18 июля, 09:55
У Оренбургского театра кукол сегодня сразу 2 дня рождения. Во-первых, свой праздник отмечает актёр Андрей Гордеев, а во-вторых именно в этот день в 1935 году на эстрадной площадке детского парка имени Кирова (ныне парк имени Перовского) был показан первый в истории оренбургского театра кукол спектакль «Ивашка-батрачонок». Ровно в 6 часов вечера парк заполнили ребята из пионерских лагерей, детских садов и школ. За бархатной темно-зеленой ширмой прятался простодушный Ивашка.
Точно не известны все детали сюжета, но, судя всему это был идеологически-выдержанный спектакль. В одном из отчётов тридцатых годов отмечалось, что «тематика репертуара подобрана по следующим отделам: 1 – жизнь детей зарубежных стран и их эксплуатация капиталистами, борьба детей против эксплуатации; 2 – жизнь детей в Советском Союзе и забота о них со стороны партии и правительства; 3 – быт старой деревни и эксплуатация детей и подростков кулаками». Вероятно, «Ивашка-батрачонок» относился к пьесам третьего направления. На чудом сохранившихся фотографиях можно увидеть куклу мальчика то с ведрами воды, то за другой работой, за которым все время наблюдают хозяева со злыми лицами. В афише автором пьесы значилась Мария Лидеман. Репертуар театра, состоявший поначалу из постановок её пьес вполне соответствовал идеологической тематике, что хорошо видно по названиям спектаклей: «Ребята страны Советов», «Бей тревогу – враг у ворот», «У Джима есть товарищ».
А сыграли в первом спектакле четыре актера, на афише значатся имена: Л. Ведерниковой, М. Князевской, А. Болгарцева, А. Гуревич. Музыкальное сопровождение спектакля принадлежало М. Дриженко. Как выяснилось, большая часть творческого коллектива оренбургского театра была питерского происхождения. В тридцатые годы XX века Оренбург был местом ссылки, так здесь оказались многие творческие люди. В их числе и актриса Ведерникова Людмила Владимировна. Между прочим, солистка Мариинского театра в Ленинграде (меццо-сопрано), исполнительница ведущих оперных ролей и партнерша Фёдора Шаляпина в опере «Борис Годунов». В 1935 была выслана в Оренбург и здесь стала одной из первых актрис вновь созданного театра кукол, в котором проработала до 1950-го года. В личном деле Ведерниковой, сохранившемся в областном архиве, черным по белому записано, что предыдущее место её работы – Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова. Ничего себе кадры в театре кукол! А действительно, куда было деваться профессиональной актрисе, ведь театра музыкальной комедии в Оренбурге тогда ещё не было. Зато здесь, в рождающемся театре для детей, её сценический опыт очень пригодился. Связи с северной столицей этим не ограничивались. Куклы к первому спектаклю тоже были сделаны в Ленинградском кукольном театре скульптором Мясниковым. Спустя год кукол будут создавать в Оренбурге, но, опять-таки, с помощью ленинградских мастеров. Итак, постепенно складывалось представление о составе первой труппы Оренбургского театра юных зрителей. В нее входили образованные люди, профессионалы, многие из которых попали в Оренбург, в ссыльный край, из северной столицы.
В сентябре первого театрального года рецензентами уже отмечалась «большая работа Оренбургского театра кукол по художественному воспитанию детей». Было поставлено девять спектаклей для детей, шесть из которых – на злободневные темы по пьесам Марии Лидеман. Рецензент отмечала замечательные декорации, световые эффекты и выразительных кукол, которые привлекали сотни ребят в клубе имени Ленина, где ежедневно в весенние каникулы шли спектакли театра. Конечно, в середине 30-х годов репертуар страдал из-за отсутствия драматургии для театра кукол. Но, на первых порах, пьесы Лидеман помогли нашему театру утвердиться как театрально-зрелищному предприятию, выполняющему задачи идеологического воспитания подрастающего поколения.
Возникновение театра юных зрителей стало заметным и радостным событием в жизни оренбургской детворы. Пресса не оставила его без внимания. В статье, посвященной второй постановке «Ребята страны Советов», выражалась горячая заинтересованность в дальнейшем развитии театра: «Имеющий громадное воспитательное значение, сумевший завоевать симпатии ребят, театр вправе предъявить большие требования к общественности. У молодого театра нет ни собственной игровой площадки, ни прочной материальной базы. Долг общественности укрепить этот очаг культурного, веселого и полезного досуга детей». О популярности первого детского театра в Оренбурге можно судить по тому, что за первый летний сезон на его представлениях побывали 15 тысяч зрителей. И хотя назывался он тогда «Театр Юного Зрителя», оренбургский областной считает именно 18 июля днём своего рождения.
Материал подготовлен по книге заведующей литературно-драматургической частью областного театра кукол Екатерины Шараповой «Люди и куклы».
Автор: Марина Бошина
Теги: #Этотдень
Комментариев: 0