Советский Шопен с золотыми кудрями. Юный пианист Иван Бессонов делится планами

Диалоги, которые происходят до включения камеры, диктофона и прочих средств записи совершенно неповторимы. Именно когда эти технические средства «в отключке» случается самое интересное. Артисты шутят, журналисты выдают спонтанные афоризмы. Все раскованы, свободны и пребывают в эйфории от творчества, которое питает атмосферу концерта. Так произошло и в этот раз. Иван Бессонов выступал в Оренбурге с Национальным филармоническим оркестром под управлением Владимира Спивакова. Наша публика всегда очень «тёплая» и любит задержать исполнителей на «бис» или даже на два. Ивана Бессонова, хотя и видела впервые, вызывала дважды. Пианист исполнил знаменитое «Па-де-де» из «Щелкунчика» Чайковского и с ювелирной тонкостью сыграл «Музыкальную табакерку» Лядова, чем окончательно свёл с ума зрителей. И вот за кулисами после блистательного выступления, но ещё до включения камеры случился диалог.

– Спасибо Вам огромное, это было просто восхитительно!

– Не знаю, я могу намного лучше…

– У меня замирало дыхание…

– Я только рад, но повторюсь, я мог бы ещё лучше.

Эти реверансы скромному и очень талантливому пианисту, длились бы долго, но оператор настроил камеру.

Оренбургская публика отличается от столичной? Какие у Вас ощущения после концерта?  

– Кроме восторга и огромной благодарности я сейчас ничего не чувствую. Концерт был очень интересный, я буду его помнить. Публика в Оренбурге принимала меня очень тепло, была готова слушать, это очень важно. Иногда зрители приходят, чтобы «отметиться», но здесь люди внимательно слушали, старались понять. Это всегда очень приятно. Я здесь первый раз, но думаю, что обязательно приеду сюда снова.

В Вашей биографии множество побед на музыкальных состязаниях разного уровня. Как давно Вы участвуете в конкурсах?

– Я довольно поздний музыкальный ребёнок. Со мной начали заниматься музыкой в 6 лет. Обычно с детьми начинают заниматься с 4-х. Выступать на концертных площадках я начал в 12 лет. Когда я начал принимать участие в конкурсах, сразу ощутил сильную разницу с концертными выступлениями. На конкурсе чувствуешь себя не в своей тарелке, потому что искусство не подлежит никаким распределениям, оценкам. Оно прозрачно, не замутнено интригами, состязаниями. Музыка живёт сама по себе, это не прыжок в длину. Её невозможно оценивать цифрами, измерять. Отношение к конкурсам у меня всегда очень осторожное. Я стараюсь больше играть на фестивалях, концертах, а конкурсы – это необходимость. Нужно, чтобы тебя увидели, узнали. К сожалению, так устроен современный музыкальный мир.

Тем не менее Вы стали первым российским победителем очень престижного «Eurovision Young Musicians» и многих других, есть какое-то творческое кредо, которое помогает Вам быть успешным?

– Я ни в коем случае не пытаюсь быть успешным. Я просто занимаюсь музыкой. Когда занимаешься музыкой по-настоящему никакие лишние мысли не лезут в голову. Потому что единственная цель, которую ты себе поставил – достигнуть того, что звучит внутри тебя. На инструменте – на скрипке, арфе или фортепиано, не важно. Это просто раскрытие самого себя через произведения великих композиторов. Ещё один важный момент для меня. Композиция. Я очень остро чувствую тенденцию, что сейчас композиторы мало сочиняют традиционной академической музыки. Авангард, который в моде, новые созвучия, электронные инструменты – я их не понимаю. Для меня классическая музыка заканчивается где-то в третьей – четвёртой четверти двадцатого века. Может, конечно я что-то не понимаю, но мне ближе всего музыка c XVII – до начала XX веков.

Родители как-то повлияли на выбор Вашего творческого пути?

– Только они. Они просто усадили меня за рояль. Я убеждён, что, если бы они этого не сделали, я не был бы пианистом. Это целиком и полностью заслуга родителей.

Когда-то было желание бросить занятия?

– Это очень каверзный вопрос. Я скажу так. Нормальный ребёнок никогда не будет заниматься этим по своей воле. Только ненормальный, с отклонениями, серьёзно. Профессия пианиста настолько ювелирная, в ней столько нужно искать, заниматься ремеслом: гаммами, арпеджио… Это всё безумно утомляет, безумно неинтересно. У ребёнка просто не может хватить воли доделать произведение до конца. Он естественно лучше пойдёт играть в футбол или во что-то ещё. Я знаю единичные примеры, когда ребёнок занимался музыкой сам. Это Женя Кисин, говорят, он играл целыми днями напролёт, и никто не мог оторвать его. Глен Гульд тоже. Зато какие выросли музыканты! Если бы не мои родители, я бы вообще не занимался музыкой.

А сейчас?

Сейчас у меня есть какая-то ответственность перед людьми, которые придут в зал. Я занимаюсь конечно сам, хоть это иногда бывает трудно.

Вы увлекаетесь игрой в футбол, а есть ли какое-то творческое хобби?

– Я сочиняю музыку. Хотя это очень трудно для меня, потому что не хватает времени. Но я очень стараюсь. Также я читаю, без этого никак.

Исполняете свои произведения?

– Иногда играю, но они бывают подчас такие сложные, что я не могу их выучить.

Они написаны в русле академической традиции?

– Да, это такой «советский Шопен». Так я в шутку называю стиль своих сочинений. Есть джазовые произведения, есть близкие к барочной традиции. Я пробую всё, мне это интересно.

Владимир Спиваков сменил смычок на дирижёрскую палочку, сейчас его больше знают, как дирижёра, а у Вас есть какой-то долгоиграющий план на творческую жизнь?

– Профессия музыканта настолько непредсказуема, расплывчата даже. Никогда не знаешь, что будет завтра, что будешь играть, что учить. Но безусловно я посвящу свою жизнь музыке.

После выключения камеры и диктофона Иван, конечно опять рассказал самое интересное. О том, что собирается поступать в консерваторию, пока точно не решил в какую. О том, что не нужно верить педагогам, которые говорят, что у ребёнка «не пианистические» пальцы. И, хотя общаться с такими людьми хочется бесконечно, мы решили оставить пианиста в покое. Тем более, что в гримёрку уже постучался папа Ивана. Звукорежиссёр и музыкант Алексей Григорьев, который когда-то усадил сына за рояль. А теперь восторженно наблюдал за его триумфом из зала и снимал выступление златокудрого «советского Шопена» на видеокамеру.

Беседовала Марина Бошина

 

 

object(Interview)#49 (21) {
  ["categories"]=>
  NULL
  ["small":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(140)
    ["height"]=>
    int(140)
  }
  ["medium":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(280)
    ["height"]=>
    int(355)
  }
  ["large":protected]=>
  NULL
  ["smallPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "small_"
  ["mediumPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(7) "medium_"
  ["largePrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "large_"
  ["nonePhoto":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(22) "/uploads/no-image.jpeg"
  ["uploadFileFolder":protected]=>
  string(16) "/public/uploads/"
  ["uploadFilePath":protected]=>
  string(9) "/uploads/"
  ["_new":"CActiveRecord":private]=>
  bool(false)
  ["_attributes":"CActiveRecord":private]=>
  array(9) {
    ["type"]=>
    string(1) "2"
    ["id"]=>
    string(3) "249"
    ["category_id"]=>
    string(1) "2"
    ["title"]=>
    string(145) "Советский Шопен с золотыми кудрями. Юный пианист Иван Бессонов делится планами"
    ["preview"]=>
    string(981) "

17-летний пианист Иван Бессонов несмотря на свой юный возраст известен далеко за пределами страны. В прошлом году он стал первым за всю историю конкурса «Eurovision Young Musicians» российским музыкантом, победившим в состязании. Хотя сам Иван говорит, что никакие «музыкальные соревнования» не признаёт и участвует в них лишь по необходимости.

«Советский Шопен», скромник и ювелир Иван Бессонов дал интервью корреспонденту портала «Культура Оренбуржья» Марине Бошиной.

" ["description"]=> string(12576) "

Диалоги, которые происходят до включения камеры, диктофона и прочих средств записи совершенно неповторимы. Именно когда эти технические средства «в отключке» случается самое интересное. Артисты шутят, журналисты выдают спонтанные афоризмы. Все раскованы, свободны и пребывают в эйфории от творчества, которое питает атмосферу концерта. Так произошло и в этот раз. Иван Бессонов выступал в Оренбурге с Национальным филармоническим оркестром под управлением Владимира Спивакова. Наша публика всегда очень «тёплая» и любит задержать исполнителей на «бис» или даже на два. Ивана Бессонова, хотя и видела впервые, вызывала дважды. Пианист исполнил знаменитое «Па-де-де» из «Щелкунчика» Чайковского и с ювелирной тонкостью сыграл «Музыкальную табакерку» Лядова, чем окончательно свёл с ума зрителей. И вот за кулисами после блистательного выступления, но ещё до включения камеры случился диалог.

– Спасибо Вам огромное, это было просто восхитительно!

– Не знаю, я могу намного лучше…

– У меня замирало дыхание…

– Я только рад, но повторюсь, я мог бы ещё лучше.

Эти реверансы скромному и очень талантливому пианисту, длились бы долго, но оператор настроил камеру.

Оренбургская публика отличается от столичной? Какие у Вас ощущения после концерта?  

– Кроме восторга и огромной благодарности я сейчас ничего не чувствую. Концерт был очень интересный, я буду его помнить. Публика в Оренбурге принимала меня очень тепло, была готова слушать, это очень важно. Иногда зрители приходят, чтобы «отметиться», но здесь люди внимательно слушали, старались понять. Это всегда очень приятно. Я здесь первый раз, но думаю, что обязательно приеду сюда снова.

В Вашей биографии множество побед на музыкальных состязаниях разного уровня. Как давно Вы участвуете в конкурсах?

– Я довольно поздний музыкальный ребёнок. Со мной начали заниматься музыкой в 6 лет. Обычно с детьми начинают заниматься с 4-х. Выступать на концертных площадках я начал в 12 лет. Когда я начал принимать участие в конкурсах, сразу ощутил сильную разницу с концертными выступлениями. На конкурсе чувствуешь себя не в своей тарелке, потому что искусство не подлежит никаким распределениям, оценкам. Оно прозрачно, не замутнено интригами, состязаниями. Музыка живёт сама по себе, это не прыжок в длину. Её невозможно оценивать цифрами, измерять. Отношение к конкурсам у меня всегда очень осторожное. Я стараюсь больше играть на фестивалях, концертах, а конкурсы – это необходимость. Нужно, чтобы тебя увидели, узнали. К сожалению, так устроен современный музыкальный мир.

Тем не менее Вы стали первым российским победителем очень престижного «Eurovision Young Musicians» и многих других, есть какое-то творческое кредо, которое помогает Вам быть успешным?

– Я ни в коем случае не пытаюсь быть успешным. Я просто занимаюсь музыкой. Когда занимаешься музыкой по-настоящему никакие лишние мысли не лезут в голову. Потому что единственная цель, которую ты себе поставил – достигнуть того, что звучит внутри тебя. На инструменте – на скрипке, арфе или фортепиано, не важно. Это просто раскрытие самого себя через произведения великих композиторов. Ещё один важный момент для меня. Композиция. Я очень остро чувствую тенденцию, что сейчас композиторы мало сочиняют традиционной академической музыки. Авангард, который в моде, новые созвучия, электронные инструменты – я их не понимаю. Для меня классическая музыка заканчивается где-то в третьей – четвёртой четверти двадцатого века. Может, конечно я что-то не понимаю, но мне ближе всего музыка c XVII – до начала XX веков.

Родители как-то повлияли на выбор Вашего творческого пути?

– Только они. Они просто усадили меня за рояль. Я убеждён, что, если бы они этого не сделали, я не был бы пианистом. Это целиком и полностью заслуга родителей.

Когда-то было желание бросить занятия?

– Это очень каверзный вопрос. Я скажу так. Нормальный ребёнок никогда не будет заниматься этим по своей воле. Только ненормальный, с отклонениями, серьёзно. Профессия пианиста настолько ювелирная, в ней столько нужно искать, заниматься ремеслом: гаммами, арпеджио… Это всё безумно утомляет, безумно неинтересно. У ребёнка просто не может хватить воли доделать произведение до конца. Он естественно лучше пойдёт играть в футбол или во что-то ещё. Я знаю единичные примеры, когда ребёнок занимался музыкой сам. Это Женя Кисин, говорят, он играл целыми днями напролёт, и никто не мог оторвать его. Глен Гульд тоже. Зато какие выросли музыканты! Если бы не мои родители, я бы вообще не занимался музыкой.

А сейчас?

Сейчас у меня есть какая-то ответственность перед людьми, которые придут в зал. Я занимаюсь конечно сам, хоть это иногда бывает трудно.

Вы увлекаетесь игрой в футбол, а есть ли какое-то творческое хобби?

– Я сочиняю музыку. Хотя это очень трудно для меня, потому что не хватает времени. Но я очень стараюсь. Также я читаю, без этого никак.

Исполняете свои произведения?

– Иногда играю, но они бывают подчас такие сложные, что я не могу их выучить.

Они написаны в русле академической традиции?

– Да, это такой «советский Шопен». Так я в шутку называю стиль своих сочинений. Есть джазовые произведения, есть близкие к барочной традиции. Я пробую всё, мне это интересно.

Владимир Спиваков сменил смычок на дирижёрскую палочку, сейчас его больше знают, как дирижёра, а у Вас есть какой-то долгоиграющий план на творческую жизнь?

– Профессия музыканта настолько непредсказуема, расплывчата даже. Никогда не знаешь, что будет завтра, что будешь играть, что учить. Но безусловно я посвящу свою жизнь музыке.

После выключения камеры и диктофона Иван, конечно опять рассказал самое интересное. О том, что собирается поступать в консерваторию, пока точно не решил в какую. О том, что не нужно верить педагогам, которые говорят, что у ребёнка «не пианистические» пальцы. И, хотя общаться с такими людьми хочется бесконечно, мы решили оставить пианиста в покое. Тем более, что в гримёрку уже постучался папа Ивана. Звукорежиссёр и музыкант Алексей Григорьев, который когда-то усадил сына за рояль. А теперь восторженно наблюдал за его триумфом из зала и снимал выступление златокудрого «советского Шопена» на видеокамеру.

Беседовала Марина Бошина

 

 

" ["photo"]=> string(5) "55231" ["date"]=> string(16) "2019-09-19 08:00" ["state"]=> string(1) "1" } ["_related":"CActiveRecord":private]=> array(0) { } ["_c":"CActiveRecord":private]=> NULL ["_pk":"CActiveRecord":private]=> string(3) "249" ["_alias":"CActiveRecord":private]=> string(1) "t" ["_errors":"CModel":private]=> array(0) { } ["_validators":"CModel":private]=> NULL ["_scenario":"CModel":private]=> string(6) "update" ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL }