05 июня, 12:00
В этот день, 5 июня 2008 года, студенты Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей представили свой дипломный спектакль на международном театральном фестивале «Твой шанс» в Москве. Это был первый выход будущих артистов на московскую фестивальную сцену. Теперь все они уже более десяти лет являются артистами разных театров. Имена же Дмитрия Воропаева, Радика Дибаева и Марселя Рахматуллина украшают афиши оренбургских театров и хорошо известны нашему зрителю.
О том, как проходил волнительный момент первого выхода на московскую сцену, о режиссерском прочтении текста Рифкатом Исрафиловым мы прочитали в материале Марии Рябцевой от 2008 года. Вспоминаем вместе.
Александр Вампилов стал классиком драматургии советского времени не смотря на то, что драматургическое наследие, оставленное им невелико: четыре многоактные пьесы, три одноактные да небольшой сборник рассказов. Жизнь молодого драматурга оборвалась накануне его тридцатипятилетия.
Можно строить много догадок о том, как сложилась бы его судьба в будущем. Думается, в нашем настоящем Александр Валентинович сумел бы разглядеть современника в ракурсе своей особенной театральной эстетики и тогда появились бы новые сарафановы, зиловы, колесовы. Впрочем, к чему догадки, когда герои Вампилова по-прежнему современны и близки нам. Художественный мир его произведений наполнен лирикой, грустью, искренностью человеческого чувства. Наверное, поэтому комедии Александра Вампилова оставляют в душе светлое чувство веры в добро, Человека и в то, что все будет хорошо!
Студенты 3 курса кафедры актерского мастерства Оренбургского института искусств им. Л.и М. Ростроповичей уже 3 года участвуют в эпизодах и массовых сценах спектаклей театрального репертуара, однако по-настоящему почувствовали себя артистами, сыграв героев Вампилова в дипломном спектакле «Старший сын». Спектакль в постановке художественного руководителя курса народного артиста РФ Рифката Исрафилова идет на Малой сцене Оренбургского театра драмы.
С героями конца 60-х годов прошлого столетия (время написания пьесы «Старший сын») юные артисты нашли немало точек соприкосновения. Темы и проблемы остались те же! Удивил своей органичностью в образе Сарафанова Марсель Рахматуллин. Молодой ученик оренбургской актерской школы создает своего героя из пауз, своеобразной мелодики речи, характерных движений человека, несущего на плечах бремя одиночества, неудач и семейных проблем. Но его Сарафанову важно сохранить и не предать свою мечту. В спектакле этот образ с первой до последней сцены растет и преображается. Задумчивый, потерявшийся, подавленный Сарафанов в первой картине с обретением своего старшего сына и при его поддержке осознает, что его работа на похоронах не постыдна, не предает его идеалов.
Бусыгин сформулировал просто то, что хотела уяснить для себя душа Сарафанова: «Людям нужна музыка, когда они веселятся и тоскуют. Где еще быть музыканту, если не на танцах и похоронах? По-моему, ты на правильном пути». Ради одной этой фразы Бусыгин должен был появиться в жизни Сарафанова. Манера исполнения Дмитрия Воропаева роли Бусыгина импонирует, прежде всего, своим выдержанным спокойствием. Медлительность в произношении фраз и ожидание ответов выделяет его в ансамбле героев пьесы.
Вампилов своих любимых героев наделяет качествами далекими от совершенства: Бусыгин способен на ложь, не практичен и не пунктуален, в принципе всегда готов к авантюре Однако все эти мелочи ему прощаются благодаря внутренней органике, чуткости и способности любить. Эти же качества становятся неким критерием для остальных героев произведения.
И экзамен на чуткость не проходят Сильва и Кудимов. Сильва (Руслан Хафизов) в студенческом спектакле получился не такой уж злодей. Да, он хулиган и балагур, поверхностен в чувствах - этакий прожигатель жизни ради приключения и удовольствия. Он ведомый. Сильва согласен поддержать компанию Бусыгина, явно уступая ему и в энергетике, и в интеллекте. Проявляет мужскую солидарность при каждой попытке Бусыгина покинуть дом Сарафанова и даже готов забыть симпатичную Макарскую (Екатерина Гисс, Юлия Тремаскина).
А в картине с приемом Кудимова (Николай Журавлев) дуэт Бусыгина и Сильвы весьма органичен и остроумен. Да, за душой у него нет того пути мучительных переживаний и раздумий, нет поиска и сочувствия. Однако, кажется, есть надежда, что купив новые брюки взамен обгоревшим и проанализировав для себя ситуацию, приключение с Бусыгинам не пройдет для него в пустую, что-то поймет, что-то отложится в памяти. Разоблачающие обман слова сказаны героем Руслана Хафизова скорее с интонацией обиженного ребенка, а не мстительного злодея. Кудимов в исполнении Николая Журавлева, пожалуй, получился самым громким (в буквальном смысле) в постановке персонажем.
Он - среднестатистический положительный молодой человек. Конечно, по словам Нины, звезд с неба не хватает, однако на него можно положиться. Его пунктуальность, принципиальность, честность, тем не менее, становятся не жизнеспособными в мире Сарафановых. Нет у него той самой чуткости, гибкости ума и сердца! Но Николай Журавлев, признав за своим героем отсутствие оных, все же заявляет необходимость трезвого взгляда на жизнь, когда время под контролем, составлен план на завтра и есть цель. И правда, это не так уж и плохо.
У Сильвы, например, ни плана, ни контроля, ни цели. Эти три молодых человека - типичные представители современной молодежи. И все-таки при всей принципиальности Кудимова и коммуникабельности Сильвы хочется видеть больше чутких фантазеров Бусыгиных. Нина (Светлана Горшенина, Екатерина Ильина) - девушка серьезная, но уже с каким-то надломом в душе. Может, она излишне груба вначале, в сценах общения с Васенькой (Радик Дибаев) и отцом, а затем с непрошеными гостями. Хотя это можно объяснить ее усталостью (ведь все домашние хлопоты на ней) и ощущением личной неудовлетворенности (отсутствие радости от предстоящей свадьбы).
Отец готов поддержать любое ее решение, Васенька слишком юн, чтобы давать дельные советы. Нина остается одна в принятии жизненно важного решения. И она бы его приняла, не случись судьбоносная встреча с Бусыгиным. Когда произошла искра между ними трудно сказать. В спектакле этот момент как-то не обозначен. Когда встретились их взгляды или когда впервые «брат» обнял «сестру»а может, когда Нина рассказала Бусыгину об их семейной тайне, что Сарафанов больше не работает в симфоническом оркестре?
Васенька Радика Дибаева вызывает умиление своей первой влюбленностью в Макарскую и то, с каким рвением и максимализмом он ее отстаивает. Макарскую удачно исполнили Екатерина Гисс и Юлия Тремаскина. Их героиня убедительна и в отношениях с юным воздыхателем, и в кокетстве с опытным красавцем Сильвой. Одиноким женщинам, жаждущим счастья в любви, трудно прожить, не испортив своей репутации? Но и она оказывается "сарафановской"!
В студенческой постановке вместо вампиловского Соседа появилась Соседка (Гульназ Чеплыгина) и ей нашлось, что сыграть, создав из эпизодического персонажа цельный приспособленческий образ в любых условиях выживания. Девушки же (Татьяна Ханжина, Татьяна Попова), из-за которых Бусыгин и Сильва опоздали на последнюю электричку, вышли как-то неестественно фривольными для конца 60-х, хотя, возможно, не привязываясь ко времени, они вполне могут быть и такими. Музыкальное оформление спектакля (Тамара Пикулева) дает нам возможность все "свидания в предместье" увидеть во вневременном контексте. Каждый герой пьесы Вампилова - носитель своей жизненной философии. Более глубокое постижение этих образов, наверное, у ребят еще впереди. Скажутся и опыт, и стремление к совершенствованию. Но уже сейчас, поддерживаемые педагогами, студенты - актеры чувствуют своих партнеров по сцене, "не вываливаются" из общего ансамбля спектакля, логически выстраивают путь преображения своих персонажей.
Автор: Елена Петайкина
Теги: Год театра, #Этотдень
Комментариев: 0