?

 - Должен сказать, первые минуты я был в напряжении. Но публика меня поддержала и  очень порадовала. Настоящая знающая русская публика!  Я никогда не нервничаю перед  концертом. Скорее, волнуюсь за окончательный результат. У меня начинает все кипеть, хочу быстрее выйти на сцену и быстрее заиграть. И здесь начинается самое интересное. Должен вам открыть секрет. На каждом концерте, я обязательно завожу роман… с моей публикой, правда, виртуальный. В каждом городе он свой, но обязательно бурный. Для меня это очень важно, потому, что русская публика – она самая  сложная в мире, ведь она своя, она знает тебя, она чувствует тебя. И она приходит в очередной раз на концерт, помня предыдущий. Поэтому нужно не разочаровать, нужно подать какую-то новую интерпретацию тех известных произведений, который знает каждый человек. На моем фестивале молодых исполнителей «Крещендо», который проходил  в Париже, я играл очень известные произведения русских композиторов. И одна из французских газет написала, что Мацуев открыл им новую Россию, новый концерт Чайковского №1. «Не с водкой и  сентиментальностью», как писали, «а с каким-то оптимизмом и напором». Представляете, они даже не узнали музыку! Я, естественно не изменил там ни одной ноты. Но  к интепретации классических произведений, я стараюсь подходить, с одной стороны, как будто первый раз играю эту музыку, а с другой стороны, как в последний.

– Что движет вами, когда в своем жестком режиме концертирующего музыканта вы находите время и на организацию таких больших исполнительских соревнований?

– У меня два фестиваля. Один – в Иркутске «Звезды Байкала», второй – «Крещендо», который каждый год меняет свое место расположение. Поводится в различных странах. Я последнее время исполняю некую менеджерскую роль  арт-директора на этих мероприятияй. И  мне это очень нравится. Плеяда молодых, новых имен, которые прошли через мои фестиваля, уже имеют свои абонементы в Москве. На них ходит публика, они записывают пластинки. Они стали популярными. Их показывают по телевизору. А ведь было мнение, что русская исполнительская школа умерла. К счастью, наши юные звездочки доказывают совершенно обратное. Сейчас можно сказать о том, что знаменитая  русская исполнительская школа  только растворилась в мире. Когда я был на гастролях в Китае, один  шанхайский журналист мне сказал, что в его стране около 100 миллионов пианистов. Открытие частных музыкальных школ – это серьезный бизнес, который приносит стабильный доход.  И основная масса педагогов в этих китайских музыкальных школах – русские. Если раньше китайцы  приезжали в Москву, Петербург и учились  в наших консерваториях, то сейчас они поняли, что лучше и выгоднее пригласить  наших профессоров к себе. Кстати, в этой огромной стране по телевидению показывают нормальное искусство. Эта политика государства и это очень здорово.

– Скажите, творчество каких композиторов Вам наиболее близко? Что составляет основу вашего репертуара? И немного, если можно, о планах на будущее?

– Я сейчас нахожусь в том состоянии, в том возрасте, когда я могу играть романтическую музыку. В ней мне  легче  дойти до сути образа и передать публике свои ощущения. Я весь в этом. С. Рахманинов, Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, П. Чайковский.  Уже третий год подряд в московской филармонии  проходит  мой персональный абонемент. Я сделал эти программы  монументальными. В прошлом году я пригласил маэстро

Ю. Темирканова из Петербургской филармонии, маэстро М. Плетнева с Российским национальным оркестром и маэстро В. Спивакова с национальным филармоническим оркестром России. Абонемент это хорошая форма работы. Он сохраняет ту аудиторию, которая мне очень близка и которой я очень дорожу – это наша интеллигенция. А вообще, я люблю в свои залы привлекать новую аудиторию. Когда видишь в зале молодые лица, которые скорее всего ни разу не были на классическом концерте, – для меня это только радость. Как-то я заболел, и у меня было время «попереключать» каналы телевидения. Это ужас! Кроме «Культуры» у нас смотреть ничего нельзя. Везде криминал, ужасные сериалы, низкопробный юмор. Это зомбирование толпы. Я не говорю, что по всем каналам каждый день должен звучать концерт П.И.Чайковского. Но все-таки людям надо предоставлять выбор.

Концерты классической музыки излечивают людей от невзгод, стрессов, болезней. Например, японцы на мои концерты специально приводили инвалидов. Говорили, что им становится лучше после моих выступлений. Я в это верю. Я верю в музыку.

Беседовала Елена Петайкина

" ["photo"]=> string(4) "2242" ["date"]=> string(16) "2014-11-22 16:35" ["state"]=> string(1) "1" } ["_related":"CActiveRecord":private]=> array(0) { } ["_c":"CActiveRecord":private]=> NULL ["_pk":"CActiveRecord":private]=> string(2) "19" ["_alias":"CActiveRecord":private]=> string(1) "t" ["_errors":"CModel":private]=> array(0) { } ["_validators":"CModel":private]=> NULL ["_scenario":"CModel":private]=> string(6) "update" ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL }