«Качество работы учреждений культуры должно быть безупречным!»
В 2017 году завершается первый трехлетний этап проведения независимой оценки качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры нашего региона. В связи с этим мы попросили заместителя министра культуры и внешних связей Оренбургской области Анатолия Чахеева, курирующего данный участок работы регионального ведомства, ответить на ряд вопросов.
Напомним, что статья 36.1. «Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры» была включена в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» Федеральным законом от 21.07.2014 №256-ФЗ. Каждое учреждение культуры должно быть подвергнуто такой оценке раз в три года. Объектами оценки являются открытость и доступность информации об учреждении, комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения, время ожидания предоставления услуги, доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждений, оказывающих услуги в сфере культуры, удовлетворенность потребителей услуг их качеством. Основным каналом получения информации об услугах учреждений культуры является социологическое исследование, проводимое путем анкетирования получателей услуг - посетителей театров, Домов культуры, библиотек, музеев - по широкому кругу вопросов.
- Анатолий Михайлович, проведением независимой оценки качества услуг учреждений культуры как одной из форм общественного контроля в рамках государственного задания сегодня занимается учреждение-оператор «Региональный центр развития культуры Оренбургской области». Насколько мне известно, в дальнейшем отбор оператора будет проводиться на конкурсной основе?
- С высокой долей вероятности да. Когда внедрялась система независимой оценки путем внесения изменений в целый ряд федеральных законов, сразу было прописано, что организация-оператор отбирается на конкурсной основе. Но разъяснительные письма Минтруда России и методические рекомендации Минкультуры России давали право определить в качестве организации-оператора государственное или муниципальное учреждение в рамках государственного (муниципального) задания с учетом его уставной деятельности. Мы использовали этот вариант. Тем более что подвергать независимой оценке сам «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» не было никакой необходимости, поскольку самостоятельно он услуг населению не оказывает.
На первом этапе независимой оценки уполномоченная организация-оператор была назначена решением Общественного совета при Министерстве культуры и внешних связей. Утверждены перечень учреждений культуры для проведения независимой оценки качества их работы и график проведения независимой оценки, а также показатели, характеризующие общие критерии оценки качества услуг, и методика их расчета.
За прошедшее время в систему независимой оценки было внесено множество изменений, одно из которых касается выбора организации-оператора. Теперь организация-оператор будет отбираться только на конкурсной основе – в соответствии с Федеральным законом №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Грядущие изменения по большей части носят косметический характер, но появилось и другое существенное новшество: если в первом трехлетнем цикле законодательство позволяло муниципальным образованиям организовывать и проводить независимую оценку своих учреждений самостоятельно, то в дальнейшем, вероятно, они лишатся такой возможности. И обязанностью проводить независимую оценку качества работы муниципальных учреждений будет наделен исключительно субъект РФ. Когда осенью 2015 года мы только начинали эту работу, на своем первом заседании Общественный совет при Министерстве культуры и внешних связей принял решение о том, что независимой оценке будут подвергаться лишь подведомственные государственные учреждения культуры. Между тем за организацию независимой оценки отвечает в конечном итоге регион, и мы увидели, что муниципальные образования столкнулись с серьезными трудностями в процессе этой работы. Результатом стало ее крайне низкое качество. Поэтому было принято решение о том, что проведение независимой оценки муниципальных учреждений культуры мы тоже возьмем на себя. Этот вопрос был согласован с муниципальными образованиями и учреждениями культуры в территориях. В основе своей муниципалитеты были рады такому решению, хотя были и те, кто заявил, что много труда и сил вложили в организацию этой работы и хотели бы довести ее самостоятельно до логического результата. В частности, такое решение принял Оренбургский район. Судя по тому, как совершенствуется сегодня система независимой оценки и сколько внимания ей уделяют наши законодатели, пришла она надолго, если не навсегда.
- По правилам организации и проведения независимой оценки Министерство культуры РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны формировать Общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры. В Оренбуржье такие Общественные советы в территориях созданы?
- Да. По существующим правилам порядок проведения независимой оценки учреждений культуры, их перечень, график и результаты этой работы утверждаются решением Общественного совета. До 1 января 2016 года такие Общественные советы были созданы в 12-ти районах нашей области, в 2016 году – еще в 5-ти территориях. Общественные советы формировались либо в качестве единого органа по независимой оценке всей социальной сферы муниципального образования, либо по оценке работы исключительно учреждений культуры. В остальных муниципальных образованиях Общественные советы созданы не были. Причем в 8-ми из 17-ти муниципальных образований, где Общественные советы появились, не была определена организация-оператор по проведению независимой оценки качества деятельности муниципальных учреждений культуры. Но, как я уже сказал, муниципальным образованиям достаточно сложно давалась эта работа, особенно в части выбора организации-оператора. Законодательство на том этапе давало возможность в этой роли выступить самому Общественному совету, и многие так и поступали. Но это еще более усложняло процедуру. Результаты независимой оценки размещались на общероссийском сайте, и мы видели удручающее качество этой работы. Поэтому было принято решение о проведении независимой оценки качества услуг муниципальных учреждений культуры самостоятельно – силами Общественного совета при министерстве.
- Анатолий Михайлович, какой процент учреждений культуры нашей области удалось подвергнуть процедуре такого мониторинга, начиная с 2015 года?
- На территории Оренбуржья действуют 205 учреждений культуры, в том числе 5 федеральных, 15 государственных и 185 муниципальных. В 2015 году независимая оценка качества услуг была проведена в 17-ти из них, включая 4 государственных театра и областную филармонию. В 2016-м мы довели эту цифру до 67-ми, оценив в том числе 6 государственных учреждений (4 библиотеки и 2 музея). А в нынешнем году проверили уже 146 учреждений культуры. Теперь стоит задача проверить все оставшиеся и в текущем году завершить эту работу.
- Вы удовлетворены деятельностью Общественного совета при региональном Минкульте? С какой периодичностью он проводит заседания по вопросу проведения независимой оценки качества услуг учреждений культуры?
- Общественный совет по независимой оценке качества работы государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры и внешних связей Оренбургской области, был создан Приказом министерства от 27.11.2014 г., и с тех пор его состав менялся только раз, причем в сторону увеличения. Свои заседания совет проводит согласно Положению не реже одного раза в квартал, но мы его собираем по мере необходимости. Как только организация-оператор заявляет о готовности представить результаты своей деятельности, назначаем заседание совета. Причем стараемся разово заслушать не слишком большое количество учреждений, чтобы члены Общественного совета имели возможность углубиться в детали, задать интересующие вопросы. В целом работой Общественного совета мы довольны, его представители достаточно активно участвуют во всех обсуждениях. Но, конечно, хочется, чтобы эта работа велась еще активнее. В состав Общественного совета входят представители различных творческих и профессиональных союзов – театральные деятели, художники, журналисты, работники учреждений высшего образования и представители профсоюзов. Председателем Общественного совета при Министерстве культуры и внешних связей Оренбургской области является Алексей Иванович Рублев, который долгое время возглавлял Региональный центр развития культуры Оренбургской области, называвшийся тогда еще Областным методическим центром народного творчества. Затем он работал начальником Управления госохраны объектов культурного наследия и развития традиционной народной культуры, заместителем директора департамента по культуре и искусству Оренбургской области. А уйдя на заслуженный отдых, стал председателем Общественного совета. Должен сказать, что Алексей Иванович прекрасно знает регион, государственные и муниципальные учреждения культуры, поскольку в силу прежних своих служебных полномочий курировал вопросы их развития.
В работе Общественного совета грядут очередные перемены, связанные с изменениями в областном законодательстве. Внесены поправки в целый ряд нормативных правовых актов, в соответствии с которыми установлен новый порядок формирования Общественных советов при министерствах. Определять этот порядок будет отныне Общественная палата Оренбургской области в тесном контакте с органами исполнительной власти. И сейчас мы занимаемся приведением нашего Общественного совета в соответствие с новыми требованиями.
- Анатолий Михайлович, а Вы успели ощутить позитивные результаты работы по независимой оценке качества услуг учреждений культуры и могли бы назвать учреждения, изменившие подход к делу после вынесения им оценки «неуд»?
- На каждое заседание Общественного совета, на котором организация-оператор представляет результаты независимой оценки, приглашаются представители самих учреждений культуры и руководители органов культуры соответствующих муниципальных образований. Таким образом, они своими ушами слышат, что увидел оператор в ходе проведения независимой оценки, и проходит живое обсуждение – с вопросами, предложениями, отзывами. После этих обсуждений Общественный совет либо утверждает работу организации-оператора, либо возвращает собранные материалы на доработку. Если работа утверждается, то Общественный совет направляет в органы исполнительной власти свои предложения по улучшению деятельности учреждений культуры. Мы же, со своей стороны, рассмотрев предложения Общественного совета, направляем свое заключение либо непосредственно в учреждения, либо в администрации муниципальных образований. После чего там разрабатываются мероприятия по улучшению качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры. Составляется план, который реализуется в течение года, после чего учреждение докладывает Общественному совету о принятых мерах.
Есть и первые результаты.
Как я уже говорил, в 2015 году была проведена независимая оценка качества работы государственных театров и филармонии. И один из главных недостатков, отмеченных посетителями учреждений, – отсутствие электронных сервисов в учреждениях. В результате представителям учреждений культуры было предложено обеспечить возможность бронирования и продажи электронных билетов на своих официальных сайтах в сети Интернет. Теперь такая система работает во всех театрально-зрелищных учреждениях нашей области, и каждый посетитель может купить билет в филармонию или в театр через Интернет, сэкономив время на походе в кассу. Это очень удобно.
Очень много отзывов касалось качества работы официальных сайтов учреждений культуры. Данной теме мы уделяем особое внимание, поскольку живем в эпоху Интернета, и прежде чем выйти из дома и получить какую-то услугу, в первую очередь заглядываем на веб-сайт интересующего учреждения или организации. Размещенная там информация должна быть качественной, актуальной, доступной и удобной во всех смыслах. На сайте любого учреждения любой потенциальный потребитель его услуг должен увидеть график работы, номера контактных телефонов, схему проезда и т.д. Поэтому усовершенствованием своих официальных сайтов областные учреждения культуры занимались достаточно активно, серьезно и глубоко.
Вообще, независимая оценка – это такая система, в которой, на мой взгляд, заинтересованы все: органы власти, потребители услуг и сами работники учреждений. Ведь она позволяет установить какие-то профессиональные связи, которые не были до этого организованы на должном уровне. Таким образом, общественность, органы государственной власти, местного самоуправления и сами учреждения культуры, обсуждая мнение получателей услуг об их качестве, приходят в процессе этого обсуждения к достаточно интересным, порой неожиданным выводам. И стараются на их основе организовать работу учреждений культуры таким образом, чтобы она была максимально интересной, качественной и эффективной.
- 16 мая прошлого года на заседании Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития глава государства сказал о том, что необходимо создать четкий механизм поощрения социальных учреждений, которые откликаются на запросы граждан, и предусмотреть жесткие меры в отношении тех, кто не готов, не хочет слушать людей и работать над повышением своей эффективности. Какой-то механизм поощрения лучших по качеству услуг и применения к худшим штрафных санкций предусмотрен?
- Именно в таком контексте, наверное, подобные механизмы пока не созданы и не закреплены законодательно.
Тем не менее, мы будем учитывать результаты независимой оценки качества услуг при проведении оценки эффективности деятельности учреждений культуры по итогам года. Эта система работает с 2013 года и представляет собой анализ выполнения наиболее важных показателей деятельности учреждений.
Кроме того, если по результатам проведения независимой оценки учредители организации культуры видят, что качество услуг находится на низком уровне, и в этом повинно руководство организации, то это уже само по себе серьезный повод для раздумий. И в отношении таких горе-руководителей, игнорирующих работу по улучшению качества услуг, соответствующие оргвыводы всегда можно сделать в рамках действующего трудового законодательства.
Что же касается поощрения передовиков, то механизмов у нас масса. В Оренбуржье давно практикуется отбор лучших муниципальных учреждений культуры, которые получают ежегодные премии в размере 100 тысяч рублей, а их лучшие работники – 50 тысяч рублей. Муниципальные учреждения культуры, действующие на территориях сельских поселений области, а также их работники каждый год участвуют в конкурсе по определению лучших с присуждением денежного поощрения от Министерства культуры РФ. На государственные и муниципальные библиотеки и их специалистов ориентирована премия «Признание», на учреждения культурно-досугового типа и их работников – премия «Грани мастерства». А организации, занимающиеся деятельностью в сфере кинообслуживания и кинопроката на территории Оренбургской области, имеют возможность принять участие в конкурсе на право получения субсидии за счет средств регионального бюджета. Практикуются и неденежные поощрительные меры. Полагаю, что по мере того, как независимая оценка качества услуг учреждений культуры будет «врастать» в нашу жизнь, меры поощрения и взыскания тоже будут интегрироваться с ее результатами.
- Анатолий Михайлович, а с коллегами из Общероссийского народного фронта Вы как-то взаимодействуете по этим вопросам, делитесь с ними информацией, привлекаете к своей работе?
- Пока такой практики нет, но при формировании нового состава Общественного совета, думаю, могли бы этот момент учесть и пригласить представителей ОНФ. Еще раз повторю: в независимой оценке качества услуг учреждений культуры заинтересованы все без исключения, и чем разнообразнее будет состав Общественного совета при Министерстве культуры и внешних связей Оренбургской области, тем эта работа будет более результативной. Считаю, что наши совместные усилия должны принести ожидаемый результат – безупречное качество услуг, оказываемых жителям Оренбургской области учреждениями культуры!
Беседовал Станислав Федотов