Очень скоро оренбургский зритель увидит пьесу Рэя и Майкла Куни "Братишки" на сцене Оренбургского драматического театра им. М.Горького. В разгар репетиций мы побеседовали с режиссером, народным артистом России Рифкатом Исрафиловым.
Имя драматурга Рэя Куни известно оренбургским зрителям по спектаклю «№13 или чтобы всем было хорошо». Пьеса «Том, Дик и Гарри» написана Рэем Куни в соавторстве с его сыном Майклом, известным голливудским сценаристом (фильмы «Убежище», «Снеговик», «Идентификация», «Следы убийцы»). Поэтому в такой привычный для авторского стиля «семейный сюжет» вторгаются и черный юмор, и контрабанда, т.е. реалии современного мира.
– Рифкат Вакилович, чем вызвано возвращение к Куни? Насколько мне помнится, прошлая постановка «№13 или чтобы всем было хорошо», шла со стабильным успехом. Что прогнозируете в этот раз?
– Мне кажется, мы выбрали удачную пьесу. Она идет и в России, и на Западе с большим успехом. Когда-то Фоменко говорил, что самое сложное – ставить комедии, потому что можно перейти очень тонкую грань между искусством и кривлянием. Попробуем из этого произведения сделать что-то такое интересное. Да и артисты играют с удовольствием.
– Есть ли наблюдения, на что современный зритель рефлексирует с большим интересом?
– У каждого спектакля есть свой зритель. У нас, например, «Ричард III» идет столько лет с аншлагом. А тот же самый спектакль о войне «А зори здесь тихие…», с каким интересом его смотрела публика. Мы стараемся балансировать в своей репертуарной политике. Показывать классику, современную трагедию и драматургию.
– Кстати, если уж о современной драматургии. Какова сценическая судьба недавно премьерного «Грибного царя»?
– Это очень серьезная психологическая драма. Юрий Поляков поднял современные проблемы, в которые попадаем все мы. А вот как из них выходить? Возможные варианты и обрисовал автор. Должен сказать, что зритель воспринял этот спектакль.
– Вернемся, все-таки, к премьере. Итак, комедия. Над чем вы как режиссер предлагаете посмеяться зрителю?
– Я никогда не стараюсь прогнозировать реакцию зрителя. Я предлагаю свою точку зрения, с которой можно и поспорить. Необходимо выстроить в этом спектакле жизнь с ее разнообразными лабиринтами обстоятельств. Главное, чтобы зритель понял, что в любой ситуации свои действия надо направлять в сторону позитива.
Беседовала Елена Петайкина