Александр Федоров: «Хочется найти свой ключ к этой пьесе»

В феврале оренбургского зрителя вновь ждет премьера. Талантливый режиссер Александр Федоров, чьи работы с успехом идут на сцене Оренбургского драматического театра им. Горького и не только, в этот раз решил сценически воплотить известную пьесу Алексея Арбузова «Таня». Произведение советского драматурга, написанное в 1938 году, и по сей день считается самым значимым в драматургии. «Биография» камерной драмы продолжительна и насыщена событиями в театрах и кино. В преддверии премьеры  мы поговорили с Александром Федоровым о рождении спектакля, его героях, о смысле жизни и о пути человека «от себя – к себе». Не обошлось и без обсуждения главной героини.

Александр, почему Арбузов и почему «Таня»?

– Арбузов – глубокий автор, только раскрывается не сразу. Изначально читаешь и думаешь, ну что здесь может быть непонятно? Кажется, что все просто. Пьеса о жизни, о жизненных коллизиях, которые часто происходят с людьми. Начинаешь углубляться, и  тебе открываются удивительные смысловые пласты. Первая мысль, когда прочитал: «Будет легко». А начал работать и понял, что самый сложный из моих периодов. Есть пьесы воздушные, экспрессивные, музыкальные – разные. А эта – от земли. Здесь понятные человеческие истории. И в этом и сложность ее воплощения. Это советский период, а ситуация-то оказывается вне времени. Мы не стали обозначать года и получилось, что герои мыслят, говорят, живут почти такими же ценностями, как и мы сегодня. Тональность пьесы очень близка каждому из нас. Поэтому и экспрессии тут не должно быть, и хочется найти такое общее очень тонкое звучание, как скрипка, найти свой ключ к этой пьесе.

Главная героиня останется в спектакле главной? Арбузов, хоть и называет пьесу «Таня», рассказывает несколько «главных» историй, в том числе достаточно широко представлена и жизнь Марии Шамановой – более идеальной и успешной, чем Таня.

Да, Арбузов, видимо, делал ставку на Шаманову. Эта женщина, которая покорила Сибирь, строит прииск. Когда читаешь текст пьесы, есть внутреннее ощущение, что идеал – это она. Все же советский период, 30-е годы. Вот с кого надо брать пример. А в итоге, зритель симпатией проникся к Тане. Почему именно в тот период это произошло? Потому, что,  во все времена  всем хочется, чтобы в жизни было не только строительство, но и человеческие чувства. Да, женщина может быть наравне с мужчиной – она тоже может достигать результатов. Но, тепло, душу, любовь, семью никто ни в какие времена не отменял.

А что же Таня?

– Таня. Самый глубокий и сложный для воплощения персонаж. Кстати, в спектакле эту роль исполнят актрисы театра Юлия Каштанова и Анна Лиходеева. У Анны –дебют на большой сцене театра. Зритель ее помнит в роли Татьяны в студенческом еще спектакле «Евгений Онегин», который сегодня идет в малом зале. Раскрою небольшой секрет. Главная героиня в пьесе – поет и немного играет на фортепиано. Так вот, Анна Лиходеева инструментом владеет, а Юле Каштановой пришлось специально для роли постигать азы искусства игры на фортепиано.

Вернемся к Татьяне.  Арбузов в своих пьесах всегда говорил о том, что  в каждом из нас заложено ожидание счастливого финала в благодарность за свои испытания. Есть даже такая фраза в этой пьесе: «Счастье – оно только сильному по плечу». В этом – суть главной героини. Это внутренне очень сильный человек.

При первом прочтении – Таня благородная, ее бросили она несчастная. А в конце – она переосмыслила свою жизнь, она поняла, что все, что с ней произошло – это целиком и полностью ее вина. Нет виноватых. Она любила, но она в эту секунду, когда душила своей любовью, она не думала, каково другому человеку. Она даже не прислушивалась к его просьбам.

Она начинает свой путь с детским мировоззрением в хорошем смысле этого слова. Затем происходят с ней события, которые любого другого сломили бы, но не Таню. После того, как она ушла от Германа, смысл жизни у нее заключался в ребенке. Но она его потеряла. И Герман, как путеводная звезда, которая заставляла ее жить. Она наделась, что все может вернуться. В чем ее проблема? Верила, что все можно склеить, то, что невозможно склеить. В первой сцене еще верила, пыталась, во второй. В третьей, когда приехала в Сибирь, она как одержимая спасает детей. Ею движет надежда. Она отпускает Германа тогда, когда она видит, что они счастливы, что он даже о ней не вспоминал.

Таня перестает любить Германа, или смиряется? Что происходит в душе героини?

– Когда ты живешь надеждой и любишь человека, то отпустить всегда тяжело. Практически, происходит психологическая смерть прежней личности. Мы и пытаемся проследить путь, как она его отпустила Это  же через боль, страдания.

Сцена, где ей предстоит пройти 30 км в метель, чтобы осмотреть больного ребенка.  Она решается на это и идет фактически на смерть – сильнейшее жизненное испытание. Почему человек в здравом уме решил это сделать? Она идет на это намеренно. Значит это момент искупления. И в финале, при общении с Германом, гениальная фраза после поцелуя: «Вот и конец». До этого момента у нее было все сжато внутри.

Арбузов в этой очень эмоционально-сильной сцене убеждает, что, несмотря на все те трудности, которые преследуют в жизни, всегда есть свет в конце тоннеля, всегда есть к чему стремиться, сохраняя в себе человеческие качества.

Если человек преодолевает жизненные трудности, трагедии, потери, то он становится личностью. Об этом и спектакль. Как пройдя через испытания, человек становится более зрелым, не обозленным, а именно зрелым, осмысленным и к чему он приходит в финале спектакля. Я говорю о Тане. По сути, ее история – это путь человека в целом и произойти это могло с каждым.

Александр,  в начале интервью Вы сказали, что пьеса строится на понятных человеческих историях. Какие еще истории героев заинтересовали Вас в этой пьесе?

Все истории по-своему интересны и удивительно, что здесь нет ни одного плохого человека. Например, очень человеческая история женщины, что уже много лет содержит избушку, вокруг которой за десять километров никого нет. Здесь у нее отец, больной ребенок. Она одна, ее потрепала жизнь, но она радушно и тепло встречает и привечает всех проезжающих.

Шаманова – человечная. Это не она разбила семью, это Герман разлюбил. Поначалу Татьяна была ему интересна, а потом он начал расти, а она оставалась тем ребенком. В этот момент  и произошли изменения, которые и привели к разрыву. У Германа были искренние чувства. Но, в жизни так и случается, когда один человек идет, а второй человек «стоит на месте». Приходит время, и ему говорят: «Скучно». Как это и сказал Герман.  

И сама Таня проявляет порядочность. Когда она оказалась у Шамановой и Германа и увидела, что фактически у нее забрали ее жизнь. У нормального здравомыслящего человека что возникает – ощущение мести. Хочешь все это забрать себе, потому, что все это принадлежит ей – и ребенок, и Герман. Но вот в этой ситуации в ней побеждает человечность.

Если разобраться Тане в жизни встречаются хорошие люди. Просто судьба оказалась жестока к героине, но это жизнь. И Таня в ней побеждает.

Знаете, в пьесе можно провести параллели с А.П. Чеховым: рюмка разбилась– струна лопнула. И вот таких моментов очень много. Известно, что Арбузов испытывал любовь к Чехову. И в сцене, когда Таня уходит от Германа. Он понимает, что она уходит. Даже ее фраза уже говорит, что это конец: «Ты заплати за пианино». Очень похожа на сцену из «Трех сестер» Чехова, когда Тузенбах уходит на дуэль.  Ирина Прозорова все понимает. Он поворачивается и обращается:«Ирина!». Ждет от нее хоть что-то, чтобы она его остановила. И когда понимает, что она не реагирует, бросает совершенно незначительную фразу: «Скажи, чтобы мне сварили кофе». Сцену ухода Тани от Германа  Арбузов строит по чеховским канонам.

Так финал ожидать зрителю все-таки светлый?

Да. Конечно, это драма, но это светлая драма. Все что происходит с нами, потом спустя время осознаешь, что так и должно было быть, чтобы стать тем, кем стал. Хочется, чтобы зритель пришел и проделал вместе с нами весь этот путь.  Уверен, что в зале  не будет людей не готовых к соучастию в действе. Это пьеса доходит до сердца и оставляет там след. Светлый след.

Беседовала Елена Петайкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

object(Interview)#47 (21) {
  ["categories"]=>
  NULL
  ["small":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(140)
    ["height"]=>
    int(140)
  }
  ["medium":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(280)
    ["height"]=>
    int(355)
  }
  ["large":protected]=>
  NULL
  ["smallPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "small_"
  ["mediumPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(7) "medium_"
  ["largePrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "large_"
  ["nonePhoto":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(22) "/uploads/no-image.jpeg"
  ["uploadFileFolder":protected]=>
  string(16) "/public/uploads/"
  ["uploadFilePath":protected]=>
  string(9) "/uploads/"
  ["_new":"CActiveRecord":private]=>
  bool(false)
  ["_attributes":"CActiveRecord":private]=>
  array(9) {
    ["type"]=>
    string(1) "2"
    ["id"]=>
    string(3) "270"
    ["category_id"]=>
    string(1) "1"
    ["title"]=>
    string(105) "Александр Федоров: «Хочется найти свой ключ к этой пьесе»"
    ["preview"]=>
    string(1281) "

В феврале оренбургского зрителя вновь ждет премьера. Талантливый режиссер Александр Федоров, чьи работы с успехом идут на сцене Оренбургского драматического театра им. Горького и не только, в этот раз решил сценически воплотить известную пьесу Алексея Арбузова «Таня». Произведение советского драматурга, написанное в 1938 году, и по сей день считается самым значимым в драматургии. «Биография» камерной драмы продолжительна и насыщена событиями в театрах и кино. В преддверии премьеры  мы поговорили с Александром Федоровым о рождении спектакля, его героях, о смысле жизни и о пути человека «от себя – к себе». Не обошлось и без обсуждения главной героини.

 

" ["description"]=> string(15975) "

В феврале оренбургского зрителя вновь ждет премьера. Талантливый режиссер Александр Федоров, чьи работы с успехом идут на сцене Оренбургского драматического театра им. Горького и не только, в этот раз решил сценически воплотить известную пьесу Алексея Арбузова «Таня». Произведение советского драматурга, написанное в 1938 году, и по сей день считается самым значимым в драматургии. «Биография» камерной драмы продолжительна и насыщена событиями в театрах и кино. В преддверии премьеры  мы поговорили с Александром Федоровым о рождении спектакля, его героях, о смысле жизни и о пути человека «от себя – к себе». Не обошлось и без обсуждения главной героини.

Александр, почему Арбузов и почему «Таня»?

– Арбузов – глубокий автор, только раскрывается не сразу. Изначально читаешь и думаешь, ну что здесь может быть непонятно? Кажется, что все просто. Пьеса о жизни, о жизненных коллизиях, которые часто происходят с людьми. Начинаешь углубляться, и  тебе открываются удивительные смысловые пласты. Первая мысль, когда прочитал: «Будет легко». А начал работать и понял, что самый сложный из моих периодов. Есть пьесы воздушные, экспрессивные, музыкальные – разные. А эта – от земли. Здесь понятные человеческие истории. И в этом и сложность ее воплощения. Это советский период, а ситуация-то оказывается вне времени. Мы не стали обозначать года и получилось, что герои мыслят, говорят, живут почти такими же ценностями, как и мы сегодня. Тональность пьесы очень близка каждому из нас. Поэтому и экспрессии тут не должно быть, и хочется найти такое общее очень тонкое звучание, как скрипка, найти свой ключ к этой пьесе.

Главная героиня останется в спектакле главной? Арбузов, хоть и называет пьесу «Таня», рассказывает несколько «главных» историй, в том числе достаточно широко представлена и жизнь Марии Шамановой – более идеальной и успешной, чем Таня.

Да, Арбузов, видимо, делал ставку на Шаманову. Эта женщина, которая покорила Сибирь, строит прииск. Когда читаешь текст пьесы, есть внутреннее ощущение, что идеал – это она. Все же советский период, 30-е годы. Вот с кого надо брать пример. А в итоге, зритель симпатией проникся к Тане. Почему именно в тот период это произошло? Потому, что,  во все времена  всем хочется, чтобы в жизни было не только строительство, но и человеческие чувства. Да, женщина может быть наравне с мужчиной – она тоже может достигать результатов. Но, тепло, душу, любовь, семью никто ни в какие времена не отменял.

А что же Таня?

– Таня. Самый глубокий и сложный для воплощения персонаж. Кстати, в спектакле эту роль исполнят актрисы театра Юлия Каштанова и Анна Лиходеева. У Анны –дебют на большой сцене театра. Зритель ее помнит в роли Татьяны в студенческом еще спектакле «Евгений Онегин», который сегодня идет в малом зале. Раскрою небольшой секрет. Главная героиня в пьесе – поет и немного играет на фортепиано. Так вот, Анна Лиходеева инструментом владеет, а Юле Каштановой пришлось специально для роли постигать азы искусства игры на фортепиано.

Вернемся к Татьяне.  Арбузов в своих пьесах всегда говорил о том, что  в каждом из нас заложено ожидание счастливого финала в благодарность за свои испытания. Есть даже такая фраза в этой пьесе: «Счастье – оно только сильному по плечу». В этом – суть главной героини. Это внутренне очень сильный человек.

При первом прочтении – Таня благородная, ее бросили она несчастная. А в конце – она переосмыслила свою жизнь, она поняла, что все, что с ней произошло – это целиком и полностью ее вина. Нет виноватых. Она любила, но она в эту секунду, когда душила своей любовью, она не думала, каково другому человеку. Она даже не прислушивалась к его просьбам.

Она начинает свой путь с детским мировоззрением в хорошем смысле этого слова. Затем происходят с ней события, которые любого другого сломили бы, но не Таню. После того, как она ушла от Германа, смысл жизни у нее заключался в ребенке. Но она его потеряла. И Герман, как путеводная звезда, которая заставляла ее жить. Она наделась, что все может вернуться. В чем ее проблема? Верила, что все можно склеить, то, что невозможно склеить. В первой сцене еще верила, пыталась, во второй. В третьей, когда приехала в Сибирь, она как одержимая спасает детей. Ею движет надежда. Она отпускает Германа тогда, когда она видит, что они счастливы, что он даже о ней не вспоминал.

Таня перестает любить Германа, или смиряется? Что происходит в душе героини?

– Когда ты живешь надеждой и любишь человека, то отпустить всегда тяжело. Практически, происходит психологическая смерть прежней личности. Мы и пытаемся проследить путь, как она его отпустила Это  же через боль, страдания.

Сцена, где ей предстоит пройти 30 км в метель, чтобы осмотреть больного ребенка.  Она решается на это и идет фактически на смерть – сильнейшее жизненное испытание. Почему человек в здравом уме решил это сделать? Она идет на это намеренно. Значит это момент искупления. И в финале, при общении с Германом, гениальная фраза после поцелуя: «Вот и конец». До этого момента у нее было все сжато внутри.

Арбузов в этой очень эмоционально-сильной сцене убеждает, что, несмотря на все те трудности, которые преследуют в жизни, всегда есть свет в конце тоннеля, всегда есть к чему стремиться, сохраняя в себе человеческие качества.

Если человек преодолевает жизненные трудности, трагедии, потери, то он становится личностью. Об этом и спектакль. Как пройдя через испытания, человек становится более зрелым, не обозленным, а именно зрелым, осмысленным и к чему он приходит в финале спектакля. Я говорю о Тане. По сути, ее история – это путь человека в целом и произойти это могло с каждым.

Александр,  в начале интервью Вы сказали, что пьеса строится на понятных человеческих историях. Какие еще истории героев заинтересовали Вас в этой пьесе?

Все истории по-своему интересны и удивительно, что здесь нет ни одного плохого человека. Например, очень человеческая история женщины, что уже много лет содержит избушку, вокруг которой за десять километров никого нет. Здесь у нее отец, больной ребенок. Она одна, ее потрепала жизнь, но она радушно и тепло встречает и привечает всех проезжающих.

Шаманова – человечная. Это не она разбила семью, это Герман разлюбил. Поначалу Татьяна была ему интересна, а потом он начал расти, а она оставалась тем ребенком. В этот момент  и произошли изменения, которые и привели к разрыву. У Германа были искренние чувства. Но, в жизни так и случается, когда один человек идет, а второй человек «стоит на месте». Приходит время, и ему говорят: «Скучно». Как это и сказал Герман.  

И сама Таня проявляет порядочность. Когда она оказалась у Шамановой и Германа и увидела, что фактически у нее забрали ее жизнь. У нормального здравомыслящего человека что возникает – ощущение мести. Хочешь все это забрать себе, потому, что все это принадлежит ей – и ребенок, и Герман. Но вот в этой ситуации в ней побеждает человечность.

Если разобраться Тане в жизни встречаются хорошие люди. Просто судьба оказалась жестока к героине, но это жизнь. И Таня в ней побеждает.

Знаете, в пьесе можно провести параллели с А.П. Чеховым: рюмка разбилась– струна лопнула. И вот таких моментов очень много. Известно, что Арбузов испытывал любовь к Чехову. И в сцене, когда Таня уходит от Германа. Он понимает, что она уходит. Даже ее фраза уже говорит, что это конец: «Ты заплати за пианино». Очень похожа на сцену из «Трех сестер» Чехова, когда Тузенбах уходит на дуэль.  Ирина Прозорова все понимает. Он поворачивается и обращается:«Ирина!». Ждет от нее хоть что-то, чтобы она его остановила. И когда понимает, что она не реагирует, бросает совершенно незначительную фразу: «Скажи, чтобы мне сварили кофе». Сцену ухода Тани от Германа  Арбузов строит по чеховским канонам.

Так финал ожидать зрителю все-таки светлый?

Да. Конечно, это драма, но это светлая драма. Все что происходит с нами, потом спустя время осознаешь, что так и должно было быть, чтобы стать тем, кем стал. Хочется, чтобы зритель пришел и проделал вместе с нами весь этот путь.  Уверен, что в зале  не будет людей не готовых к соучастию в действе. Это пьеса доходит до сердца и оставляет там след. Светлый след.

Беседовала Елена Петайкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

" ["photo"]=> string(5) "67273" ["date"]=> string(16) "2024-02-04 03:03" ["state"]=> string(1) "1" } ["_related":"CActiveRecord":private]=> array(0) { } ["_c":"CActiveRecord":private]=> NULL ["_pk":"CActiveRecord":private]=> string(3) "270" ["_alias":"CActiveRecord":private]=> string(1) "t" ["_errors":"CModel":private]=> array(0) { } ["_validators":"CModel":private]=> NULL ["_scenario":"CModel":private]=> string(6) "update" ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL }