03 декабря, 09:55

#Этотдень В этот день 114 лет назад родился татарский театр

#Этотдень В этот день 114 лет назад родился татарский театр

3 декабря 1905 года открылся Оренбургский татарский театр. Именно в нашем городе появилась первая в стране труппа, играющая на татарском языке. Её организовал Ильяс Кудашёв-Ашказарский. «Родился я на железнодорожной станции Ново-Сергиевка Самаро-Оренбургской железной дороги», – значится в его автобиографии. После окончания Казанской школы он возвращается в Оренбург и предпринимает первые попытки создания труппы «Мусульманская драма и мелодрама». 

Небольшая, но сильная группа актёров-любителей с энтузиазмом взялась за постановку пьесы Островского «Ученье – свет, неученье – тьма». Ашказарский сам перевел её на татарский язык. Действие пьесы он перенес в татарскую среду, а всем персонажам дал татарские имена.

Труппа готовилась к премьере с полной самоотдачей. Были созданы декорации и костюмы, приглашён оркестр струнных инструментов, который в антракте должен был исполнять «восточные пьесы». Первая комедия на татарском языке игралась в один вечер со спектаклями на русском. Сначала труппа Кудашёва-Ашказарского должна была представить «Горе от ума» (в роли Чацкого – Кудашёв-Ашказарский). Во втором отделении – «Ревизора» тоже на русском языке. В этой пьесе постановщик играл Хлестакова. А после – «Свет и тьма» на татарском языке, так переименовали пьесу Островского «Ученье – свет, неученье – тьма». На десерт зрителей небывалой премьеры ждал показ «живых фотографий» братьев Люмьер.

Синематограф демонстрировал новые фильмы. День премьеры был назначен на 3 декабря 1905 года. Организаторы продумали всё до мелочей. Например, бельэтаж Городского театра, предназначался для женщин-мусульманок и был оснащён «вуальными» шторами, позволяющими скрывать лица. Вход в зал для них был совершенно изолирован от мужчин. Прислуга предполагалась исключительно из русских девушек.

Обычаи начала XX века запрещали женщинам из исламских семей появляться в обществе с открытыми лицами, бывать в театрах и общаться с посторонними мужчинами. Кудашёв-Ашказарский совершил небывалое. В оренбургской труппе играли трое или больше женщин-мусульманок. Именно этот факт не дал-таки свершиться премьере 3 декабря.

Разыгрался крупный скандал, мусульманское духовенство воспротивилось показу, и спектакль не состоялся. Тем не менее, именно 3 декабря 1905 года артисты татарского театра Оренбурга считают днём рождения своего театра. Чудом сохранились афиша того-самого несостоявшегося спектакля и газетная вырезка, подтверждающие, что именно здесь, в Оренбурге рождался первый татарский театр. После скандала труппа вынуждена была играть в частных домах и вскоре отправилась на гастроли по Поволжью. Вскоре она сменит название на короткое и звучное «Сайяр», что означает «странствующая» (по легенде, это название предложил Габдулла Тукай, друживший со многими артистами). И оно окажется пророческим. Долгое время у артистов не будет постоянного пристанища. Но именно эти кочевые годы дадут фундамент для национальных театров других городов.

Спектакли гастролёров были встречены с интересом. В Нижнем Новгороде в труппу вступила актриса Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. Волею судьбы там же, на Макарьевской ярмарке, где выступали татарские артисты, окажется в поисках работы молодой человек по имени Габдулла Кариев. С ярмарки он уедет вместе с труппой и всю оставшуюся жизнь (увы, недолгую) посвятит татарскому театру. В 1907 году артисты гастролируют уже в Москве в саду «Аквариум». В газетных материалах тех лет отмечалось, что труппа хорошо сыграна и ставит целью борьбу с безграмотностью мусульманского населения. Также особого внимания удостоился тот факт, что на сцене играли артистки-магометанки. Это воспринималось как смелый протест против закостенелых обычаев. После короткой передышки актеры вновь грузили на телегу свой нехитрый домашний скарб, служивший одновременно реквизитом и колесили по российскому бездорожью – от одной деревни к другой, с ярмарки до ярмарки. Главным богатством «Сайяра» были сами актеры-самородки, которые играли по наитию, руководствуясь каким-то шестым чувством. Оно подсказывало им, где кончается правдоподобие, имитация жизни и начинается художественная правда. В репертуаре труппы были пьесы Камала, Амирхана, Исхаки, русская (Гоголь, Островский) и зарубежная классика. Именно эта плеяда – Кудашев-Ашказарский, Муртазин-Иманский, Гиззатуллина-Волжская и Кариев стояла у истоков татарского профессионального театра. Каждый из них был яркой и разносторонне-одаренной творческой личностью. Кудашев-Ашказарский, кроме того, что был актером и талантливым антрепренером, прекрасно пел, играл на нескольких музыкальных инструментах.

Габдулла Кариев в одном лице был художественным руководителем, режиссером и ведущим актером труппы. Все, кто видел его на сцене, отмечали, что он не играл, а «жил» в образе. Внешность Гиззатуллиной-Волжской была под стать тем лирическим героиням, которых она играла. Невысокого роста, хрупкая, с большими выразительными глазами, красивым грудным голосом она стала первой известной актрисой татарского театра. Не секрет, что в числе поклонников ее таланта и женской красоты был Габдулла Тукай, посвятивший ей вдохновенные поэтические строки. Каждый из них отдавал себя театру целиком, без остатка…

Автор: Марина Бошина

Теги: #Этотдень, Год театра

Комментариев: 0