Иван Иванович Дзержинский

Иван Дзержинский (1909-1978) был эвакуирован вместе с Ленинградским Малым оперным театром. По прошествии 16 лет, он снова оказался в Чкалове. К этому времени И. Дзержинский уже был популярным композитором, авто­ром известных опер "Тихий Дон" и "Поднятая целина"..

В Чкалове И. Дзержинский активно занялся организационной и пропаган­дистской деятельностью. С концертными бригадами Малого театра он неодно­кратно выезжал на фронт. Героизм, мужество и страдания людей произвели на композитора неизгладимое впечатление. Спустя годы он писал: "с первых дней Отечественной войны я стремился принести посильную пользу Родине и нашему великому народу, поднявшемуся на борьбу с врагом. В Ленинграде я написал ряд массовых оборонных песен, а после переезда, в конце августа 1941 года, в Чкалов - кантату "Поднимайтесь, советские люди!".

Как отклик на военные события он создает две оперы. Одноактную патрио­тическую о девушке-партизанке "Кровь народа" и трехактную оперу "На­дежда Светлова". Работа над последней, занимала все его время. В письме к ди­ректору Музыкального фонда СССР Л. Атовмьяну, он сообщал: "Здоров, много работаю успешно. Скоро закончу трехактную оперу "Надежда Светлова". По­лучается интересно. Надеюсь, что к 1 декабря привезу весь клавир".

Однако военные оперы И. Дзержинского, как, впрочем, и других компози­торов ("Под Москвой" Д. Кабалевского, "Таня" В. Дехтерева, "Калинка" С. Ак­сюка и М. Черемухи на, "Сильнее смерти" В. Волошинова) имели множество не­достатков. Раскрывая мужество, силу, патриотизм, горе и страдания народа, почти все они отличались мрачным трагедийным колоритом. Это был просчет. Многие из композиторов поняли и перестали писать трагедии о войне на живой ране народа. Появление оперы "Война и мир" С. Прокофьева было единствен­ным, что осталось в театре из истории музыки до наших дней. Все остальное ка­нуло в Лету, в том числе оперы "Кровь народа" и "Надежда Светлова".

В Чкалове И. Дзержинский завершил работу над сочинениями камерного жанра: фортепианной сюитой в пяти частях "Русские художники"; вокаль­ным циклом из двенадцати лирических пьес "Первая любовь" на слова А. Фать­янова.

В эвакуации обозначились организаторские способности И. Дзержинско­го, проявившиеся в период руководства композиторской группой. М. Чулаки, впоследствии вспоминая об этом периоде, писал: "в Чкалове было создано от­деление союза композиторов из эвакуированных москвичей, ленинградцев, ра­стовчан и местных музыкантов, которое с самого начала возглавил Иван Ива­нович Дзержинский. И надо отдать справедливость - он оказался прекрасным председателем, чему в немалой степени способствовал его личный авторитет.

И. Дзержинский был вхож в высшие местные органы, общался на равных с руководителями оргкомитета Союза композиторов, рассредоточенными по раз­ным городам страны, держал постоянную связь с Комитетом по делам искусств в Москве. Это помогло ему оперативно решать возникающие вопросы труда и быта членов творческой организации, которая явно процветала под его эгидой. В период с 1941 по 1944 год эвакуированными в Чкалов композиторами было

написано немало произведений, в том числе и крупных форм - опер, балетов, оперетт, кантат".

Материалы архивов, воспоминания очевидцев проливают свет на некото­рые факты чкаловского периода жизни и творчества композитора. В личном деле члена ВКП (б) И. Дзержинского,  хранящемся в Центре документации новейшей истории Оренбургской области, читаем: "Социальное положение - служащий, образование - высшее, работает композитром, за хорошую работу решением правительства награжден орденом Ленина ".

Однако наибольший интерес представляют документы об оренбургских свя­зях композитора. Жительница Оренбурга З. Атнашева вспоминала: "Однаждыв театре драмы состоялся творческий вечер, посвящённый И. Дзержинскому, где я впервые увидела и услышала известного композитора. Он был невысокого роста, коренастый шатен, с кругловатым лицом и широким высоким лбом... И. Дзержинский заявил, что стал музыкантом и полюбил музыку благодаря при­сутствующим здесь в зале супругам Кусковым, игравшим заметную роль в му­зыкальной жизни города. Супруги Кусковы Иван Васильевич и Елизавета Пор­фирьевна сидели в первом ряду партера (оба пожилые, в пенсне, благородного вида). Он спустился к ним со сцены и поцеловал Кускова, а его супруге руку и сказал много добрых слов в их адрес. Зрители долго аплодировали этой замеча­тельной паре. Затем И. Дзержинский очень подробно поведал о своём творче­стве, о тех произведениях, которые написал и планирует написать. Вечер завер­шился большим концертом из сочинений композитора в исполнении ведущих артистов Малого театра".