05 мая, 08:00

Бессмертный полк культуры: Константин Сергеевич Олегов

Бессмертный полк культуры: Константин Сергеевич Олегов

Фронтовые концертные бригады играли в военные годы особую роль.

Артисты работали в госпиталях, провожали солдат на фронт, выезжали на передовую, где в короткие часы передышек между боями должны были дарить солдатам тот самый «глоток мирного воздуха», воспоминание о доме, укреплять их боевой дух. Одной из первых из Чкалова (Оренбурга) выехала бригада драматического театра под руководством артиста Константина Олегова. Это был ноябрь 1941 года. Всего же за время войны в Чкалове было сформировано 17 фронтовых бригад. Тысячи концертов дали актеры в госпиталях, в военных частях, в домах Красной Армии. Дважды выезжали на Западный фронт, чтобы передать подарки солдатам и показать свое искусство в первых и вторых эшелонах действующей армии. Много лет спустя участник войны Дмитрий Гацков на страницах «Южного Урала» вспоминал о приезде на фронт наших артистов.

– В деревню, где стоял штаб дивизии, прибыли артисты Оренбургского драматического театра. Импровизированную сцену сделали в сарае. Но концерт был недолгим. Видимо, как-то пронюхали немцы, открыли ураганный артиллерийский огонь по деревне. Снаряды все ближе и ближе ложились к сараю. Несколько человек было убито и ранено. Пришлось зрителям, прикрывая собой артистов, выводить их в безопасное место. Но все равно приезд артистов-земляков поднял боевой дух наших войск.

Так, артисты делили фронтовые будни наравне с бойцами. И солдаты всегда ждали их, ведь фронту, по словам генерала армии Георгия Жукова, нужно было искусство как хлеб, как окопная махорка.

Продолжалась работа и на стационаре. Кому, казалось бы, нужен театр в годы войны? А вот нужен. Коллектив пересмотрел репертуар. Специальных пьес антифашистской тематики ещё не было, поэтому ставились спектакли о войне 1812 года, о патриотизме, о торжестве справедливости. Зритель не просто охотно шёл в театр, а требовал, чтобы театры работали, как оборонные предприятия. Публика – фронтовики, труженики тыла, эвакуированные и раненые в постановках искали ответы на те вопросы, которые им ставила жизнь, театр был необходим, как эмоциональная отдушина, «рекреация» и средство осмысления всего происходящего. В архиве актёра Виктора Азарова хранилось письмо фронтовика, которое он берёг, как драгоценность.

– Не могу не выразить вам своих глубоких чувств и признательности за хороший, виденный мною спектакль, – писал фронтовик Павел Гарбарь. – Велико наше искусство! Оно воспитало в нас чувство беззаветного служения Родине и увлекает на благородные подвиги во имя Отчизны.

Премьеры шли одна за другой, так, что артисты и цеха день и ночь готовили новые спектакли. Причём ставилось всё на минимальные средства. Художники и работники цехов вспоминали, что им приходилось быть невероятно изобретательными, чтобы подготовить реквизит к новым постановкам. За 4 военных года в театре было поставлено 46 пьес. Среди них «Так и будет» Симонова, «Лес» Островского, «Партизаны в степях Украины» Корнейчука, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Горе от ума» Грибоедова и др.

Одним из ярких спектаклей театра был «Олеко Дундич» по пьесе Александра Ржешевского и Михаила Каца. И здесь снова мы встречаем имя актёра Константина Олегова. Герой пьесы – сербский учитель – становится выразителем идей революции 1917 года, героем-освободителем маленького народа. Талантливо и темпераментно вел роль Олеко артист Константин Олегов. Им был создан образ отважного и бескорыстного офицера. Спектакль поставили в ноябре 1942 года, в дни тяжелых боев под Сталинградом. Герой СССР Николай Городничев писал в «Чкаловской коммуне»: «Уходя из театра, чувствуешь, что еще сильнее становится ненависть к врагу и еще горячей любовь к Родине и своему великому русскому народу».

Материал создан на основе публикаций помощника руководителя по литературной части Оренбургского драматического театра Марии Рябцевой.

Автор: Марина Бошина

Теги: Бессмертный полк культуры, Победа

Комментариев: 0