В этом году ректор Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор Борис Хавторин преодолел важный возрастной рубеж – 60-летие. Он полон сил, идей и творческой энергии. Об этапах жизненного пути и неотъемлемой части этого пути – становлении творческого вуза, которым он руководит со дня его основания, – в интервью юбиляра.
- Борис Порфирьевич, как Вы пришли в профессию?
- Моя мама очень любила музыку. И всех своих детей (а нас в семье трое) она в свое время отвела в музыкальную школу. Так, обе сестры и я выбрали музыку делом всей жизни. Закончив в 1969 году фортепианное отделение школы, я решил продолжить обучение в Оренбургском музыкальном училище. Пришли с мамой на консультацию, но преподаватели объяснили, что для пианиста у меня слишком короткие пальцы. И я поступил на теоретическое отделение. В то время оно считалось самым популярным и, соответственно, конкурс был самый большой. Но мне повезло, меня приняли. Вообще, я еще в школе очень интересовался историей, по сей день считаю себя историком, это мое.
После окончания Алма-Атинской консерватории я вернулся в родные стены. Работал преподавателем и по прошествии нескольких лет занял пост директора, в этом статусе отработав 16 лет. Стабильное училище было, одно из самых старейших в России. Меня избрали членом совета директоров – таковых тогда при министре культуры было всего восемь человек.
- Что еще желать молодому руководителю! Но Вы решили «через тернии к звездам»?
- Конечно! Это же были 90-е годы – пора расцвета демократии. Многие жесткие законы советского времени прекратили свое действие, появилась возможность открыть новое учебное заведение. Причем принимать решение должны были не федеральные структуры, а местные власти. Несколько училищ в стране решили перейти в другой статус, в том числе и мы.
- Долго ли пришлось убеждать вышестоящих руководителей и коллектив? Или идея была принята на ура?
- Убеждать пришлось. Культурой области в то время руководил Владимир Натанович Флейшер. Не с первого раза, но, подумав, он поддержал мою идею, озвучил ее губернатору Владимиру Елагину и убедительно заверил: «Не сомневаюсь, что все получится».
Очень заинтересованным лицом тогда оказался и Виктор Васильевич Ренев. В общем, представителей власти мне удалось убедить. Оставалось все согласовать с коллегами. Сразу скажу, мнения были неоднозначные. Коллектив волновало много вопросов: прежде всего, выслуга лет, получение профессиональной пенсии. Я обещал, что сохраню льготы (хотя в тот момент это было очень тяжело сделать законодательно). И обещание свое выполнил. Теперь могу сказать, что наш вуз единственный, кто этот важный вопрос решил в пользу преподавательского состава. Я сегодня очень благодарен своему коллективу, за то, что тогда они в меня поверили. Как я мог не выполнить своего обещания?! В настоящее время уже выработана законодательная база по этому вопросу на федеральном уровне. А 15 лет назад…
- Создать образовательное учреждение, которое по статусу становилось значительно выше прежнего. Достаточно ли было для института базы действующего училища?
- Да, что вы! Нет, конечно! Начинать пришлось все сначала: определять приоритеты, создавать материальную базу, обучать кадры. Мы решили, что первоочередная задача – кадры. Преподавателям колледжа была предоставлена возможность получить в родных стенах высшее образование. Необходимо было начинать заниматься и наукой. Мне, как руководителю высшего учебного заведения, пришлось показать пример – поступить в аспирантуру и сесть за диссертацию. Очень повезло с руководителем: Елена Борисовна Долинская – легендарная личность, очень много сделавшая для российского музыкознания. Она предложила мне заняться культурой родного Оренбуржья. Тема меня увлекла. Я начал работать в архивах Оренбурга, Москвы, Санкт-Петербурга. И, конечно, гигантскую помощь получил от родного коллектива, ректората. Если бы не мои соратники, не знаю, что бы я успел сделать. А сделать пришлось немало, по крупицам воссоздавая прошлое края. Через два года защитил диссертацию по искусствоведению и стал первым кандидатом, а затем и первым доктором искусствоведения в нашем институте. Сейчас выросла уже целая плеяда кандидатов искусствоведения.
В 2004 году открыли и свою аспирантуру. В основном здесь обучаются наши выпускники, преподаватели. Сейчас у нас практически вся молодежь охвачена наукой, все будут защищаться, это поднимет научный уровень и в образовательной политике со студентами.
Думаю, что если бы в свое время я не взял эту высоту, не защитился, у нас бы этого не было. Ну, по крайней мере, в таких масштабах. Мне верят, за мной идут.
Кстати, в стенах нашего института уже давно проводятся научные конференции. Мы даем возможность и преподавателям, и студентам услышать лекции профессоров, востребованных во всем мире. Елена Долинская, Татьяна Зайцева, Инна Ромащук, Евгения Скурко, Александр Демченко – это выдающиеся деятели отечественной музыкальной культуры, науки и образования. Так что в вопросе творческого и научного роста мы действительно предоставляем нашим студентам, преподавателям, аспирантам огромные возможности для реализации.
А вот материальная база – проблема, которая пока находится в стадии решения. Но мы прикладываем максимальные усилия и не стоим на месте.
- Борис Порфирьевич, в Вашем вузе развиваются три направления: музыкальное, библиотечное и театральное. С музыкальным понятно, оно было первым. А как формировались другие?
- Собственно, одновременно с музыкальным. Причем, если библиотечная кафедра не вызывала у меня каких-то тревог, то театралы… В общем, проблем было хоть отбавляй! Но зато теперь театральная кафедра у нас одна из лучших. Студенты постоянно выезжают на фестивали, конкурсы и возвращаются с победой. Это уже, можно сказать, традиция.
Мечтаю превратить наш театр музыкальной комедии в музыкальный театр (это несколько разные понятия), а лучше всего открыть оперный. Здесь есть свои трудности: помещение и материальная база. Проблему с кадрами мы бы решили. Но пока это только мечты.
- Несколько лет тому назад на базе ОГИИ был реализован международный инновационный проект еще по одному направлению - музыкотерапии. Это тоже Ваша осуществленная мечта?
- Да, практически уже реальность. Проект разработан совместно с немецким Институтом музыки и театра из города Гамбурга. В течение двух лет слушателям курсов читал лекции и проводил семинары Ганс-Гельмут Декер-Фойгт – профессор, магистр искусств по специальности «терапия с применением средств искусства», музыкальный терапевт, психотерапевт, писатель и журналист, директор Института музыкальной терапии при Высшей школе музыки и театра Гамбурга. Мы были первые в России, кто, правда, пока в качестве эксперимента, сделал первые шаги в развитии современной науки – музыкотерапии. Я думаю, что со временем у нас это направление тоже будет одним из основных. Во всяком случае, это требование времени.
- Институт носит имя отца и сына Ростроповичей. Мстислав Леопольдович называл Вас своим другом. Это дорогого стоит. Ведь не каждый ректор может похвастаться не то что дружбой, а мимолетным общением с великим музыкантом. Расскажите о Ваших встречах.
- Первая встреча состоялась в 1993 году, но она была очень короткой: у него был перенасыщенный график, поэтому обстоятельно поговорить не удалось. А потом, когда его визиты стали чаще, у нас с ним установились теплые отношения. Однажды я ему сказал, что у нас есть идея реорганизовать училище в институт, попросил разрешения присвоить «новорожденному» вузу имя Ростроповичей. Он ответил, что если будет такая честь ему представлена, то он не возражал бы. Особенно потому, что Оренбург – «великий город в его судьбе»: с ним связана жизнь деда, бабушки, матери, которая родилась в Оренбурге. Встреч было не так уж и много, но каждая из них, конечно же, незабываема. Мы с женой даже удостоились чести быть приглашенными на золотую свадьбу Ростроповича и Вишневской, а также на 70 и 80-летние юбилеи маэстро.
- Я знаю, в Вашей жизни была еще одна очень интересная встреча - с французским писателем Морисом Дрюоном…
- Дело в том, что Морис Дрюон тоже имеет оренбургские корни, поэтому он приезжал в наш город. Ему очень понравился фольклорный ансамбль музыкального колледжа, и мы получили приглашение посетить резиденцию великого французского писателя в Аббатство Фэс. Это недалеко от Бордо, в долине, где выращивают виноград, делают знаменитое вино. На приеме Морис Дрюон представил наш коллектив, объявив, что этот казачий ансамбль с родины его отца – из российского города Оренбурга. Ребята исполнили сорокаминутную программу. Должен с гордостью сказать, что наши артисты произвели настоящий фурор. Гости были в восхищении.
- В 2005 году Вы были признаны лауреатом программы «Лидер ХХI столетия» и приглашены на торжественную церемонию вручения престижной международной награды «Ордена Сократа» в Оксфордский университет. И даже объявлены «Выдающейся личностью ХХI столетия»! Расскажите об этом.
- Получать награды всегда приятно! Тем более такого высокого уровня. Естественно, это еще и обязывает. Приятно было и то, что представилась возможность побывать в Оксфордском университете, в присутствии профессуры, руководства всемирно известного учебного заведения выступить с докладом на конференции, рассказать о нашем институте, регионе, его достижениях. Вот это, на мой взгляд, было главное. Мне кажется, у меня получилось.
- Ну, что же, определенный этап жизни пройден и пройден более чем достойно. В настоящее время Вы - ректор, профессор кафедры истории и теории музыки, доктор искусствоведения; действительный член Петровской академии наук и искусств, главный редактор журнала «Оренбуржье музыкальное»; а еще - член Союза композиторов и Союза журналистов России, заслуженный деятель искусств РФ; избраны в Общественную палату области. Сделано много, а что предстоит?
- Предстоит, наверное, еще больше! Зачем живем? Надо же что-то сделать для Оренбуржья, для России. Вуз состоялся. У нас есть музыкальная школа, колледж, аспирантура. Пора создавать учебный академгородок, в котором будет все. Может быть, это будет здесь, на нашей территории, нужно предусмотреть и спортивные, и концертные залы, а в камерном – разместить орган. Это моя мечта. Хотелось бы институт превратить в академию искусств и культуры с полным набором направлений и, конечно же, достойной материальной базой. Если мы поднимемся на этот уровень, то у нас не будет проблем ни с творческими, ни с управленческими кадрами. Вот это я вижу в перспективе и готов этим заниматься. Надеюсь, что получится.