Роман Дабагов: «Эта пьеса – лекарство для наших душ»

В Оренбургском драматическом театре им. М. Горького – вновь  премьера. В этот раз –  комедия Бориса Рацера и Владимира Константинова по произведению Давида Клдиашвили «Мачеха Саманишвили». Постановку осуществил режиссер Роман Дабагов. В его творческом багаже более трех десятков режиссерских работ в различных театрах России. Он не первый раз в нашем крае, с нашим театром знаком,а этот спектакль стал для него дебютным на оренбургской сцене.

Перед премьерой журналист портала «Культура Оренбуржья» Елена Петайкина побеседовала с Романом Дабаговым.

– Роман, посчитала, что  литературному источнику пьесы «Мачеха Саманишвилли» уже боле 130 лет. И в 1831 году Давид Клдиашвили написал,но … глубоко драматичный роман.

– Да, эта история написана давно, но она про наши дни. В 1982 году известные комедиографы Владимир Константинов и Борис Рацель по заказу Георгия Товстоногова пересказали источник. Убрали из него глубокую драматическую часть и сделали музыкальную лирическую добрую комедию. Я бы даже сказал, что они несколько облегчили текст. В наше время мало добра, а это произведение – несет добро. Главная тема произведения – любовь, которая вспыхивает между двумя одинокими людьми, уже далеко не молодыми, Элен и Бекина.

– Безусловно, это ведущая линия, но, мне кажется, в пьесе есть и еще одна, может и более важная – любовь детей к отцу. Как бы они не хотели, чтобы Бекина  женился, но сами же  все сделали  для того, чтобы он был счастлив.

– Конечно, это же  семья! Все вместе идут по пути духовного перерождения. И помогает им в этом – любовь. Всем. Каждому персонажу. Если в первом действии мы видим их переживания чисто материальные (дом, наследство), то  в кульминации, когда отец Платону дает в руки только что родившегося младшего брата, как апофеоз духовного единения семьи звучат замечательные слова:«Что нам делить? Солнце на всех одно»– рассуждает Платон. В этом – суть этой пьесы, ее своевременность.

– Пьесу Вы уже ставили в других театрах. Известно, что у каждого театра своя атмосфера, а у труппы – своя тональность. Как Вам работалось у нас?

– «Мачеху Саманишвилли» я ставил в Избербаше, Махачкале, Дербенте. С этим спектаклем у меня произошла интересная история. Впервые мне пришло предложение от театра в Избербаше. Я посмотрел фильм, почитал пьесу – и не легла она у меня к душе. Ставят многие театры, в общем, большого желания работать с этим материалом не было. Скажем так, сам бы я не взялся за этот материал. Но, театр попросил, пришлось не отказать. И постепенно-постепенно я влюбился в этих героев, я стал жить их проблемами, от души переживать их горести и радоваться вместе с ними.

Теперь у меня уже постановки, я уже сказал, в Махачкале и Дербенте, и вот теперь у вас в Оренбурге. Есть один нюанс. Предыдущие спектакли были на родном языке, и впервые мне пришлось это произведение услышать по-русски. Чистая русская речь. Как создать тот национальный колорит? И вот здесь мне помогла труппа. Сразу скажу, труппа высокопрофессиональная, работают все поколения. Актерский состав подобран хорошо, очень ровно. Где-то давал им свободу, и они приносили свои мысли, свои какие-то актерские наработки, где-то давал жесткий сценический рисунок. Вместе искали ту тонкую грань, которая поможет зрителю перенестись в мир героев пьесы. Думаю, нам это удалось. Знаете, героев надо просто полюбить и тогда зритель поймет, что эта постановка – лекарство для наших душ.

Беседовала Елена Петайкина

 

 

 

 

object(Interview)#47 (21) {
  ["categories"]=>
  NULL
  ["small":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(140)
    ["height"]=>
    int(140)
  }
  ["medium":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(280)
    ["height"]=>
    int(355)
  }
  ["large":protected]=>
  NULL
  ["smallPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "small_"
  ["mediumPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(7) "medium_"
  ["largePrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "large_"
  ["nonePhoto":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(22) "/uploads/no-image.jpeg"
  ["uploadFileFolder":protected]=>
  string(16) "/public/uploads/"
  ["uploadFilePath":protected]=>
  string(9) "/uploads/"
  ["_new":"CActiveRecord":private]=>
  bool(false)
  ["_attributes":"CActiveRecord":private]=>
  array(9) {
    ["type"]=>
    string(1) "2"
    ["id"]=>
    string(3) "271"
    ["category_id"]=>
    string(1) "1"
    ["title"]=>
    string(96) "Роман Дабагов: «Эта пьеса – лекарство для наших душ»"
    ["preview"]=>
    string(1113) "

В Оренбургском драматическом театре им. М. Горького – вновь  премьера. В этот раз –  комедия Бориса Рацера и Владимира Константинова по произведению Давида Клдиашвили «Мачеха Саманишвили». Постановку осуществил режиссер Роман Дабагов. В его творческом багаже более трех десятков режиссерских работ в различных театрах России. Он не первый раз в нашем крае, с нашим театром знаком,а этот спектакль стал для него дебютным на оренбургской сцене.

Перед премьерой журналист портала «Культура Оренбуржья» Елена Петайкина побеседовала с Романом Дабаговым.

 

" ["description"]=> string(6677) "

В Оренбургском драматическом театре им. М. Горького – вновь  премьера. В этот раз –  комедия Бориса Рацера и Владимира Константинова по произведению Давида Клдиашвили «Мачеха Саманишвили». Постановку осуществил режиссер Роман Дабагов. В его творческом багаже более трех десятков режиссерских работ в различных театрах России. Он не первый раз в нашем крае, с нашим театром знаком,а этот спектакль стал для него дебютным на оренбургской сцене.

Перед премьерой журналист портала «Культура Оренбуржья» Елена Петайкина побеседовала с Романом Дабаговым.

– Роман, посчитала, что  литературному источнику пьесы «Мачеха Саманишвилли» уже боле 130 лет. И в 1831 году Давид Клдиашвили написал,но … глубоко драматичный роман.

– Да, эта история написана давно, но она про наши дни. В 1982 году известные комедиографы Владимир Константинов и Борис Рацель по заказу Георгия Товстоногова пересказали источник. Убрали из него глубокую драматическую часть и сделали музыкальную лирическую добрую комедию. Я бы даже сказал, что они несколько облегчили текст. В наше время мало добра, а это произведение – несет добро. Главная тема произведения – любовь, которая вспыхивает между двумя одинокими людьми, уже далеко не молодыми, Элен и Бекина.

– Безусловно, это ведущая линия, но, мне кажется, в пьесе есть и еще одна, может и более важная – любовь детей к отцу. Как бы они не хотели, чтобы Бекина  женился, но сами же  все сделали  для того, чтобы он был счастлив.

– Конечно, это же  семья! Все вместе идут по пути духовного перерождения. И помогает им в этом – любовь. Всем. Каждому персонажу. Если в первом действии мы видим их переживания чисто материальные (дом, наследство), то  в кульминации, когда отец Платону дает в руки только что родившегося младшего брата, как апофеоз духовного единения семьи звучат замечательные слова:«Что нам делить? Солнце на всех одно»– рассуждает Платон. В этом – суть этой пьесы, ее своевременность.

– Пьесу Вы уже ставили в других театрах. Известно, что у каждого театра своя атмосфера, а у труппы – своя тональность. Как Вам работалось у нас?

– «Мачеху Саманишвилли» я ставил в Избербаше, Махачкале, Дербенте. С этим спектаклем у меня произошла интересная история. Впервые мне пришло предложение от театра в Избербаше. Я посмотрел фильм, почитал пьесу – и не легла она у меня к душе. Ставят многие театры, в общем, большого желания работать с этим материалом не было. Скажем так, сам бы я не взялся за этот материал. Но, театр попросил, пришлось не отказать. И постепенно-постепенно я влюбился в этих героев, я стал жить их проблемами, от души переживать их горести и радоваться вместе с ними.

Теперь у меня уже постановки, я уже сказал, в Махачкале и Дербенте, и вот теперь у вас в Оренбурге. Есть один нюанс. Предыдущие спектакли были на родном языке, и впервые мне пришлось это произведение услышать по-русски. Чистая русская речь. Как создать тот национальный колорит? И вот здесь мне помогла труппа. Сразу скажу, труппа высокопрофессиональная, работают все поколения. Актерский состав подобран хорошо, очень ровно. Где-то давал им свободу, и они приносили свои мысли, свои какие-то актерские наработки, где-то давал жесткий сценический рисунок. Вместе искали ту тонкую грань, которая поможет зрителю перенестись в мир героев пьесы. Думаю, нам это удалось. Знаете, героев надо просто полюбить и тогда зритель поймет, что эта постановка – лекарство для наших душ.

Беседовала Елена Петайкина

 

 

 

 

" ["photo"]=> string(5) "68278" ["date"]=> string(16) "2024-03-16 06:04" ["state"]=> string(1) "1" } ["_related":"CActiveRecord":private]=> array(0) { } ["_c":"CActiveRecord":private]=> NULL ["_pk":"CActiveRecord":private]=> string(3) "271" ["_alias":"CActiveRecord":private]=> string(1) "t" ["_errors":"CModel":private]=> array(0) { } ["_validators":"CModel":private]=> NULL ["_scenario":"CModel":private]=> string(6) "update" ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL }