Накануне XXXII фестиваля «Оренбургский пуховый платок» интервью порталу «Культура Оренбуржья» дал художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной Дмитрий Дмитриенко.
– Дмитрий Сергеевич, ваш коллектив не раз приезжал с концертами в Оренбург. Ансамбль «Россия» на прошлом фестивале «Оренбургский пуховый платок» выступал на одной сцене с Оренбургским народным хором. Как складывается ваше сотрудничество с оренбуржцами?
– Ансамбль «Россия» Людмилы Георгиевны Зыкиной – и я не оговорился, именно так и называю Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Георгиевны Зыкиной, поскольку коллектив ею был создан, и неразрывно, что называется, пуповиной связан с ее великим именем. И такой же связующей нитью между ансамблем «Россия» и оренбуржцами является знаменитая песня «Оренбургский пуховый платок». Песня стала визитной карточкой и для Людмилы Зыкиной, и для Оренбургского хора, прошла через людские судьбы, творческие биографии артистов ансамбля «Россия» и Оренбургского хора, его руководителя Владимира Позднеева.
– Нас связывает нечто большее, чем дружба, сотрудничество и совместные выступления – это родство на духовно-нравственном понимании смысла жизни, сути человеческих взаимоотношений, мировоззрений. На этом уровне мы связаны той самой пуповиной, о которой я сказал. Каждый год возникают обстоятельства и события, способствующие нашему сотрудничеству. Например, в прошлом году мы вновь к нашей огромной радости оказались здесь, в Оренбурге, на фестивале «Оренбургский пуховый платок». А в этом году исполняется 90 лет со дня рождения Людмилы Георгиевны Зыкиной. Оренбургский государственный академический народный хор мы уже пригласили к участию в концертах и юбилейных торжествах, которые пройдут в Государственном Кремлевском дворце в Москве осенью.
- Как Вы думаете, насколько глубоко фестивали народного творчества способны повлиять на общий уровень развития культуры общества, воспитание у зрителя чувства патриотизма и уважения к народной песне?
- Развивать можно многое, но как можно развивать чистый воздух, материнскую или сыновнюю любовь? Профессиональное народное искусство XX века уже можно назвать академическим, потому что заложенные традиции стали классическими по отношению к XXI веку. Фестивали, пропагандирующие народное искусство, должны быть, подобно тому как течет река Волга, растет береза на Руси, существует Оренбургский пуховый платок как символ духовной и нравственной чистоты.
С точки зрения массовой культуры у нас существует серьезная проблема духовно-нравственного кризиса в обществе. Поэтому важно сохранить такие фестивали, как «Оренбургский пуховый платок». Они являются носителем народной культуры, большой драгоценностью, своего рода национальным достоянием.
- По Вашему мнению, народный фольклор важнее сохранить в первозданном виде или его будущее зависит от профессиональных аранжировок и творческих экспериментов?
- Вопрос только в одном: в подлинности того, что происходит. Если это подлинный фольклор, это всегда интересно. Это та первооснова, из которой мы все черпаем. Может успешно существовать фольклор, который уже прошел через призму музыкального профессионального искусства, таких примеров огромное количество. Давайте вспомним Надежду Васильевну Плевицкую, которая в свое время подарила Сергею Васильевичу Рахманинову три русские народные песни: «Лучинушка», «Эх ты, Ванька» и «Белилицы, румяницы вы мои». Рахманинов сделал уникальные обработки фольклорных композиций и создал хоровой цикл, который сегодня является жемчужиной мировой музыкальной культуры. Вот вам и народные корни в музыке.
Стилизованное под русскую песню музыкальное произведение, даже в эстрадной и джазовой обработке, тот же неофольклор имеют право считаться подлинным искусством – почему нет? С одним обязательным условием – все должно быть на высочайшем эстетическом, профессиональном, духовном и нравственном уровне.
- Что бы Вы хотели пожелать фестивалю «Оренбургский пуховый платок», его участникам и зрителям?
- Фестивалю я желаю быть многогранным, становиться еще шире, двигаться во всех направлениях. А оренбургскому зрителю - радостных встреч, зрительского восторга от встречи с коллективами и исполнителями, которые на этом фестивале представлены.
Беседовала Ольга Максимова