Борис Малевский: «Демон ведет нас по сюжету, позволяет нам посмотреть более ярко, более остро и понять почему так произошло»

Очень скоро Оренбургский театр музыкальной комедии вновь станет центром притяжения зрительского внимания. В этот раз – премьера контемпорари-мюзикла «Демон Онегина». Авторы спектакля обозначают его как «самое успешное покушение на классику». Постановку осуществил петербургский режиссер Борис Малевский, известный столичному зрителю и не только своими мюзиклами «Любовь и смерть М. Лермонтова», «Винил», «Ночь в Хогвартсе» «Повести фронтовых лет», «А зори здесь тихие» и  другие.  

Во время небольшого перерыва между репетициями, нам удалось узнать у Бориса Малевского как зародилась идея и почему в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина вдруг появился «Демон».

– Скажите, почему вдруг именно у Онегина появился Демон? Да, есть известный исторический факт, что изначально, стихотворение «Демон» Александр Сергеевич планировал как главу в свой роман в стихах. Но. Он отказался от этой мысли. И вот проходит несколько веков, и демон вновь всплывает, теперь уже в  сценической версии этого произведения.

– Я присутствовал при рождении идеи в качестве режиссера, который затем будет ее реализовывать. И, должен сказать, что приход к Демону произошел очень органично. Уже много лет в сценических прочтениях существуют персонажи, которые объясняют действия: судьба, рок – так называемые иллюстративные персонажи.

Изначально была мысль, о том, что есть уже великое произведение – опера П.И.Чайковского и куда нам со своим мюзиклом. Но, мысль, что русская литература должна быть во всех жанрах – нас вдохновила. Согласитесь, не все готовы слушать оперу. До нее еще надо дорасти. Поэтому, было решено сделать этот мюзикл. Есть простая режиссерская модель – конфликт. Положительный и отрицательный герой. Кто в «Онегине» отрицательный герой – да, никто. Все обычные положительные люди. Онегин желает Татьяне добра и Татьяна его любит. Но, пути Господни неисповедимы, а человек – существо простое, порочное. Именно из-за этих пороков наши взгляды и меняются.

 – Хорошо, в романе нет отрицательных героев, но есть герои, наделенные пороком? Разве в образе положительного героя может присутствовать порок?

– Давайте разберемся. Философия Татьяны, которая верит в любовь, привела ее к действию ненормальному, порочному для того времени – она написала письмо Онегину. В итоге – получила отказ. Все-таки, когда судьба сложилась так, что она вышла замуж, то при следующей встрече через много лет она отказала Онегину. Принципы для нее были дороже. И она не пошла против них. Великая женщина, на самом деле.

Онегин – молодой человек, который вел разгульную жизнь петербургского гуляки, влюбляется в девушку, отказывается от нее, а потом осознает, что без нее не может.

В то время эти два принципа не сошлись, потому, что взгляды у них были прямо противоположные на жизнь. У одного – максимально порочный взгляд, у другой – светлый. Мы приходим к тому, что Онегин антигерой. Но, как Онегин может быть антигероем? Развивая все «за» и «против», пришли к выводу, что антигерой – это порок и судьба.

И мы пришли к тому, что нужен Демон – персонаж, который вселяется в человека, портит его судьбу. Но, Демон у нас не просто антигерой. В конце спектакля он проигрывает Онегину и Татьяне. Он даже обретает светлые чувства. Мы пошли в христианскую философию: в том-то и велика сила русской души, сострадаем друг другу. Так Демон в спектакле начнет сострадать.

– Демон сопровождает героев и объясняет их действия. Но, у этого образа в спектакле нет речевой характеристики. Почему Вы лишили его «права голоса»?

– Да, Демон у нас пользуется языком пластики. Это обусловлено тем, что он должен быть другой. Он не должен быть внутри истории. Если сейчас убрать его из спектакля, то мы увидим простую иллюстрацию «Онегина» А.С. Пушкина. Демон позволяет нам посмотреть более ярко, более остро на ситуацию. Он ведет нас по сюжету и позволяет понять, почему так произошло. Нам он помогает. В конце концов, мы никогда не общались с Демоном, мы не знаем, как он говорит. Ощущается только его присутствие.

И не только понять. Присутствие этого персонажа позволяет нам ужать до нужного нам размера сценическое действие, то есть увеличивает динамику, но уменьшает объем. Если бы мы были в драматическом театре, то сцена Онегина с Татьяной могла бы длиться 20-30 минут. А мы это делаем за 2,5 минуты. В этом еще и великая сила искусства музыки. Она нам помогает сделать историю более лаконичной.

– Мюзикл точно следует за событиями романа, или зрителям ждать сюжетных неожиданностей, помимо появления Демона?

– Особенность нашей истории, в том, что она начинается и заканчивается не сценами, которые были у Пушкина, а после него. Онегина мы встречаем стариком, который страдает от своей прожитой жизни и хочет ее пересмотреть и встречаем такую же страдающую Татьяну. У людей с возрастом такие мысли возникают: «а что было бы, если бы». Тем более, когда они пересматривают историю, которую им транслирует Демон через шкатулку, которую сам и создает. Шкатулка символизирует круги ада.

Вместе с героями мы погружаемся в их историю, где они живут свою нормальную жизнь, а Демон в ключевые моменты меняет направление их мыслей и действий.

Например, в дуэли Ленского и Онегина, мы всегда думали, что Онегин оскорбил Ленского, а Ленский не мог не вызвать Онегина на дуэль, все из-за тех же существующих принципов и традиций. Но, мы забываем, что на тот момент это два лучших друга. Друзья так не поступают. В лучшем случае кулаками помашут, и все. Но, в то время сила общества, сила взглядов, которые человек прокручивает у себя в голове, была настолько мощной, что он был обязан друга вызвать на дуэль, иначе они не друзья. Но, Онегин выстрелил в Ленского, хотя оба этого не хотели. Так, значит Демон и есть – тот представитель судьбы, рока, который в определенный момент меняет направление мысли человека.

– Мы увидим персонажей в разные периоды жизни. Как костюмы будут отражать внутренний мир героев в разные периоды их истории, и будут ли? Планируете ли Вы придерживаться единого стилистического направления для всех героев, или создадите контраст между ними?

– Художественный подход к костюмам – это тоже философия, которая заложена в спектакле. Все костюмы традиционны, но и могут немного не соответствовать эпохе. Прекрасно соответствует эпохе сцена дня рождения Татьяны, на которой происходит объяснение с Онегиным. Но, все, что происходит до и то, что происходит после, мы немного расширили, чтобы показать, утрировать ситуацию. Если мы посмотрим на нашу жизнь, то мода развивается стремительно и меняется также – сегодня была одна мода, завтра – другая. Тогда, конечно, мода развивалась на протяжении нескольких десятилетий. Чтобы показать современному зрителю, как изменяется мир, мы прожили историю немного вперед – Онегин после долгой разлуки встречает Татьяну в более поздних, ампирных костюмах, причем – поздний ампир. Есть определенный ход мысли в этом направлении. Демон же, одет натурально, ­ в современном классическом стиле. Есть элементы готики в его одежде, потому, что этот персонаж готический, все-таки.

В цифрах это выглядит так: для постановки созданы 160 уникальных эскизов и сшиты более 200 костюмов.

Беседовала Елена Петайкина

 

 

 

object(Interview)#47 (21) {
  ["categories"]=>
  NULL
  ["small":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(140)
    ["height"]=>
    int(140)
  }
  ["medium":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(280)
    ["height"]=>
    int(355)
  }
  ["large":protected]=>
  NULL
  ["smallPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "small_"
  ["mediumPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(7) "medium_"
  ["largePrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "large_"
  ["nonePhoto":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(22) "/uploads/no-image.jpeg"
  ["uploadFileFolder":protected]=>
  string(16) "/public/uploads/"
  ["uploadFilePath":protected]=>
  string(9) "/uploads/"
  ["_new":"CActiveRecord":private]=>
  bool(false)
  ["_attributes":"CActiveRecord":private]=>
  array(9) {
    ["type"]=>
    string(1) "2"
    ["id"]=>
    string(3) "279"
    ["category_id"]=>
    string(1) "1"
    ["title"]=>
    string(227) "Борис Малевский: «Демон ведет нас по сюжету, позволяет нам посмотреть более ярко, более остро и понять почему так произошло»"
    ["preview"]=>
    string(1409) "

Очень скоро Оренбургский театр музыкальной комедии вновь станет центром притяжения зрительского внимания. В этот раз – премьера контемпорари-мюзикла «Демон Онегина». Авторы спектакля обозначают его как «самое успешное покушение на классику». Постановку осуществил петербургский режиссер Борис Малевский, известный столичному зрителю и не только своими мюзиклами «Любовь и смерть М. Лермонтова», «Винил», «Ночь в Хогвартсе» «Повести фронтовых лет», «А зори здесь тихие» и  другие.  

Во время небольшого перерыва между репетициями, нам удалось узнать у Бориса Малевского как зародилась идея и почему в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина вдруг появился «Демон».

 

" ["description"]=> string(13862) "

Очень скоро Оренбургский театр музыкальной комедии вновь станет центром притяжения зрительского внимания. В этот раз – премьера контемпорари-мюзикла «Демон Онегина». Авторы спектакля обозначают его как «самое успешное покушение на классику». Постановку осуществил петербургский режиссер Борис Малевский, известный столичному зрителю и не только своими мюзиклами «Любовь и смерть М. Лермонтова», «Винил», «Ночь в Хогвартсе» «Повести фронтовых лет», «А зори здесь тихие» и  другие.  

Во время небольшого перерыва между репетициями, нам удалось узнать у Бориса Малевского как зародилась идея и почему в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина вдруг появился «Демон».

– Скажите, почему вдруг именно у Онегина появился Демон? Да, есть известный исторический факт, что изначально, стихотворение «Демон» Александр Сергеевич планировал как главу в свой роман в стихах. Но. Он отказался от этой мысли. И вот проходит несколько веков, и демон вновь всплывает, теперь уже в  сценической версии этого произведения.

– Я присутствовал при рождении идеи в качестве режиссера, который затем будет ее реализовывать. И, должен сказать, что приход к Демону произошел очень органично. Уже много лет в сценических прочтениях существуют персонажи, которые объясняют действия: судьба, рок – так называемые иллюстративные персонажи.

Изначально была мысль, о том, что есть уже великое произведение – опера П.И.Чайковского и куда нам со своим мюзиклом. Но, мысль, что русская литература должна быть во всех жанрах – нас вдохновила. Согласитесь, не все готовы слушать оперу. До нее еще надо дорасти. Поэтому, было решено сделать этот мюзикл. Есть простая режиссерская модель – конфликт. Положительный и отрицательный герой. Кто в «Онегине» отрицательный герой – да, никто. Все обычные положительные люди. Онегин желает Татьяне добра и Татьяна его любит. Но, пути Господни неисповедимы, а человек – существо простое, порочное. Именно из-за этих пороков наши взгляды и меняются.

 – Хорошо, в романе нет отрицательных героев, но есть герои, наделенные пороком? Разве в образе положительного героя может присутствовать порок?

– Давайте разберемся. Философия Татьяны, которая верит в любовь, привела ее к действию ненормальному, порочному для того времени – она написала письмо Онегину. В итоге – получила отказ. Все-таки, когда судьба сложилась так, что она вышла замуж, то при следующей встрече через много лет она отказала Онегину. Принципы для нее были дороже. И она не пошла против них. Великая женщина, на самом деле.

Онегин – молодой человек, который вел разгульную жизнь петербургского гуляки, влюбляется в девушку, отказывается от нее, а потом осознает, что без нее не может.

В то время эти два принципа не сошлись, потому, что взгляды у них были прямо противоположные на жизнь. У одного – максимально порочный взгляд, у другой – светлый. Мы приходим к тому, что Онегин антигерой. Но, как Онегин может быть антигероем? Развивая все «за» и «против», пришли к выводу, что антигерой – это порок и судьба.

И мы пришли к тому, что нужен Демон – персонаж, который вселяется в человека, портит его судьбу. Но, Демон у нас не просто антигерой. В конце спектакля он проигрывает Онегину и Татьяне. Он даже обретает светлые чувства. Мы пошли в христианскую философию: в том-то и велика сила русской души, сострадаем друг другу. Так Демон в спектакле начнет сострадать.

– Демон сопровождает героев и объясняет их действия. Но, у этого образа в спектакле нет речевой характеристики. Почему Вы лишили его «права голоса»?

– Да, Демон у нас пользуется языком пластики. Это обусловлено тем, что он должен быть другой. Он не должен быть внутри истории. Если сейчас убрать его из спектакля, то мы увидим простую иллюстрацию «Онегина» А.С. Пушкина. Демон позволяет нам посмотреть более ярко, более остро на ситуацию. Он ведет нас по сюжету и позволяет понять, почему так произошло. Нам он помогает. В конце концов, мы никогда не общались с Демоном, мы не знаем, как он говорит. Ощущается только его присутствие.

И не только понять. Присутствие этого персонажа позволяет нам ужать до нужного нам размера сценическое действие, то есть увеличивает динамику, но уменьшает объем. Если бы мы были в драматическом театре, то сцена Онегина с Татьяной могла бы длиться 20-30 минут. А мы это делаем за 2,5 минуты. В этом еще и великая сила искусства музыки. Она нам помогает сделать историю более лаконичной.

– Мюзикл точно следует за событиями романа, или зрителям ждать сюжетных неожиданностей, помимо появления Демона?

– Особенность нашей истории, в том, что она начинается и заканчивается не сценами, которые были у Пушкина, а после него. Онегина мы встречаем стариком, который страдает от своей прожитой жизни и хочет ее пересмотреть и встречаем такую же страдающую Татьяну. У людей с возрастом такие мысли возникают: «а что было бы, если бы». Тем более, когда они пересматривают историю, которую им транслирует Демон через шкатулку, которую сам и создает. Шкатулка символизирует круги ада.

Вместе с героями мы погружаемся в их историю, где они живут свою нормальную жизнь, а Демон в ключевые моменты меняет направление их мыслей и действий.

Например, в дуэли Ленского и Онегина, мы всегда думали, что Онегин оскорбил Ленского, а Ленский не мог не вызвать Онегина на дуэль, все из-за тех же существующих принципов и традиций. Но, мы забываем, что на тот момент это два лучших друга. Друзья так не поступают. В лучшем случае кулаками помашут, и все. Но, в то время сила общества, сила взглядов, которые человек прокручивает у себя в голове, была настолько мощной, что он был обязан друга вызвать на дуэль, иначе они не друзья. Но, Онегин выстрелил в Ленского, хотя оба этого не хотели. Так, значит Демон и есть – тот представитель судьбы, рока, который в определенный момент меняет направление мысли человека.

– Мы увидим персонажей в разные периоды жизни. Как костюмы будут отражать внутренний мир героев в разные периоды их истории, и будут ли? Планируете ли Вы придерживаться единого стилистического направления для всех героев, или создадите контраст между ними?

– Художественный подход к костюмам – это тоже философия, которая заложена в спектакле. Все костюмы традиционны, но и могут немного не соответствовать эпохе. Прекрасно соответствует эпохе сцена дня рождения Татьяны, на которой происходит объяснение с Онегиным. Но, все, что происходит до и то, что происходит после, мы немного расширили, чтобы показать, утрировать ситуацию. Если мы посмотрим на нашу жизнь, то мода развивается стремительно и меняется также – сегодня была одна мода, завтра – другая. Тогда, конечно, мода развивалась на протяжении нескольких десятилетий. Чтобы показать современному зрителю, как изменяется мир, мы прожили историю немного вперед – Онегин после долгой разлуки встречает Татьяну в более поздних, ампирных костюмах, причем – поздний ампир. Есть определенный ход мысли в этом направлении. Демон же, одет натурально, ­ в современном классическом стиле. Есть элементы готики в его одежде, потому, что этот персонаж готический, все-таки.

В цифрах это выглядит так: для постановки созданы 160 уникальных эскизов и сшиты более 200 костюмов.

Беседовала Елена Петайкина

 

 

 

" ["photo"]=> string(5) "84513" ["date"]=> string(16) "2025-11-07 10:40" ["state"]=> string(1) "1" } ["_related":"CActiveRecord":private]=> array(0) { } ["_c":"CActiveRecord":private]=> NULL ["_pk":"CActiveRecord":private]=> string(3) "279" ["_alias":"CActiveRecord":private]=> string(1) "t" ["_errors":"CModel":private]=> array(0) { } ["_validators":"CModel":private]=> NULL ["_scenario":"CModel":private]=> string(6) "update" ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL }