С 22 по 24 февраля в Оренбургской области прошел XXXII Всероссийский фестиваль профессионального народного искусства «Оренбургский пуховый платок». Об итогах фестиваля в интервью порталу «Культура Оренбуржья» рассказал его художественный руководитель, народный артист России Владимир Позднеев:
- В этом году, в отличие от прошлых лет, программа фестиваля была сокращенной по датам и географии участников. На сцене Областной филармонии выступили два приглашенных коллектива: Государственный ансамбль российского казачества «Казачий курень» из Волгограда и Государственный Волжский русский народный хор из Самары.
Оренбургский государственный академический русский народный хор открыл фестиваль концертной программой «Ты взойди-ка, взойди, солнце красное» в областном центре 22 февраля и 23 февраля порадовал своим искусством орчан на сцене Орского драматического театра им. А.С. Пушкина.
В ноябре и декабре 2018 года Оренбургский хор отметил 60-летие, этому событию был посвящен ряд юбилейных концертов, зрителями которых стали тысячи оренбуржцев и гостей региона. За короткий срок хор подготовил и представил на традиционном открытии фестиваля народного искусства абсолютно новую программу в ином ракурсе с новым содержанием. Это говорит о том, что хор старается не повторяться в своих выступлениях для зрителей как Оренбурга, так и всей России.
В программе «Ты взойди-ка, взойди солнце красное» зрители увидели новые номера и классику из золотого фонда Оренбургского русского народного хора. В финале концерта была представлена знаменитая вокально-хореографическая композиция «Багренье» в постановке заслуженного артиста РФ Виктора Копылова.
- Второй день фестиваля был в распоряжении артистов из Волгограда, как Вы оцениваете уровень профессионального мастерства этого коллектива?
- Для участия в фестивале профессионального народного искусства «Оренбургский пуховый платок» приглашаются коллективы с высоким уровнем исполнительского мастерства – это условие заложено в самом названии.
Государственный ансамбль российского казачества «Казачий курень» из Волгограда никогда не был в гостях у оренбуржцев. Моя задача как художественного руководителя фестиваля состоит в том, чтобы зрители Оренбурга и области имели возможность познакомиться с новыми именами, разноплановыми коллективами, работающими в народном жанре.
«Казачий курень» своеобразен по структуре и репертуару - в коллективе всего 36 человек, они работают в ансамблевой форме подачи материала. Приятно было увидеть исполнителей фольклора донского края, услышать песни, которые поет вся Россия. Особенно яркими, на мой взгляд, были номера из наследия некрасовских казаков. Выступления артистов Государственного ансамбля отличались особой танцевальной лексикой.
В заключительный день на фестивальной площадке выступал ближайший сосед Оренбуржья – прославленный Государственный Волжский русский народный хор имени Петра Милославова, который участвует в фестивале «Оренбургский пуховый платок» уже в четвертый раз. Мы пригласили этот коллектив для того, чтобы показать зрителям, как он видоизменился, обновил творческий состав, репертуар, костюмы.
В концертной программе Волжского хора «По-над Волгой заря занялась» мы услышали много новых песен, увидели новые танцы наряду с легендарными номерами, ставшие жемчужинами репертуара этого коллектива. Среди них хореографические миниатюры «Потеха», «Во кузнице», вокальная композиция «Вниз по Волге-реке».
Наше сотрудничество с Волжским хором продолжается. Благодаря творческой дружбе с этим коллективом Оренбургский русский народный хор приглашен с ответным визитом в город Самара, где 8 апреля выступит с концертом на сцене Самарского академического театра оперы и балета.
- 2019 год объявлен Годом театра в России, будет ли учитываться эта тема в концертных постановках оренбуржцев?
- Оренбургский хор – это своего рода театр народной песни. Все наши номера – это вокально-хореографические композиции, возьмите, к примеру, «Свадебные песни с игрой». Первое отделение программы «Ты взойди-ка, взойди, солнце красное» имеет сквозное развитие – это полноценный 45-минутный спектакль.
В творческом багаже хора за последние годы появились два спектакля для детей: «Морозко» и «По щучьему велению». В песенном и танцевальном материале артисты поют, играют, читают монологи, исполняют роли, заложенные в русских народных сказках.
- В рамках фестиваля впервые на сцене Областной филармонии выступили фольклорный ансамбль казачьей песни «Ручеёк» из села Григорьевка Соль-Илецкого городского округа и яркие солистки из Оренбурга Меланья Грызова и Полина Ярцева. Насколько важно представить на большом фестивале юные таланты?
- Традиция фестиваля «Оренбургский пуховый платок» - показывать детскую программу. Это выступления этнографических коллективов, ансамбля песни и танца «Зернышко», студии народного искусства «Забава», сольных исполнителей, которые поют народными голосами.
Цель организаторов фестиваля – приучать детей к народному искусству со школьного возраста, чтобы они знали историю, культуру, обычаи народа. Во все времена у детей был свой репертуар, соответствующий их возрасту и интересам. Интересные номера из детского фольклора на фестивале были очень тепло приняты зрителями. Мы увидели детей в сценках, танцах, игровых инсценировках.
- Какая тема будет вдохновлять XXXIII фестиваль «Оренбургский пуховый платок» и знаменитый хор Оренбуржья, художественным руководителем которого Вы являетесь?
- В следующем году страна будет отмечать юбилей Великой Победы. К этой дате Оренбургский хор подготовит театрализованное представление, посвященное Дню Победы. Наряду с подготовкой концертной программы к юбилею Победы хор планирует осуществить постановку детского спектакля «Двенадцать месяцев».