01 мая, 08:13

Портрет Максимилиана Волошина – плод «Лета в Коктебеле»

Портрет Максимилиана Волошина – плод «Лета в Коктебеле»

Портрет Максимилиана Волошина художник написала во время отдыха в Коктебеле. В доме у писателя собиралась творческая интеллигенция. Именно там Остроумова-Лебедева создала портреты Михаила Булгакова, который позировал и одновременно диктовал своей жене будущую пьесу «Дни Турбиных», Андрея Белого, Валерия Брюсова и других известных писателей, художников. 

– Увлеченная красотою природы, я много, просто запоем, работала. Располагалась на берегу моря. Уходила в степь или поднималась на соседние горы, откуда открывался широкий вид на море, на круглую, как чаша бухту, на причудливый рисунок берегов, – пишет Анна Остроумова-Лебедева.  

Портрет Волошина она считала неудачным, по словам художницы, поэт в это время болел, и живопись получилось «скучной». Чего нельзя сказать о времени, проведённом в Коктебеле. Дом Волошина стал для его частых обитателей – творцов, художников и поэтов – источником вдохновения, где они могли общаться, писать с натуры. Сам Максимилиан Александрович организовывал забавные конкурсы, поддерживал всеобщее веселье и творческий дух. Художник Остроумова-Лебедева провела в Коктебеле 4 лета, за которые создала ряд акварельных портретов. Среди прочих позировал ей Валерий Брюсов.

– Над портретом я работала уже четыре сеанса и была недовольна своею работой. В эти дни, что бы я ни делала, чем бы ни занималась, мысль о портрете занозой сидела в моем сознании. Последние дни перед своим отъездом Валерий Яковлевич позировал мне по два раза в день,– пишет Остроумова-Лебедева в дневнике. Наконец, после длительных мучений, Брюсов вдруг предстал ей в ином свете: во время спора он позабыл, что позирует, вскочил со стула и весь обратился в порыв. Это был совершенно другой человек, сущность которого в портрете не отразилась. Художник каким-то неосознанным молниеносным движением смыла губкой всю свою работу. Вдруг она поняла, что не Брюсов всё время прятался за внешней «заслонкой» и ей не удалось воплотить самое главное. Он был огорчён, что работа не удалась, но всё-таки обещал ей позировать снова осенью. Спустя месяц писатель умер. Остроумова-Лебедева больше никогда не видела его и очень сожалела об уничтоженной работе, ведь это был последний прижизненный портрет.

Имя художницы также ассоциируется с гравюрами, посвящёнными родному Санкт-Петербургу. Остроумову-Лебедеву называют «звездой первой величины», возродившей искусство гравюры в России, а также справедливо считают «женским лицом Санкт-Петербурга». Её гравюры сравнивают с поэзией Блока, точно и аскетично воссоздающей образы города на Неве. Художник посвятила Северной столице более 80 произведений.

Подлинник портрета Максимилиана Волошина, автопортрет, а также другие работы Анны Остроумовой-Лебедевой можно увидеть в областном музее изобразительных искусств (переулок Каширина, 29). Выставка из собрания Государственного Русского музея продлится до 27 июня.

 

 

Автор: Марина Бошина

Теги: Выставки, Проекты

Комментариев: 0