Сергей Колычев " Где родился Карамзин?"
Где родился Карамзин?
Человек, который по известному выражению Пушкина открыл древнюю Россию, как Колумб открыл Америку, оставил потомкам историческую загадку. И вот уже почти два столетия минувших со дня его смерти ученые никак не могут определиться с местом рождения великого историка и одного из основоположников русского литературного языка.
Для Оренбуржья этот вопрос не праздный. Н.М. Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года (умер в 1826 г.). Изучив литературу и заглянув в интернет, вы встретите две главные версии места рождения Николая Михайловича – Михайловка Бузулукского уезда Оренбургской (с 1851 года Самарской) губернии и Знаменское Симбирской губернии. В 2011 году на канале «Культура» прошло несколько замечательных передач, посвященных Карамзину, где как само собой разумеющееся, озвучивалась «Симбирская версия». Но не все так однозначно. И более того, до революции многие историки полагали, что историограф Российской империи родился все-таки в Оренбургской губернии. Об этом я хочу рассказать подробнее.
В 50 километрах к северу от Бузулука и поныне располагается село Преображенка (Карамзиха, Михайловка тож), которое в 1750-х годах основал Михаил Егорович Карамзин.[РГВИА Ф. 414. Оп.1. Д. 333] Там до сих пор стоит каменное здание старинной церкви. Село, надо сказать, не бедствует, ибо в нем работает одно из крупнейших и успешных хозяйств Бузулукского района – СХА им. Дзержинского. Село основано на заре русского Оренбуржья. Первый наш губернатор И.И. Неплюев в 1750-ые годы добился от правительства разрешения выделять землю офицерам, служившим на юго-восточной границе империи. Так, неподалеку от Бузулукской крепости и появились сначала как деревни Карамзиха, Державино и др. Основатели – отцы будущих знаменитостей. Чего стоит, например имя Гаврилы Романовича Державина, еще одного из столпов русской культуры, первого министра юстиции империи. В Державине ждет реставрации церковь, построенная поэтом.
Точная дата основания Карамзихи нам неизвестна. Академик Петр Петрович Пекарский сообщал, что земли М.Е. Карамзину были выделены по указу Оренбургской губернской канцелярии от 14 июля 1752 года. (Пекарский П.П. «Старинное известие об имении Карамзиных: село Михайловское-Преображенское»//Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву с примечаниями и указателем составленными Я. Гротом и П. Пекарским. СПб.1866. С.457.).В том случае если речь идет именно о землях, где впоследствии и была заселена Карамзиха, в том же 1752 году Михаил Егорович вряд ли начал бы переселять своих крестьян. Это могло случиться, как минимум на следующий год. То есть в 1753 году, а то и позже. Так или иначе, на карте Самарской дистанции крепостей, составленной Петром Ивановичем Рычковым, датированной 1759 годом, Карамзиха уже значится. В любом случае – это одна из первых русских деревень в Оренбуржье (в современных границах региона).
Основатель и первый владелец населенного пункта симбирский помещик, капитан Карамзин Михаил Егорович (умер в 1782 г.), сын полковника Егора Петровича (1669-1763 гг.). Карамзины - русский дворянский род, происходивший от жившего в конце XVI в. Семена Карамзина. Отечество благодарно Карамзиным за их почти непрестанную ратную службу. Исследователь В.В. Сиповский писал: «история этого рода, довольно сбивчивая, местами темная, тесно связана с Поволжьем. Это был мелкий дворянский род, сначала даже с трудом существовавший. Только царское жалованье поддерживало его. Талантами особенными никто из предков Карамзина не выделился, — все они были рядовыми слугами Русской земли». (Сиповский В.В. О предках Н.М. Карамзина // Русская старина, 1898. – Т. 93. - № 2. – С. 431-435. – Сетевая версия – И. Ремизова 2006.)http://mikv1.narod.ru/text/Sipovsk_RS98t93n2.htm Дата обращения 9 января 2012 г.).До революции род Карамзиных был внесен во II, III и VI части родословных книг Курской, Нижегородской, Оренбургской, Самарской и Симбирской губерний. Первая жена М.Е.К. – Пазухина Екатерина Петровна. От этого брака родились дети Василий, Николай и Федор. Овдовев, М.Е.К. женился на Дмитриевой Евдокии Гавриловне. От этого брака родились дети: Александр и Марфа.
Знаменитый историк М.П. Погодин привел такую характеристику на Михаила Егоровича: «простой сельский дворянин, о котором не осталось ни чего замечательного в памяти, жил обыкновенно в деревне и женат был два раза». (Погодин М.П. «Николай Михайлович Карамзин»// Москвитянин. Ч.2.№3. Москва. 1846.). Пусть так. Однако, имя этого человека все же примечательно длянам, так как он являлся одним из тех людей, которые осваивали Оренбуржье, в качестве офицера, и в качестве землевладельца. И уже только этим достоин нашей памяти. После смерти, он оставил в качестве недвижимого наследства несколько населенных пунктов: 1) Симбирского наместничества, Сенгилейской округи, село Знаменское (Карамзино тож); 2) Уфимского наместничества, Бугурусланской округи деревня Ключевка; 3) Уфимского наместничества, Оренбургской волости, Бузулукскаго округа, село Преображенское (Михайлово тож); 4) оставшееся ему от второй жены Симбирского наместничества, Сызранской округи село Богоявленское. Симбирское село Знаменское поделили между старшими братьями на три части. Оренбургские владения – село Преображенское отдали Василию и Федору, а деревню Ключевку отдали Николаю.(Сиповский В.В. О предках Н.М. Карамзина // Русская старина, 1898. – Т. 93. - № 2. – С. 431-435. – Сетевая версия – И. Ремизова 2006.)http://mikv1.narod.ru/text/Sipovsk_RS98t93n2.htm Дата обращения 9 января 2012 г.).Но о дальнейшей судьбе Бузулукского села – позднее.
Теперь поговорим о дискуссии вокруг места рождения историографа. Она началась практически одновременно с общественным увековечиванием его светлой памяти в первой половине XIXвека. Это движение инициировали друзья, соратники и почитатели таланта Николая Михайловича. Дворяне Симбирской губернии вознамерились воздвигнуть достойный памятник Н.М. Карамзину – общественную библиотеку с его бюстом. Одними из первых средства пожертвовали такие деятели нашей культуры, как А.С. Пушкин, И.А. Крылов, Д.В. Давыдов. Наш современник, Ульяновский краевед Ж.А. Трофимов подробно описал эту историю в своих работах и тщательно изучил вопрос о месте рождения Н.М. Карамзина.
Как истинный патриот своей малой Родины, он обосновывает симбирскую версию. (Трофимов Ж.А. Симбирск и симбиряне: Исторические и литературные поиски. Ульяновск. 1997. С.С. 111-128.). Для этого у него есть все основания и даже больше… Сам Н.М. Карамзин написал, что родился 1 декабря 1866 года в Симбирской губернии. Он сообщил об этом в автобиографической справке, составленной по просьбе митрополита Русской Православной Церкви Евгения (Болховитинина), историка русской литературы (и друга Г.Р. Державина) для «Словаря русских светских писателей». Казалось бы, о чем еще говорить, что может быть достовернее собственноручного признания? Но опять же, не тут-то было…
М.П. Погодин в «Похвальном слове», историографу, произнесенном в Симбирске в 1845 году, без всякой конкретизации указал губернию, как место рождения Николая Михайловича (сведения были взяты из автобиографической справки). В ходе же первого выступления ученого конкретизировали, назвав село Богородское, а на следующий день уже была названа Карамзинка. М.П. Погодин был озадачен и попросил доставить ему точные сведения. И вот пошла писать губерния…На призыв историка первыми откликнулись родственники. В тоже время издатель «Москвитянина», как опытный специалист всерьез заинтересовался биографическими данными Н.М.К., и критически рассмотрев дату его рождения, пришел к убедительному выводу, что тот родился не в 1766, а в 1765 году. То есть историограф ошибся (неосознанно надо полагать)… У М.П. Погодина (а его в научной деятельности отличало очень тщательное изучение первоисточников, что признается и поныне) не оставалось в этом ни каких сомнений. В этой же статье он также сообщал: «Родился он (Н.М.К. – прим. С.К.) в селе Карамзинке, в 30 верстах от Симбирска, по известию, сообщенному от Надежды Никитичны Ознобишиной, родной племянницы покойного Николая Михайловича».(Погодин Н.П. «Несколько замечаний к первой статье о Карамзине»// Москвитянин. Ч.2.№4. Москва. 1846.).
А вот дальше начинается самое интересное! Известный поэт Н.М. Языков сообщал, что Николай Михайлович по свидетельству его еще здравствующего брата, Александра Михайловича, «родился Оренбургской губернии в Бузулукском уезде». Об этом же, и также со ссылкой на А. М. Карамзина писала Наталья Ивановна Дмитриева, сестра известного поэта-баснописца Ивана Ивановича Дмитриева. Она же сообщила такие подробности семейных преданий, которые ни До ни После сообщить не мог уже ни один участник дискуссии: «что может быть вернее моей справки о родине Николая Михайловича от его родного брата. У него в книге записано рождение целого их семейства, кто где родился. Это истинно, что Николай Михайлович родился в Оренбургской губернии, в селе Михайловка, Преображенское тож. В Карамзинке родился меньшой его брат, сын моей тетки, Александр, а от первой жены дети все родились в Оренбургской губернии(прим. С.К.). Отец мой всегда смеялся, говоря своему племяннику: братья твои родились в Оренбургской губернии, кругом башкир, и ни который не похож на башкира, а особенно Николай (у которого белизна лица была необыкновенная), а ты родился около Симбирска и черен, как азиатец».(Погодин Н.П. «Несколько замечаний к первой статье о Карамзине»// Москвитянин. Ч.2.№4. Москва. 1846.). Ну как не прислушаться к такому мнению?
Александр Михайлович Карамзин, родился в 1770 году, а умер где-то после 1846 году. Вот как его описывал в «Детских годах Багрова-внука» Сергей Тимофеевич Аксаков: «Карамзина все называли богатырем; и в самом деле редко можно было встретить человека такого крепкого могучего сложения. Он был высок ростом, необыкновенно широк в плечах, довольно толст и в тоже время очень строен; грудь выдавалась у него вперед колесом, как говорится; нрав он имел горячий и веселый; нередко показывал он свою богатырскую силу, играя двухпудовыми гирями, как легкими шариками… я думал в тоже время, какой бы чудесный рыцарь вышел из Карамзина, если б надеть на него латы и шлем и дать ему в руки щит и копье.». (Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Москва. 2007. С.С. 482,483.). Опубликованы письма Николая Михайловича к своему младшему брату, которые показывают сколь тесная привязанность была между ними, а кроме того в семье историографа проживали дети А.М., которые учились и служили в Санкт-Петербурге. Согласитесь, ссылки на мнение родного брата историографа, прозвучавшие из двух источников весомое доказательство о месте его рождения. Ни чего подобного у сторонников «Симбирской версии» нет и в помине.
Очередное свидетельство о месте рождения Н.М. Карамзина написал один из авторов Самарских губернских ведомостей К.Г. Ивлентьев в 1852 году: «…Михаил Егорович Карамзин езжал в Михайловку из своей Симбирской деревни хозяйничать и охотиться. В один из таких приездов супруга его разрешилась Историографом, который отсюда увезен в Симбирское имение». Вот как Константин Григорьевич описывал саму Михайловку: «Стоит при двух ключах, из коих образован пруд, и замечательно своим прекрасным местоположением. В ней крестьян 200 душ, две церкви и некогда был большой господский дом с садом и оранжереями. В доме была значительная библиотека старых книг, между коими хранилось полное собрание оригинальных произведений Карамзина. В этом доме родился Историограф, по уверению помещицы Карауловой, не так давно скончавшейся в преклонных летах, которая коротко знала всю фамилию Карамзиных». (Ивлентьев К. « Несколько слов о месте рождения историографа Карамзина»//Самарские губернские ведомости. Неофициальная часть. 22 марта 1852 г. С.С. 165, 166.).
Обратим внимание на слова К. Ивлентьева (не обращаясь пока к личности автора) о большом доме. Такие дома, да еще с оранжереями не строят во второстепенных владениях. Михаил Егорович вкладывал в Бузулукское имение серьезные средства, заложил здесь две церкви. Одну, наименовал во имя Святителя и Чудотворца Николая. Тем самым, он по древней благочестивой традиции мог увековечить место рождения сына Николая, обращаясь к его святому покровителю. Открыв клировые записи по благочинию города Бузулука за 1837 год, в которое входили и сельские приходы мы прочтем что эта церковь построена в 1776 году «тщанием покойного майора Михаила Карамзина» (ГАСО Ф. 32. Оп. 14. Д. 5.Л. 36).
Отметим, что празднование «Николы зимнего» приходится, на 6 декабря, то есть на начало того же месяца в котором и родился Николай Карамзин. Нельзя совершенно исключать молитвенное призывание Карамзиным-старшим одного из самых почитаемых на Руси святых во дни рождения сына. Благополучное разрешение супруги от родов и здравие младенца (имя которому очевидно дали по святцам) могли послужить и рождению обета, который Карамзин-отец мог принести Святителю Николаю, обещая построить храм в его честь. Можно полагать и то, что Николай Михайлович принял на бузулукской земле Святое Крещение. В то время неподалеку от села действовало несколько православных храмов. В том же Державине, Ляхове и в самом Бузулуке.
Можем предположить также, что Михаил Егорович желал сделать саму Михайловку своим новым родовым гнездом. Места, надо сказать, располагали для хозяйствования, охоты и услаждения человеческого взора. Рядом высился могучий сосновый бор, была возможность недорогого расширения земельных владений. Также подбиралось и недурственное общество, несравнимое конечно с обществом Симбирским, в котором общались знакомые, а часто и роднившиеся в нескольких поколениях дворянские семьи.
Но вернемся к дискуссии. Она продолжилась в 1857 году, когда Михаил Дмитриев со ссылкой на племянника историографа, «подтвержденное другими лицами» (впрочем, имя этого племянника, как и других лиц, он не назвал) опубликовал «вернейшее известие», которое просил принять «за окончательное решение о месте рождения нашего историографа». М. Дмитриев сообщал, что Н.М. Карамзин родился Симбирской губернии, того же уезда в деревне Карамзинке (Знаменском). «Некоторые полагали, что он родился в оренбургской губернии; но это решительно не верно. Оренбургская деревня, которую считали местом рождения, именуется Преображенское, она же и Михайловка, тогда еще не была заселена: тут была в 1765 году степь. Я желал бы, чтоб будущие биографы Карамзина приняли это, к сведению, как окончательное решение вопроса о месте рождения нашего историографа». (Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти // Дмитриев М.А. Московские элегии. - М.: Московский рабочий, 1985. -- С. 141--302.Цит. по http://az.lib.ru/d/dmitriew_m_a/text_0080.shtml).В качестве второго доказательства М.А. Дмитриев приводил семейное предание о том, что мать Николая Михайловича, будучи беременной Федором в 1767 году находилась в Симбирской Карамзихе, и по причине своей беременности не могла видеть императрицу Екатерину II, которая была в губернском городе. (Там же).
Петр Пекарский, основательно поработав в столичных архивах, посвятил опровержению статьи М.А. Дмитриева и вообще поддержке «Оренбургской версии» целую статью. (Пекарский П.П. «Старинное известие об имении Карамзиных: село Михайловское-Преображенское»//Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву с примечаниями и указателем составленными Я. Гротом и П. Пекарским. СПб.1866. С.457.).Он убедительно доказал, что Преображенское было основано еще в 1750-ые годы, да к тому же разыскал сведения о том, что соседом Карамзиных был помещик Александр Кудрявцев (откуда то было известно, что Александр Кудрявцев являлся крестным отцом Николая Михайловича). На этом, собственно все и завершилось. Все дальнейшие исследователи жизни и творчества историографа только лишь придерживались той или иной точки зрения, или как это происходило чаще всего, сообщали об обеих. Статья П. Пекарского была опубликована в 1866 году, то есть спустя 101 год со дня рождения Н.М. Карамзина.
Наш современник и уважаемый исследователь Жорес Александрович Трофимов (род. в 1924году) краевед, кандидат исторических наук, участник Великой Отечественной войны, автор более 30 книг об известных уроженцах Симбирской губернии, в т. ч. о членах семьи Ульяновых), поднял источники и внимательно рассмотрев их, добавил к вышесказанному очень важную информацию о том, что земельные владения Александра Кудрявцева и Михаила Карамзина граничили друг с другом и в Симбирской губернии. Он не только утверждает «Симбирскую версию», но и вообще пришел к выводу, что историограф родился в самом Симбирске. О чем, кажется, не указывал не один из дореволюционных авторов. Отдельному рассмотрению подверглось и вышеприведенное сообщение К.Г. Ивлентьева, которое он назвал «тенденциозным и малодостоверным». Но недавно открывшиеся обстоятельства из жизни Константина Григорьевича Евлентьева (творческий псевдоним Ивлентьев) и взгляд на его жизнь заставляют очень серьезно отнестись к его мнению. И пусть это будет вкладом современных бузулукских краеведов в защиту «Оренбургской версии».
В большинстве работ сообщается, что К.Г. Евлентьев родился в 1824 году в Оренбурге, или попросту не указывается место его рождения (и здесь некая тайна окутывает это обстоятельство… Известно, что Константин Григорьевич учился в Оренбургской гимназии, но, не закончив ее, отправился в Казань, где держал экзамен и стал учителем. Он служил в уездных и приходских училищах: Самарской, Казанской, Петербургской, Олонецкой и Псковской губерний, а с середины 60-х годов - архивариусом Псковского окружного суда. (Медников М.М. «Константин Григорьевич Евлентьев»//Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. №22. Псков. 2005. С. 206. http://www.derjavapskov.ru/reg/regpsknaukpraktjurnal/2251/) И где бы ему ни приходилось жить и работать, К.Г. Евлентьев много и упорно исследовал местную старину, публиковался в губернских изданиях.
Но началось все с Бузулука. Нам в наследство остались работы, значение которых трудно переоценить: «Сказание о Бузулуке», «Об иконостасе Смоленской церкви в с. Державино», «О храме в с. Могутово». (Ивлентьев К. «Сказание о Бузулуке»//Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. № 4. 14 октября. 1850;Он же. «Бузулук»//Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. № 29. 22 июля 1850 года. Л.Л. 142,143.). В Казанской губернии он нашел могилу жены известного петровского сподвижника Александра Меньшикова, кроме того этот неутомимый исследователь посетил развалины древнего города Болгар и составил свои соображения по поводу его сохранения и музеефикации. Им был написан подробный план, который обсуждали на Iархеологическом съезде. Увы, но этому проекту не суждено было сбыться, но время показало, как стратегически верно мыслил наш земляк. В 1969 году там был образован музей-заповедник, а уже в XXIвеке экс-руководитель Татарстана Минтимер Шаймиев, возглавил фонд восстановления уникального историко-археологического памятника и теперь там полным ходом идут восстановительные работы.
Талант Константина Григорьевича раскрылся во всей полноте на Псковской земле. Еще в городе Острове он провел свои первые исследования по истории примечательных мест Северо-Западной Руси, но вскоре его перевели в Псков на должность архивариуса окружного суда (надо думать при содействии Б.П. Обухова, бузулукского помещика, бывшего Самарского губернатора, который в 1867 году губернаторствовал в Пскове). Там К.Г. Евлентьев прожил около двадцати лет и вместе со своими единомышленниками стоял у истоков действующих ныне областной библиотеки и государственного музея-заповедника.
Работы К.Г. Евлентьева получили известность в научных кругах. Его избирали членом Московского археологического общества, секретарем Псковской археологической комиссии. В трудах Псковского археологического общества были помещены материалы для биографии К.Г. Евлентьева с портретом и список печатных работ, опубликованных во Пскове. Он исследовал местные достопримечательности, бродил по городским подземельям, находил и спасал древние рукописи. Книги не хватит, чтобы описать всю его деятельность. Очевидно, ему принадлежит право открытия такого знакового палеографического памятника XIIIвека как: «Слово о погибели земли Русской». Что и говорить, К.Г. Евлентьев был краеведом Божией милостью. В 1878 году великие князья Сергей Александрович и Павел Александрович за участие в раскопках псковских курганов пожаловали ему золотую, украшенную драгоценными камнями булавку. Несмотря на столь достойный жизненный путь, он скончался в одиночестве и болезнях в Санкт-Петербурге.
Закономерно, что в свое время, К.Г. Евлентьев не остался в стороне от дискуссии о месте рождения великого историка Н.М. Карамзина. Но, ни кто не знал, насколько информированным человеком он являлся… Что заставляло его переменять места жительства, что искал он вдали от родного дома? В обширной литературе, посвященной нашему земляку, я не встретил ни одного упоминания об этом. Но совершенно ясно, что родина неизбывно жила в его сердце. В 1874 году в «Псковских губернских ведомостях» К.Г. Евлентьев писал: «Сегодня выпал снег… Местная зима мне напомнила суровые, и вместе с тем, великолепные зимы моей далекой родины – Самарской губернии» (с 1851 по 1934 года Бузулук находился в составе Самарской губернии). Ну что же… Пришло время поднять завесу над тайной его рождения.
Как я уже говорил, долгое время о месте рождения Константина Григорьевича не было ни чего известно. Несколько лет назад старейший самарский краевед, профессор А.И. Носков сообщил мне, что, по обнаруженным им материалам К.Г. Евлентьев значился бузулукским мещанином. После этого сообщения я приступил к активным поискам. На помощь пришел бузулукский краевед Н.М. Макаров, который сказал, что встречал в описях фондов Государственного архива Оренбургской области заголовок дела «О выдаче паспорта бузулукскому мещанину Евлентьеву». Правда, рассуждая на эту тему, он сказал, что в ревизских сказках Бузулука такой фамилии ему не встречалось. Это конечно огорчило нас, но мы объединили усилия и спустя, впрочем, продолжительное время разыскали искомое дело. (ГАОО Ф. 173. Оп. 8а. Д.190?).Когда я приступил к его изучению, то окончательно уяснил, почему о родословной К.Г. Евлентьева так малоизвестно…
Привожу свидетельство священника Григория Костычева, написанное им в 1828 году и подшитое в дело о выдаче паспорта Г.К. Евлентьеву для поступления в Оренбургскую гимназию: «Сим свидетельствую, что Оренбургской епархии, Бузулукского уезда с. Карамзина, по Духовному ведомству, церкви Преображения Господня; господина коллежского асессора Федора Михайловича Карамзина у крепостной его девицы Агафьи Спиридоновой родился сын Константин, который молитвован и крещен 1824 года декабря 18 дня. Восприемником был священник Григорий Костычев и села Карамзина, г. Ф.М. Карамзина, дочь Александра Федоровна». (Там же.Л.2.). Сам Константин Евлентьев писал в прошении: «Родился я от девицы Агафьи Спиридоновой Евлентьевой – мещанки г. Бузулука». (Там же.Л.1.). В этом же деле приведены и другие сведения. В 1827 году матери Константина – Агафье 30 лет от роду и у нее четверо детей. Старшему Модесту – 9 лет, Софье – 5 лет, Косте – 3 года, а младшей дочери Лидии – 2 годика. По батюшке все они записаны Григориями, то есть по имени священника, который их и крестил. Как мы видим, мать краеведа – вначале крепостная, а потом значится уже в сословии свободных людей – мещан г. Бузулука. И, что немаловажно, родился он в с. Карамзине-Преображенке (то есть там же, где по его последующим изысканиям родился Николай Михайлович Карамзин).
Все это позволяет сделать осторожный вывод, что Константин Григорьевич, незаконнорожденный сын Федора Михайловича Карамзина, появившийся на свет в результате не случайной, а многолетней связи барина со своей крепостной девицей, которой он потом дал вольную. В тоже время законная дочь Ф.М.К. Александра, являлась крестной матерью своего малолетнего брата. Выходит, что Константин Евлентьев – родной племянник великого историка Николая Карамзина и возможно, находясь под влиянием деятельности своего дяди, он и увлекся историческими исследованиями. Прошение о поступление в гимназию Константин пишет самостоятельно, красивым и уверенным почерком, человека привыкшего работать пером. Опять же для обучения в гимназии нужны средства. Так же можно полагать, что о незаконной связи Федора Карамзина была осведомлены многие дворянские дома Бузулукского уезда. Константин, хорошо знал фонды местного архива, уезд, много по нему путешествовал, обращая особое внимание на достопримечательные места. Несомненный исследовательский и публицистический талант, а также знание родного края проявились уже в его первых публикациях. У К.Г.Е. были близкие знакомые в Бузулуке, его приняли в редакции Оренбургских губернских ведомостей, где он и публиковал свои очерки. Так что К.Г. Евлентьева можно назвать не только краеведом, но и одним из первых оренбургских и самарских журналистов. В любом случае его заслуги в этих областях несомненны.
Будучи незаконнорожденным сыном помещика и крепостной, он не мог не испытывать на себе и трагедию своего положения, вероятно, поэтому Константин Евлентьев и покинул родной край. Итак, принимая во внимание все вышеприведенные сведения о жизни и деятельности К.Г.Е., мы имеем все основания с полной серьезностью отнестись к его публикации о месте рождения Н.М. Карамзина и не считать ее «малодостоверной и тенденциозной». Добавлю еще, что заслуги этого замечательного краеведа были отмечены после его смерти и в Пскове, столь знаменитом в России на исторические события и лица теперь есть улица, названная его именем. Так что в роду Карамзиных на историческом поприще отличился не только Николай Михайлович. Но даже если Н.М.К. и К.Г.Е. не являлись родственниками, изыскания последнего не утрачивают своей ценности.
Подведем итоги. В дискуссии о месте рождения Н.М.К. принимали участие, главным образом его родственники по второй жене отца, потом к процессу подключились известные историки и краеведы. Изучив опубликованные сведения несложно убедиться, что свидетельства в пользу «оренбургской версии» изобилуют подробностями семейных преданий и не менее серьезно разработаны в краеведческом аспекте.
В чем я убежден, или же имею смелость говорить об этом, так это то, что дискуссию о месте рождения НМК могут продолжить краеведы (что прекрасно продемонстрировал Ж.А. Трофимов), не только пристально изучающие архивные документы и литературные источники, но и которые непосредственно, опытным путем исследуют пространство родного края… Его предания и легенды, топонимику, старинные дома и церкви, человеческие судьбы.
Вряд ли наш великий историограф знал, сколь серьезно последующие поколения историков и литераторов будут изучать его биографию. Конечно точку в вопросе о месте рождения Н.М. Карамзина могла бы поставить запись в метрической книге того прихода, где он был крещен. Но книг того времени в Оренбургских архивах не сохранилось, как не сохранилось их и Национальном архиве Республики Татарстан (в 1765-66 гг. Бузулукский округ находился в церковно-административном подчинении Казанской епархии). Но насколько известно таких записей не найдено и в Симбирске (Ульяновске). Дискуссия так и остается незавершенной… В то же время хочу особо отметить. В чем я нисколько не сомневаюсь, так это в том, что духовной родиной Н.М. Карамзина является Симбирск, где он провел детские и отроческие годы. Однако светом своей искренней любви к Отечеству и заслуженной славы он благословил и нашу землю, где служил его отец, где жили его любимые братья и куда он писал полные братской привязанности письма. И это нам еще предстоит осмыслить.
Бузулук, 2012 г.
Сергей Колычев (на правах рукописи)
Перепечатка и использование с разрешения автора