30 декабря, 09:08
30 декабря 1936 года Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии открыл свой первый сезон. Играли спектакль «Холопка» Николая Стрельникова. Сюжет повествует о забавных перипетиях в усадьбе графа Кутайсова. Его гости ожидают приезда парижской оперной дивы Мадлен Леблан. В числе приглашённых князь Никита Батурин и его сводный брат Андрей Туманский, бывший крепостной актёр. Приехав на праздник, Туманский узнаёт в «прославленной оперной певице» свою возлюбленную – крепостную актрису Арину Вишнякову. Сам выбор оперетты оказался для Оренбургского театра очень удачным. «Холопка» по сути была первой советской историко-бытовой опереттой. Пронизанная интонациями русских песен и бытовых романсов, она была с успехом сыграна семью годами ранее на открытии Театра музыкальной комедии в Ленинграде, неоднократно возобновлялась в этом и других театрах. Кстати, именно по мотивам этой оперетты двадцать с лишним лет спустя на «Ленфильме» сняли полнометражный фильм «Крепостная актриса» с Евгением Леоновым и Тамарой Сёминой в главных ролях. Идея оперетты возникла в ходе попыток переделать на русский лад «Принцессу цирка» Имре Кальмана. У одного из старых ленинградских артистов были найдены ноты сочинения Кальмана, испещрённые текстовыми пометками, русским стихотворным текстом, написанным поверх немецкого. Музыка со словами не совпадала, потому и её пришлось «досочинить». Советский композитор Николай Стрельников сделал это мастерски, и «Холопка» полюбилась зрителям. Оренбургским – особенно. Потому что была она далеко не первым опусом нового Театра музыкальной комедии. Однако, все предыдущие спектакли зрители и критики дружно отнесли к неудачному «прологу».
Этот спектакль совершил своего рода поворот в судьбе театра. Публика не ожидала, что её ждёт действительно увлекательное зрелище. «Они помнили летний сезон и скучные спектакли, в которых трудно было найти искорки театрального творчества», – писала пресса. Однако, «спектакль оказался весёлым зрелищем», – в один голос удивлялись критики. «Холопка» стала открытием для театра и публики. Сюжет и музыка, связанные с русской историей, удачные актёрские работы, гармонично вписавшийся в действие балет, всё это уводило от надоевших штампов. Критика и зрители оценили премьеру как «серьёзное и всячески приветствуемое» начало борьбы с устаревшими традициями, которые на провинциальных сценах были всё ещё сильны. Например, в том же сезоне были поставлены «Любовь моряка» Бернацкого и «Последний чардаш» Кальмана. О первой оперетте критика отзывалась положительно, а вот вторая вызвала резкий выпад в «Оренбургской коммуне»: «После постановки театром пошлой, никчёмной оперетты «Последний чардаш» появляется приказ о том, что «постановка является несомненно (!) творческим достижением театра… Так в воздухе зазнайства и любования несуществующими успехами воспитываются актёры этого очень ещё в творческом смысле незрелого, не имеющего своего лица театра».
Постановки предыдущих сезонов воспринимались и того хуже. Репертуар был достаточно характерен для того времени: «Весёлая вдова», «Цыганская любовь», «Марица», «Корневильские колокола», «Жрица огня», «Катя – танцовщица». Играли в тёплое время – на сцене Летнего театра парка «Тополя». «Хор, как правило, держится на сцене, как на похоронах близкого друга. Балет слишком тяжёл. При его появлении слабая летняя сцена начинает трепетать. Балерины танцуют с таким явным усердием, что, кажется, они не пляшут, а исполняют мучительную и трудную работу… Балет и хор всегда бывают одеты неряшливо. Часто появляются графы в люстриновых пиджаках, в тапочках «на резиновом ходу» и держатся на балу с грацией людей, одержимых одышкой или связанных по рукам и ногам...», – с фельетонной бойкостью писал журналист «Оренбургской коммуны».
Беспомощность труппы вызвана отчасти бедностью, отсутствие крепкой режиссёрской руки и самое главное – отсутствием постоянного помещения. Театр музыкальной комедии, возникший практически одновременно с образованием Оренбургской губернии, вёл кочевой образ жизни. Труппа формировалась стихийно, в тёплое время играли на сцене Летнего театра. Стационарное помещение было найдено – годным для оперетты признали здание бывшего Народного дома, на этом месте театр и находится по сей день. Оно требовало ремонта и открытие откладывалось. В здании в то время располагался гараж, во дворе находились конюшни. Пока его ремонтировали, часть труппы разъехалась, пришлось экстренно формировать новую. В таких условиях была поставлена «Холопка» – первый успешный спектакль труппы. И не случайно именно с этой премьеры по сей день ведётся счёт сезонам в Оренбургском театре музыкальной комедии.
Автор: Марина Бошина
Теги: #Этотдень, Год театра
Комментариев: 0