Новый сезон в Оренбургском драматическом театре им. М. Горького начнется с премьеры спектакля «Бесприданница» по пьесе Александра Островского в постановке народного артиста РФ Рифката Исрафилова. Одну из главных ролей сыграет Сергей Шахмуть. На оренбургской сцене артист сыграл уже более 50 ролей. В премьерном спектакле он перевоплотится в Юлия Капитоныча Карандышева. В интервью – об отношении актера к своему герою, взаимодействии с другими лицами в пьесе, о новых декорациях и интересных деталях костюмов.
Немного о роли и трудностях перевоплощения
- Для меня роль Карандашева не простая. Я, в отличие от своего персонажа, совершенно другой человек – с чувством юмора, самодостаточен. А вот Карандышев не понимает шуток и все принимает близко к сердцу. Он весьма самолюбив упускает тот факт, что важны не только деньги, но и статус, и уровень общения. Пытается пролезть в высшее общество, но не имея необходимых качеств, терпит поражение. Его все презирают, шутят над ним жестоко. Вжиться в роль этого героя для меня было сложно.
Взаимоотношения с Ларисой и трагичный финал
- Лариса для Карандышева - своеобразный билет в высшее общество. Карандашев ее не любит, но пытается выстраивать с ней отношения для достижения желаемого. При этом он не понимает, что она необычная девушка, совершенно тонкой натуры. Все мужчины в спектакле пытаются заполучить Ларису, видя в ней игрушку, драгоценную вещь, некую икону, а она жаждет любви, которой ни Карандышев, ни кто иной не может ей дать.
Другого конца в этой истории и не могло быть, только трагедия.
Новые декорации и необычные костюмы
Декорации и костюмы для спектакля придумал народный художник РФ Тан Еникеев. Сейчас в ходе репетиций мы осваиваем декорации, именно в них возникает тот образ, которого хочется добиться. Конечно, помогают и костюмы, и музыка. В декорациях порой рождается персонаж совершенно по-другому, не так, как виделось раньше. И этот процесс становления характера героя, его существование в пространстве сцены очень интересен.
В основе декорации - квадрат. Он в первом акте статичен, а во втором шатается, словно ты на палубе. Передвигаясь по этому своеобразному кораблю, складывается ощущение, будто земля из-под ног уходит. Становится все хуже и хуже…
В костюмах присутствует одна немаловажная деталь для понимания образов - меховой элемент. У меня (Карандышева) это галстук, у кого-то жилет. Это некий отсыл к образу хищников, которые объявили охоту на Ларису.
Сложная сцена в постановке и сомнения
У Карандышева самая сложная сцена в финале. Он все же приходит к Ларисе, несмотря на то, что с ней произошло, пытается защитить, отомстить за оскорбление, нанесенное ей. Теперь Юлию Капитонычу закрыта дорога в высший свет, но, по его разумению, он может забыть все, уехать в деревню и спрятаться там, начать все заново уже с женой. Но зачем он в выстрелил в нее? Ведь дело не только в чувстве собственности…
Актуальность пьесы для нашего времени
Почему пьеса до сих пор популярна? Мне кажется, люди остаются прежними. Время идет, а человек по-прежнему во власти денег. И многим не хватает богатства души, чтобы любить по-настоящему.
На что нужно обратить внимание зрителям на премьере
На мой взгляд, зрителю будет интересно следить за взаимоотношениями между Ларисой и Паратовым. У них сложные, глубокие, тонкие сцены. Между ними целая история. Он не может на ней жениться, но и бросить не может. Много вопросов, на которые у Ларисы не находится ответов.
Вообще, в спектакле многое для себя открываешь, находишь, о многом начинаешь размышлять. И это замечательно!
Приглашаю всех на премьеру!
Беседовала Алена Карпунина