В последнее время высшие органы власти, а вслед за ними и руководство субъектов Российской Федерации предпринимают действенные меры, призванные выправить положение в сфере охраны объектов культурного наследия. Очередное подтверждение сказанному – проводимое в Оренбурге под эгидой Приволжского федерального округа совещание. На нем предполагается обсудить проблемы, связанные с практикой применения законодательства в области охраны культурного наследия, а в качестве участников из регионов, входящих в ПФО, приглашены представители профильных госорганов власти. Сегодня на страницах журнала выскажут свое мнение члены окружной межведомственной рабочей группы по пресечению и предупреждению нарушений федерального законодательства об охране объектов культурного наследия, участвующие в совещании. Первой на наши вопросы отвечает начальник специализированного управления министерства культуры и внешних связей Оренбургской области Марина ДМИТРИЕВА.
– Марина Григорьевна, в чем суть обсуждаемой темы?
– Она содержит различные аспекты, один из них касается состояния так называемых исторических поселений. Их неповторимый облик утрачивается под натиском времени, все более активной строительной деятельности и удорожания земельных участков. Состоянием самобытной среды как неотъемлемой составляющей любого исторического поселения, обеспокоены не только профессионалы в области охраны культурного наследия, но и прогрессивная общественность.
В 2012 году в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», которым мы руководствуемся последние десять лет, были внесены изменения. Статья по градостроительной деятельности в исторических поселениях существенно уточняет само определение, детализирует предмет охраны, предусматривает категории объектов культурного наследия. Исходя из статуса (федерального или регионального), прописаны условия согласования проектов генеральных планов и ряд других корректировок. Все это расширяет возможности охраны историко-культурного наследия. Изменениями в Градостроительный кодекс предусмотрена обязательность учета историко-культурного опорного плана исторического поселения при подготовке правил землепользования и застройки.
– А почему сделан акцент на исторических поселениях?
– На мой взгляд, потому, что одна из наших общих бед – недопонимание всей значимости историко-культурного наследия и отсутствие правовой культуры как таковой. Сейчас много говорят о развитии туристической индустрии. Но ведь будущих путешественников по международному маршруту «Шелковый путь», которые приедут к нам, в первую очередь заинтересует именно историческая часть города. Поэтому превращать это место в шаблонный торгово-офисный центр преступно. В историческом ядре можно только проводить регенерацию среды. Понятно, что людям жить там не слишком комфортно из-за коммунальных неудобств, но ведь эти проблемы решаемы. А если муниципальные органы управления возьмут в свои руки хотя бы самую простую сторону благоустройства исторических поселений, то тогда и не будет в них полуразвалившихся или вульгарно «подновленных» старинных домов, или повалившихся заборов. Но нам очень важно сохранить первозданный облик исторических поселений! Для этого нужны убедительные мотивации. Одна из них – то, что локальное продление жизни каждому памятнику истории и культуры в отдельности требует больше времени и финансовых затрат. А вот сохраняя историческое ядро, мы берем под государственную, муниципальную и частную опеку целый комплекс. У нас в четырех исторических поселениях сосредоточено почти 800 памятников.
– Но для коллективных усилий нужны какие-то дополнительные стимулы, в том числе приход грамотных инвесторов…
– Администрация Оренбурга готовит постановление, разрешающее городским органам власти сдавать в аренду помещения, которые являются муниципальной собственностью и расположены в историческом центре, по цене один рубль за квадратный метр в год. Область тоже готовит аналогичный проект по своему недвижимому фонду историко-культурного наследия. При этом в арендном договоре будут прописаны обязательства – содержать объект культурного наследия в порядке. Хочется верить, что здравомыслящие пользователи, получив столь весомую арендную льготу, изыщут средства на его реставрацию.
Кроме того, вступили в силу два федеральных закона, которые ужесточают ответственность за халатное отношение к памятникам истории и культуры. Раньше максимальный штраф за нарушение нормативов исчислялся 30 тысячами рублей, сейчас – это выливается уже в 5 миллионов. А если какие-то действия привели к повреждению или, тем более, уничтожению объекта культурного наследия, тогда штраф возрастет до 20 миллионов рублей на юридическое лицо. Так что механизм, понуждающий к законопослушанию, в принципе выработан.
– Расскажите о нашей местной рабочей группе по пресечению и предупреждению нарушений федерального законодательства об охране объектов культурного наследия. В чем смысл ее деятельности?
– В 2012 году во исполнение поручения Президента России и распоряжения нашего губернатора была образована рабочая группа, в которую вошли 14 человек. Они представляют интересы целого ряда территориальных управлений и областных подразделений таких серьезных федеральных ведомств, как агентство по управлению госимуществом, служба государственной регистрации, кадастра и картографии, кадастровая палата, министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений. Возглавляет группу министр культуры и внешних связей Виктор Александрович Шориков. В сферу деятельности вышеназванной группы входят и проблемы исполнения законодательства в сфере охраны памятников, в том числе, о которых мы говорим. Консультационную и методическую поддержку в работе группы оказывает управление Минкультуры России по Приволжскому федеральному округу и прокуратура Оренбургской области.
За неполные два года группа рассмотрела свыше пятнадцати комплексных проблемных вопросов. Они касались различных межведомственных аспектов взаимодействия, инвентаризации, сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия. Назову наиболее важные, на мой взгляд, достижения в нашей деятельности.
Наше министерство подготовило всю необходимую документацию, чтобы взять на государственную охрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения барский дом, прачечную, дом экономки, мастерские, фундаменты церкви усадьбы С.Т. Аксакова в Бугурусланском районе. В соответствии с постановлением правительства области утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба С.Т. Аксакова».
Усилиями рабочей группы налажено взаимодействие всех заинтересованных ведомств, отработан механизм оформления в муниципальную собственность объектов культурного наследия монументального искусства (воинских захоронений), земельных участков под мемориальными сооружениями. В этом направлении деятельности еще не было достаточного опыта, по ее итогам специалисты провели разъяснительную работу с органами муниципальной власти, подготовили памятку «Порядок государственной регистрации прав на объекты культурного наследия».
В рамках функционирования рабочей группы определен алгоритм регистрации права собственности РФ на объекты культурного наследия федерального значения. Кроме того, в отношении данных объектов выработан оптимальный механизм согласования проектов зон охраны, охранных обязательств с Минкультуры России, его управлением по Приволжскому федеральному округу.
С целью профилактики нарушений федерального законодательства об охране объектов культурного наследия издан сборник нормативно-правовых актов, который в ближайшее время будет направлен в библиотечную сеть региона, администрациям и другим органам местного самоуправления. Электронный вариант книги планируется разместить на портале правительства области и официальных сайтах организаций – участников группы.
– Когда решается судьба архитектурного памятника, нередко возникают конфликтные ситуации, поскольку охранное обязательство пользователя таким объектом должно включать в себя требования по его содержанию, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ. Как решаются эти проблемы у нас?
– Организовано межведомственное взаимодействие с областным управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в отношении государственной регистрации ограничений (обременений) права собственности на объекты культурного наследия. Эффективное решение вопроса осложняется отсутствием императивной нормы действующего законодательства, которая предписывала бы одновременную регистрацию права на объект культурного наследия и его ограничений (обременений). Сотрудники Росреестра провели мониторинг и выявили 1043 объекта недвижимости, на которые зарегистрированы ограничения (обременения) права собственности в связи со статусом памятника истории и культуры. Министерством культуры и внешних связей области, в свою очередь, сформирован пакет учредительных документов и начата процедура государственной регистрации ограничений (обременений).
– Какие конкретные организационные и правовые процедуры проводятся в отношении региональных исторических поселений и федеральных объектов культурного наследия?
– Разработаны и представлены на утверждение в правительство области границы территории, предмет охраны, историко-культурный опорный план исторического поселения «город Оренбург». В этом году из средств областного бюджета запланировано выделить 800 тысяч рублей на разработку аналогичных материалов по Бузулуку.
На сегодняшний день 50 территорий и зон охраны объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения зарегистрированы в Государственном кадастре недвижимости. Что касается объектов федерального значения, то здесь продолжается непрерывный, кропотливый и достаточно долгий процесс: в него входят такие организационно-правовые действия, как разработка проектов территорий и зон охраны, согласование и утверждение их сначала на региональном, затем федеральном уровнях. К сожалению, существует проблема финансирования услуг по разработке проектов зон охраны, проведения экспертиз. По укрупненным показателям нашему министерству не хватает около 190 миллионов рублей.
К положительным моментам можно отнести тот факт, что впервые мы начали использовать Геоинформационную систему (ГИС) или электронную карту памятников истории и культуры. Она позволяет оперативно вносить сведения о территориях и зонах охраны, предоставлять справочную информацию, готовить статистические и аналитические данные.
Беседовала Надежда Емельянова