28 августа в Оренбурге завершился XII Международный кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и Авангард». Автор фильма «Лилиан» Андреас Хорват стал одним из счастливых обладателей сарматского льва. Режиссёра признали лучшим в Международном конкурсе.
До фестиваля в Оренбурге фильм успели оценить каннские эксперты. Критики разглядели в жутковатой истории о русской эмигрантке «настоящую жемчужину». По их мнению, картина, основанная на реальных событиях, показывает холод и равнодушие современной Америки. «Возвращайся в Россию. Россия – страна возможностей», – напутствует главной героине в начале фильма один из встречных. И она будет возвращаться. Любой ценой, хоть пешком, хоть вплавь. На протяжении всего фильма, решительно и одиноко побредёт в родную Россию…
Маленькое предисловие. В начале прошлого века русская девушка с красивым именем Лилиан эмигрировала в США. В поисках лучшей жизни после революции 1917 года так поступали многие. Вопреки ожиданиям, она не смогла обустроиться в Америке и решила вернуться в Россию. Денег на корабль не хватило, и решительная Лилиан Аллинг отправилась домой пешком. Она нарисовала свой маршрут на карте, он должен был пролегать через Аляску. Она шла 4 года. Периодически останавливалась у людей, решивших приютить её, зарабатывала на дальнейший путь и шла дальше. Несмотря на предостережения об опасности. Её путешествие привлекло внимание полиции и прессы. Ей даже пришлось посидеть в тюрьме. Жители Хэзлтона узнали о намерении Лилиан в зиму двинуться на север. Там она наверняка бы погибла, среди бесконечных снегов и лавин. Ради её же блага они сообщили в полицию. В тюрьме несчастная провела 2 месяца. А дальше, немного подзаработав, снова двинулась в путь. Сохранилось несколько фотографий Лилиан. В том числе с собакой, которую ей в качестве спутника подарили какие-то добрые люди. Хроники обрываются 1929-ым годом. Она намеревалась двинуться по реке Юкон и достигнуть Берингова пролива на отремонтированной лодке. Сразу после того, как лёд вскрылся, бесстрашная Аллинг пустилась в плавание. Что случилось дальше – до сих пор не известно. Кто-то говорил о встрече похожей девушки на берегу Берингова пролива. Дальше следы теряются вовсе. История о Лилиан Аллинг в Канаде обросла домыслами и стала легендой. По ней ставятся спектакли, пишутся сказки, а местные жители считают её своеобразной родоначальницей хайкинга – пешеходного туризма. В России же о ней практически не помнят. Австрийский режиссёр Андреас Хорват в фильме «Лилиан» представил свою трактовку событий. Мы решили узнать, какие тайные смыслы скрыты в его интерпретации истории.
– Мы снимали этот фильм очень долго, – поделился режиссёр. – Начали ещё в 2014 году. Все пейзажи, панорамные виды Америки – настоящие.
Почему Вы решили перенести действие в современность?
– Я считаю, что это вневременная история, которая могла произойти и сейчас. Если сохранить её в 30-х годах прошлого века, она потеряет смысл.
Удалось ли Вам выяснить, чем закончилась реальная история с Лилиан?
– Нет, к сожалению сведений, о том, чем закончилась одиссея Лилиан, до сих пор нет. Но я надеюсь, что найдётся человек, который откроет финал истории.
Каким образом сцена, откровенно иллюстрирующая все кровавые детали китобойного промысла, связана со смысловой линией картины?
– Для меня это – продолжение истории. Она не закончена. Я не хотел показать, что случилось с Лилиан, я оставил открытый финал. Здесь можно вспомнить картину Питера Брейгеля «Падение Икара». Посмотрите внимательно. Икар слишком близко подлетел к солнцу, поэтому обжёг свои крылья и упал. Но его на картине практически не видно. Ни пахарь, ни рыбак даже не замечают торчащих из воды ног Икара. Есть нидерландская пословица «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает». Жизнь жестока, гибель одного человека не прервёт её течения. Эта картина как раз может говорить о периоде, когда Лилиан двигалась к финалу своего маршрута. Героиня – не она. Природа, люди, которые встречаются во время фильма.
В финале фильма есть ещё один эпизод, внешне мало связанный с основной сюжетной линией. Бабушка из Чукотки рассказывает внуку страшную сказку про китов. Это настоящая сказка или ваш режиссёрский ход?
– Это мифология, то, о чём говорят люди. Есть чукотский писатель, который написал эту историю.
Очень страшная история.
– Для меня нет. Она очень человечная. Не стоит убивать китов, потому что это такие же живые существа как мы, и они должны жить с нами. Она символизирует историю с Лилиан. Её тайна так и остаётся неразгаданной.
К слову, кроме золотого льва и звания «Лучшего режиссёра» Хорват удостоился специального приза генерального спонсора фестиваля – за «мастерство, эстетику и передачу подлинности ощущения средствами кинематографа». В подлинности Хорвату действительно не откажешь. Некоторые сцены, например, убийство китов, больше напоминают документальное кино. Публике, впрочем, такая «подлинность» не особо пришлась по душе. Длительное и страшно красивое путешествие Лилиан понравилось далеко не всем, да и не обязано. Безоговорочно стоит отдать должное лучезарной красоте главной героини – Патриции Планик. Дебютантка приехала на премьеру в Оренбург вместе с режиссёром. Звёздная пара рассказала трогательную историю о том, как Патриция неожиданно для самой себя и всех вокруг стала Лилиан. Её обнаружили на съёмочной площадке случайно. До начала работы над новым фильмом она трудилась осветителем. После столь удачного дебюта карьера Патриции наверняка продолжится в других ролях.
Беседовала Марина Бошина.