Заново открывать мир традиционной культуры

Впервые с Оренбуржьем кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения Самарского государственного института культуры Наталия Бикметова познакомилась во время проведения Региональным центром развития культуры Оренбургской области семинара-практикума для руководителей творческих коллективов, методистов и звукорежиссеров. В сентябре она провела практические интенсивы по работе над особенностями традиционного исполнительства в современном фольклорном коллективе.

Второй раз в Оренбургскую область Наталия Бикметова приедет в качестве почетного члена жюри Всероссийского конкурса «Русская песня». В преддверии начала широкомасштабного проекта по сохранению и популяризации народной песни мы побеседовали с Наталией Владимировной о народном пении и репертуаре.

 – Наталия Владимировна, как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы на концертах зазвучала народная песня?

– Мы сейчас имеем дело с людьми старшего поколения, которые приходят в любительские объединения. И они воспитаны на советской, эстрадной песне. Если говорить про аутентичную традицию Оренбуржья или любого другого региона, то музыкальный язык для них не будет понятен, не привычен на слух. Я считаю, что с фольклорной традицией руководителям коллективов надо работать всенепременно, нужно внимательно относиться к ней, слушать эти песни, понимать, о чем они, знать об условиях, в которых они родились. Если руководитель сам в достаточной степени образованный, то он и песню традиционную представит участникам интересно. Современный мир находится на таком этапе, что необходимо заново открывать мир традиционной культуры. Народная песня – это живой организм, она может жить, она может звучать на сцене в очень интересной интерпретации.

– Почему так важно сохранять народную песню и народное пение?

– Песня – это душа народа. Это прописная истина, от которой не откажешься. Без песни человек жить не может. В самые суровые годы, во время Великой Отечественной войны, в самый ее разгар создавались государственные русские народные хоры: Уральский хор, Воронежский хор. Правительство понимало, насколько велика сила народной песни. Она воодушевляла народ на борьбу, на трудовые подвиги. Без своей почвенной песни это уже не народ, без нее мы подрубаем свои корни, становимся обезличенными.

– Какие песни вы посоветуете включить в репертуар вокальным коллективам Оренбуржья?

– Вокальным коллективам Оренбуржья необходимо включать такой репертуар, к какому направлению этот коллектив относится. Если это народный хор, то авторские песни, обработанные, а если это фольклорный ансамбль, то, конечно, не нужно отходить от традиционной культуры. Нужно петь фольклор, этим коллективы будут уникальны, этим они будут отличаться от всех остальных.

– Какими критериями должен руководствоваться художественный руководитель при выборе и подборе песни?

– Во-первых, соотносить репертуар с возможностями коллектива, во-вторых, знать технические и вокальные возможности у коллектива, в-третьих, руководитель должен обладать навыками аранжировки. Оренбургский край – край песенный, здесь бытует один из лучших хоров России – Оренбургский государственный академический русский народный хор (прим.ред. художественный руководитель народный артист РФ Владимир Позднеев), поэтому вокальные коллективы воспитаны в этой стезе. Конечно, нужно ориентироваться на их мастерство. В последнее время я стала замечать тенденцию, когда возрастных участников хора начинают переводить в эстраду. Их начинают «креативить». Надо оставить людям их время, дать те песни, которые они любят и хотят петь, ведь они выросли на этом.

– Какие слова напутствия вы могли бы дать руководителям творческих коллективов?

– Я всем руководителям желаю творческого вдохновения, желаю проявляться на крупных мероприятиях, форумах, фестивалях, конкурсах. Заявляйте о своей области как о замечательном певческом крае! Желаю успехов!

– Большое спасибо!

Беседовала Юлия Данилова

 

 

object(Interview)#47 (21) {
  ["categories"]=>
  NULL
  ["small":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(140)
    ["height"]=>
    int(140)
  }
  ["medium":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(280)
    ["height"]=>
    int(355)
  }
  ["large":protected]=>
  NULL
  ["smallPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "small_"
  ["mediumPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(7) "medium_"
  ["largePrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "large_"
  ["nonePhoto":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(22) "/uploads/no-image.jpeg"
  ["uploadFileFolder":protected]=>
  string(16) "/public/uploads/"
  ["uploadFilePath":protected]=>
  string(9) "/uploads/"
  ["_new":"CActiveRecord":private]=>
  bool(false)
  ["_attributes":"CActiveRecord":private]=>
  array(9) {
    ["type"]=>
    string(1) "2"
    ["id"]=>
    string(3) "264"
    ["category_id"]=>
    string(1) "7"
    ["title"]=>
    string(81) "Заново открывать мир традиционной культуры "
    ["preview"]=>
    string(198) "

Член жюри Всероссийского конкурса «Русская песня» Наталия Бикметова рассказала о народной песне

" ["description"]=> string(7872) "

Впервые с Оренбуржьем кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения Самарского государственного института культуры Наталия Бикметова познакомилась во время проведения Региональным центром развития культуры Оренбургской области семинара-практикума для руководителей творческих коллективов, методистов и звукорежиссеров. В сентябре она провела практические интенсивы по работе над особенностями традиционного исполнительства в современном фольклорном коллективе.

Второй раз в Оренбургскую область Наталия Бикметова приедет в качестве почетного члена жюри Всероссийского конкурса «Русская песня». В преддверии начала широкомасштабного проекта по сохранению и популяризации народной песни мы побеседовали с Наталией Владимировной о народном пении и репертуаре.

 – Наталия Владимировна, как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы на концертах зазвучала народная песня?

– Мы сейчас имеем дело с людьми старшего поколения, которые приходят в любительские объединения. И они воспитаны на советской, эстрадной песне. Если говорить про аутентичную традицию Оренбуржья или любого другого региона, то музыкальный язык для них не будет понятен, не привычен на слух. Я считаю, что с фольклорной традицией руководителям коллективов надо работать всенепременно, нужно внимательно относиться к ней, слушать эти песни, понимать, о чем они, знать об условиях, в которых они родились. Если руководитель сам в достаточной степени образованный, то он и песню традиционную представит участникам интересно. Современный мир находится на таком этапе, что необходимо заново открывать мир традиционной культуры. Народная песня – это живой организм, она может жить, она может звучать на сцене в очень интересной интерпретации.

– Почему так важно сохранять народную песню и народное пение?

– Песня – это душа народа. Это прописная истина, от которой не откажешься. Без песни человек жить не может. В самые суровые годы, во время Великой Отечественной войны, в самый ее разгар создавались государственные русские народные хоры: Уральский хор, Воронежский хор. Правительство понимало, насколько велика сила народной песни. Она воодушевляла народ на борьбу, на трудовые подвиги. Без своей почвенной песни это уже не народ, без нее мы подрубаем свои корни, становимся обезличенными.

– Какие песни вы посоветуете включить в репертуар вокальным коллективам Оренбуржья?

– Вокальным коллективам Оренбуржья необходимо включать такой репертуар, к какому направлению этот коллектив относится. Если это народный хор, то авторские песни, обработанные, а если это фольклорный ансамбль, то, конечно, не нужно отходить от традиционной культуры. Нужно петь фольклор, этим коллективы будут уникальны, этим они будут отличаться от всех остальных.

– Какими критериями должен руководствоваться художественный руководитель при выборе и подборе песни?

– Во-первых, соотносить репертуар с возможностями коллектива, во-вторых, знать технические и вокальные возможности у коллектива, в-третьих, руководитель должен обладать навыками аранжировки. Оренбургский край – край песенный, здесь бытует один из лучших хоров России – Оренбургский государственный академический русский народный хор (прим.ред. художественный руководитель народный артист РФ Владимир Позднеев), поэтому вокальные коллективы воспитаны в этой стезе. Конечно, нужно ориентироваться на их мастерство. В последнее время я стала замечать тенденцию, когда возрастных участников хора начинают переводить в эстраду. Их начинают «креативить». Надо оставить людям их время, дать те песни, которые они любят и хотят петь, ведь они выросли на этом.

– Какие слова напутствия вы могли бы дать руководителям творческих коллективов?

– Я всем руководителям желаю творческого вдохновения, желаю проявляться на крупных мероприятиях, форумах, фестивалях, конкурсах. Заявляйте о своей области как о замечательном певческом крае! Желаю успехов!

– Большое спасибо!

Беседовала Юлия Данилова

 

 

" ["photo"]=> string(5) "55711" ["date"]=> string(16) "2022-11-22 03:57" ["state"]=> string(1) "1" } ["_related":"CActiveRecord":private]=> array(0) { } ["_c":"CActiveRecord":private]=> NULL ["_pk":"CActiveRecord":private]=> string(3) "264" ["_alias":"CActiveRecord":private]=> string(1) "t" ["_errors":"CModel":private]=> array(0) { } ["_validators":"CModel":private]=> NULL ["_scenario":"CModel":private]=> string(6) "update" ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL }