В Оренбургском драматическом театре им. М. Горького – вновь премьера. В этот раз – комедия Бориса Рацера и Владимира Константинова по произведению Давида Клдиашвили «Мачеха Саманишвили». Постановку осуществил режиссер Роман Дабагов. В его творческом багаже более трех десятков режиссерских работ в различных театрах России. Он не первый раз в нашем крае, с нашим театром знаком,а этот спектакль стал для него дебютным на оренбургской сцене.
Перед премьерой журналист портала «Культура Оренбуржья» Елена Петайкина побеседовала с Романом Дабаговым.
– Роман, посчитала, что литературному источнику пьесы «Мачеха Саманишвилли» уже боле 130 лет. И в 1831 году Давид Клдиашвили написал,но … глубоко драматичный роман.
– Да, эта история написана давно, но она про наши дни. В 1982 году известные комедиографы Владимир Константинов и Борис Рацель по заказу Георгия Товстоногова пересказали источник. Убрали из него глубокую драматическую часть и сделали музыкальную лирическую добрую комедию. Я бы даже сказал, что они несколько облегчили текст. В наше время мало добра, а это произведение – несет добро. Главная тема произведения – любовь, которая вспыхивает между двумя одинокими людьми, уже далеко не молодыми, Элен и Бекина.
– Безусловно, это ведущая линия, но, мне кажется, в пьесе есть и еще одна, может и более важная – любовь детей к отцу. Как бы они не хотели, чтобы Бекина женился, но сами же все сделали для того, чтобы он был счастлив.
– Конечно, это же семья! Все вместе идут по пути духовного перерождения. И помогает им в этом – любовь. Всем. Каждому персонажу. Если в первом действии мы видим их переживания чисто материальные (дом, наследство), то в кульминации, когда отец Платону дает в руки только что родившегося младшего брата, как апофеоз духовного единения семьи звучат замечательные слова:«Что нам делить? Солнце на всех одно»– рассуждает Платон. В этом – суть этой пьесы, ее своевременность.
– Пьесу Вы уже ставили в других театрах. Известно, что у каждого театра своя атмосфера, а у труппы – своя тональность. Как Вам работалось у нас?
– «Мачеху Саманишвилли» я ставил в Избербаше, Махачкале, Дербенте. С этим спектаклем у меня произошла интересная история. Впервые мне пришло предложение от театра в Избербаше. Я посмотрел фильм, почитал пьесу – и не легла она у меня к душе. Ставят многие театры, в общем, большого желания работать с этим материалом не было. Скажем так, сам бы я не взялся за этот материал. Но, театр попросил, пришлось не отказать. И постепенно-постепенно я влюбился в этих героев, я стал жить их проблемами, от души переживать их горести и радоваться вместе с ними.
Теперь у меня уже постановки, я уже сказал, в Махачкале и Дербенте, и вот теперь у вас в Оренбурге. Есть один нюанс. Предыдущие спектакли были на родном языке, и впервые мне пришлось это произведение услышать по-русски. Чистая русская речь. Как создать тот национальный колорит? И вот здесь мне помогла труппа. Сразу скажу, труппа высокопрофессиональная, работают все поколения. Актерский состав подобран хорошо, очень ровно. Где-то давал им свободу, и они приносили свои мысли, свои какие-то актерские наработки, где-то давал жесткий сценический рисунок. Вместе искали ту тонкую грань, которая поможет зрителю перенестись в мир героев пьесы. Думаю, нам это удалось. Знаете, героев надо просто полюбить и тогда зритель поймет, что эта постановка – лекарство для наших душ.
Беседовала Елена Петайкина