Пелагея Антипьевна Стрепетова вместе Модест Иванович Писаревым начинала свою актерскую карьеру на оренбургских подмостках.
Родители Стрепетовой и точная дата рождения Полины неизвестны, её ребёнком подкинули на крыльцо дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Стрепетова. В его семье она и была воспитана. Детство провела в Нижнем НовгородеС приёмными родителями девочке определённо повезло. Антип Григорьевич Стрепетов был человеком, что называется, редкой души, разве что увлекался водкой, которая в конце концов и свела его в могилу. Приёмная мать Елизавета Ивановна слыла даровитой актрисой, обладательницей неплохого сопрано, и одновременно дамой высоких моральных качеств. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в в крепостном театре Д.Л. Шепелева .. Пела в опере. Так что в семье культивировали любовь к сцене, но бдительно ограждали детей от закулисной грязи. Но Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. Впечатление на эмоциональную девочку произвело выступление гастролирующей в Н. Новгороде московской знаменитости Л.П. Никулиной- Косицкой Она стала своего рода эталоном для юной Стрепетовой, которая повзрослев, стала продолжательницей, созданной Никулиной традиции сочувственного, поэтичного изображения русской женщины, мечтающей и любящей, страдающей, а также отстаивающей свою любовь.Стрепетова впервые вышла на театральную сцену в в 1865 году в Рыбинске. Она не получила театрального образования, но многое восприняла от товарищей по сцене: ученицы А.С.Щепкина — А.И Шуберт , своего мужа — видного актёра М.И Писарева и других. Среди ранних ролей Полины Стрепетовой: Верочка («Ребёнок» Боборыкина), Софья («Перемелется — мука будет» Самарина, 1866). В первые годы пребывания на сцене Стрепетовой приходилось играть в драме, комедии, водевиле, оперетте («Фауст наизнанку», «Фру-Фру», «Прекрасная Елена» и др.).В сезоне 1875-1876 годов актриса в Оренбурге, блестяще играет Катерину в "Грозе" Островского. А впереди ее уже ждал Петербург. В 1876 году Стрепетова с большим успехом сыграла Лизавету на сцене Александринского театра в бенефисе актрисы Е.Левкеевой. Но на казенную сцену она была приглашена лишь через пять лет. Актриса, как всегда, работает на пределе, забыв и о семье, и о здоровье. Полина, известная уже всем как Пелагея Стрепетова, так эмоционально проживает судьбы своих театральных героинь, что на собственные страдания у нее не остается сил. "Да, главное, я хочу жить для сцены", - пишет она, возвращаясь в 1880 году в Москву и поступая в частный театр А.А. Бренко. Труппа этого театра была очень сильной, составленной из одареннейших актеров провинции. Коллектив имел обширный классический репертуар; большое место в нем занимали драмы русских авторов. Спектакли готовились тщательно, костюмы и декорации соответствовали стилю пьесы. В этом театре Стрепетова занимала самое видное место. Она играла свои любимые роли, в том числе Катерину и Лизавету. Спектакли с ее участием превращались в крупнейшие события театральной жизни.Последние годы жизни Стрепетова провела в Санкт-Петербурге. В 1895—1896 играла в Малом (Суворинском) театре и писала воспоминания, правда закончить их не успела.Полина Стрепетова была похоронена на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. В 1936 г. прах перенесён в Некрополь мастеров искусств