Творчество на то и творчество, чтобы один человек смог свободно выразить что-то, а другой, прочитывая это или прослушивая, мог воспринять

Виктор Хрипун: «Творчество на то и творчество, чтобы один человек смог свободно выразить что-то, а другой, прочитывая это или прослушивая, мог воспринять»

Региональный центр развития культуры Оренбургской области при поддержке министерства культуры Оренбургской области ежегодно проводит конкурс на лучшее музыкальное произведение «Мелодия степного края» с целью объединения творческих сил для создания музыкальных произведений о нашем крае, его людях и традициях.

По результатам творческих состязаний публикуется одноименный нотный сборник. Традиционно музыкальным редактором издания является профессор кафедры оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей, кандидат философских наук Виктор Хрипун.

–  Каково предназначение сборника «Мелодии степного края»?

Конкурсы композиторов в Оренбургской области проводились и раньше. Это очень важный аспект и важное мероприятие для того, чтобы активизировать творчество создания музыкальных произведений, которые могут быть как об Оренбургском крае, так и о России. В данном случае объявленный конкурс был посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Казалось бы, все написано, а нет, появляются новые аспекты, появляется ретроспектива, появляются новые произведения. Проведение таких конкурсов будоражит творческое воображение и стимулирует творческий потенциал автора. Наши композиторы самодеятельные. В прошлом сборнике мы привлекали и профессиональных композиторов: В.А. Позднеев публиковал свои произведения в наших сборниках. Однако наша задача состоит в привлечении самодеятельных авторов, популяризации их творчества. Конкурс позволяет выбрать лучшее из существующего и сохранить это, отдать на практическую реализацию в коллективы. Творческие коллективы всегда нуждаются в новом репертуаре, особенно местного значения. Такой репертуар можно взять только из местного композиторского творчества, потому что вряд ли Санкт-Петербургский композитор будет писать об Оренбуржье, он будет писать о Санкт-Петербурге, в лучшем случае он еще будет писать об отвлеченном: о добре и зле. А здесь произведения об Оренбурге, об Оренбургском крае, о людях, которые здесь живут – в этом и ценность проведения конкурсов. И как завершение – выпуск нотного сборника лучших произведений.

– Есть ли яркие примеры тех произведений, которые бы по-новому открывали историю, народ Оренбургской области?

– Сейчас трудно сказать, какие произведения могли перевернуть что-то в моем сознании. Каждое музыкальное произведение всегда новое. Появляются новые тексты, стихи, интонации. И этим оно ценно. Это творчество напоминает что-то, но тем не менее в нем есть что-то свое, зерно, которое несется в песне. Многим самодеятельным композиторам, авторам удается это сохранить. Именно их мы стараемся публиковать и популяризировать, распространяя в коллективы области.

– Раскрылись ли иначе юбилейные исторические даты через конкурсные материалы?

Вопрос этот непростой. Конечно, любое музыкальное произведение, если оно сделано и хорошо исполнено, раскрывает ту или иную грань своей темы. Нужно также учесть, что темы самые разные. Творческий человек творит по вдохновению, очень много зависит от этого. Еще  Чайковский говорил, что вдохновение – это гостья редкая, и не нужно ее ждать, нужно работать постоянно. И это правильно. Самодеятельный автор творит по импульсу и убеждению. Стихи могут дать этот импульс, интонация музыкальная, художественный фильм, художественная книга – все, что угодно. Его это цепляет, и композитор начинает творить.

– Является ли это отличием народного творчества от профессионального?

Безусловно, здесь разница огромная. Масштабы другие, задачи другие. Авторы самодеятельные, как правило, песенники. И дальше этого жанра вряд ли продвигаются. А профессиональный композитор использует разное количество жанров: и крупные формы, и средние формы, и мелкие формы. Всеми жанрами старается культивировать и пробовать себя, где у него лучше идет. Поэтому профессиональный композитор – это работа очень серьезная и кропотливая. Но мы должны понимать и отдавать отчет, что музыкальное творчество начинается с композитора. Самодеятельный ли, профессиональный, неважно. Главное, что он может сочинить что-то и написать, чтобы потом это можно было воспроизвести и спеть. Потом музыкальное творчество продолжается в исполнителе и доходит до слушателя. Эта триада существует уже тысячелетия.

– Есть ли рекомендации творческим коллективам, как бы они могли использовать сборник?

– Я сам руководитель коллектива, и очень хорошо знаю, как непросто формировать репертуар. Когда ты выберешь и остановишься на каком-то произведении одном, нужно пересмотреть и перелопатить десятки произведений. И ты выберешь одно, которое подходит по возможностям твоего коллектива. У всех разные возможности: и творческие, и исполнительские. И задача сложна: выбрать репертуар, чтобы оно подходило под силы коллектива, чтобы это нравилось и по мелодике, по гармонии, по тексту. Подбор репертуара – дело серьезное. И любой грамотный и вдумчивый руководитель ответственно подходит к формированию репертуара. И мы надеемся, что из данного сборника кто-то будет исполнять эти произведения. Это важно и ценно.

– Встречали ли вы примеры, когда один творческий коллектив использовал произведения из разных выпусков сборника?

Конечно. Произведения, которые были выпущены, исполнялись, более того, несколько лет назад мы устраивали концерты оренбургских композиторов, где исполнялись произведения конкретно из 3 и 4 выпусков. Именно они заканчивались концертами.

– Какой вклад вносит нотный сборник в развитие народного творчества?

– Творчество на то и творчество, чтобы один человек смог свободно выразить что-то, а другой, прочитывая это или прослушивая, мог воспринять. Каждый человек воспринимает все по-своему: кому-то нравится одно, кому-то другое, третье… Здесь нет стандартов. Оно тем и ценно, что дает некую свободу. И тот, кто создает произведение, и тот, кто воспринимает это произведение, и тот, кто его воспроизводит – у всех есть свобода выбора. А для того, чтобы выбор был, нужны эти сборники. Творчество держит человека в тонусе и заставляет его думать, размышлять. Музыкальное искусство обладает смыслами, и руководитель эти смыслы вытаскивает и доносит до исполнителя. И начинается музыка как искусство из интонируемых смыслов. Музыка – это великое искусство, оно обладает феноменальными способностями поднимать человеческий дух и душу. Культура – это ведь возделывание души, воспитание души. Великая сила искусства. Душами людей занимается религия и культура. А музыкальное искусство – самый тонкий инструмент культуры для возделывания души. И я рад, что Региональный центр развития культуры Оренбургской области занимается композиторами, поддерживает с ними связь. Пожелание одно: спокойно и плавно работать, каждый выполняет свою задачу. Нельзя оставлять творчество на самотек. Здесь нужно держать руку на пульсе: объявлять конкурсы, организовывать фестивали, выезжать на гастроли, быть в движении. И творчество будет развиваться, и человек будет развиваться. И все мы этим занимаемся: коллективы, Региональный центр развития культуры Оренбургской области, министерство культуры Оренбургской области. Желаю, чтобы все получали от этого удовольствия и радовались.

 

Беседовал главный специалист Регионального центра развития культуры Оренбургской области Эдуард Аргунеев