Людмила Шаповалова, режиссер-постановщик театра моды «Виктория» и руководитель детского театра-студии «Журавлик» Красногвардейского района, стала лауреатом в номинации «Лучший работник культуры». Спустя 15 лет, а первую премию Людмила Афанасьевна получила в 2005 году, ей удалось повторить успех и стать дважды лауреатом. Но был ли это просто успех или огромный труд узнаем в интервью.
– Людмила Афанасьевна, расскажите о вашем пути в культуру.
– Прийти в культуру было легко. В детстве я жила в Республике Казахстан, где моя мама работала в билетной кассе местного Дома культуры. Тогда в 60-е – 70-е годы культура была на подъеме, выступали большие хоры, развивалась художественная самодеятельность. Даже в каждом цеху завода существовал свой хор. И я маленькой девочкой всегда была рядом с мамой, спала и ела на сейфе. Папа работал киномехаником, водителем, играл на контрабасе, гитаре, на баяне. Мои дяди по папиной линии тоже имели отношение к культуре: один играл на гитаре, другой – руководил хором. Они даже ставили оперу, где мой дядя был дирижером большого оркестра с флейтой и кларнетом.
– Только ли со стороны вы созерцали культуру?
– Конечно нет. Сама я занималась в местном народном театре, который и дал первые профессиональные навыки. Тогда я даже не думала, что именно театр и станет моей профессией. В 90-е годы мы переехали в Оренбургскую область. Первым же делом я узнала, где находится клуб, и организовала театральный кружок.
– Первый коллектив, как первый ребенок, самый любимый?
– Много лет была руководителем народного театра моды «Ассоль». Началось все с Дома творчества, где вместе с Ириной Куликовой мы и организовали этот коллектив. В 2005 году в юбилей Победы мы создали коллекцию «Нашествие. Эпизод 2» о вторжении фашистов, с которой приняли участие в гала-концерте «Салют Победы». Она же и стала знаковой, за ее реализацию, в частности, нам дали почетное звание «Народный самодеятельный коллектив».
– Каким коллективом вы руководите сейчас?
– Театральная студия «Журавлик». В ее составе 21 человек, на прошедшем зональном этапе фестиваля «Салют Победы» на сцену вышли 11 человек. Мы представили литературную композицию «Ванька-встанька» по мотивам произведения Евгения Евтушенко «Сказка о русской игрушке». Главного персонажа, Ваньку, нам помогла сделать родительница ученика. В прошлом году я стала еще и режиссером театра моды «Виктория».
– В прошлом году все Оренбуржье впечатлила ваша коллекция «Покосница».
– Да, коллекция уникальна и тем, что вышивку на головных уборах дети делали сами. В костюме можно найти и отсылку к оренбургскому пуховому платку, переплетенные колоски, символизирующие настоящее и будущее поколение. Покосница - это кукла, которая оберегала девушек, чтобы они не ранили руки во время покоса. По преданию, на первый скошенный стожок и клали эту куклу. Традиционно такой оберег для своей дочери делали мамы.
– Ее увидели же не только оренбуржцы?
– С коллекцией мы принимали участие в областном празднике детского творчества «Краски радуги», показывали ее по «Пушкинской карте», благодаря чему заработали 87 500 рублей. А на Всероссийском фестивале «Русский костюм» в Ярославле был удостоены диплома в номинации «Сценический костюм».
– На что потратили деньги?
– На костюмы для новой коллекции.
– На зональном этапе областного фестиваля народного творчества «Салют Победы» с театром моды «Виктория» вы показали новую, я бы даже сказала философскую коллекцию «Красных яблок сад». Это история об уроженце Красногвардейского района, писателе Алексее Шилове.
– В коллекции приняли участие 17 человек в возрасте от 5 до 15 лет. Уже стало традицией, что старшие участники приводят в коллектив своих младших братьев. Да, история коллекции началась с истории нашего земляка. Уроженец села Новопетровка Алексей Шилов в Великую Отечественную войну был зенитчиком и попал в плен, его отправили в трудовой немецкий лагерь Австрии, откуда он чудом сбежал. Вернувшись на Родину, в своем селе он посадил яблоневый сад в память о своих боевых товарищах и погибших земляках. Это сад растет и по сей день. Для коллекции мы изучили архивные материалы и биографию писателя, пообщались с местными жителями и родственниками Шилова, которые и поделились архивными снимками.
– Но ведь в коллекции использованы и другие портреты…
– Да, мы показали еще и фотографии Героев Советского Союза, наших земляков, Михаила Осипова, Ивана Сивакова, Николая Завражнова, Ивана Подольцева. Особое место занял портрет участника специальной военной операции Ивана Клещерёва. Его с честью и достоинством представил мальчик, также уроженец поселка Свердлово, как и Герой России.
– Как долго вы над ней работали?
– Эта коллекция рождалась как настоящий ребенок - 9 месяцев. Тяжело было найти музыку. Вроде, кажется, вот она, прослушиваю ее в зале – не ложится. Решили писать текст, не получается. Переписываем. У любого творческого человека есть моменты, когда ты проходишь через очень большой труд.
– Какие еще коллекции еще в вашей творческой копилке? Поделитесь творческими планами.
– Мы показывали и «Федорино горе», и «Сказку о золотой рыбке» по мотивам Александра Пушкина совместно с театром-студией «Премьера», которым руководит моя дочь Екатерина Окроян. У нас сейчас накопилось много местного материала, хотим поставить спектакль «Про нас с Гринькой» для подростков по мотивам рассказов Алексея Шилова.
– Почему вы выбрали жанр театра моды?
– За 3-4 минуты тяжело показать маленький спектакль в костюмах, музыке, движении и словахЗритель должен понимать костюм и историю, которую он в себе несет. В последней коллекции «Красных яблок сад» у нас есть костюм «Букет», если присмотреться, то создается иллюзия будто этот букет, перевязанный красивым бантом, стоит в вазе. Мальчики выходят в буденовках, этот отсылка к самому писателю, потому что на фотографии он изображен именно в буденовке.
– Где вы черпаете вдохновение?
– Работник культуры – это человек, который учится всегда. Я смотрю программу «Голос» и нахожу в ней для себя что-то интересное. В передаче «Привет, Андрей!» иногда цепляет какое-то слово или история, которые откликаются в твоей жизни или истории села. Вдохновение приходит ночью, это Всевышний направляет меня. Так у меня родился спектакль «Дорога домой».
– Мы вас поздравляем с заслуженной наградой, премий Правительства Оренбургской области «Грани мастерства». Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный работник культуры?
– Как говорила Алиса Фрейндлих, одного таланта маловато, его надо всегда развивать, учиться. Я считаю, что каждый работник культуры должен придерживаться позиции: «Развлекая, поучай!»
– Спасибо за интересную беседу!
Беседовала Юлия Мурзина